Золотой ключик от тайных книг

Виктор Притула
Новая книжная серия «Ключи от тайн», выпускаемая питерским издательством «Амфорой», набирает обороты.  С первыми книгами серии читатели «Слова» знакомы по предыдущим обзорам, однако регулярное появление новинок как отечественных, так и зарубежных авторов, побудило меня составить отдельный обзор этой серии, где в причудливом орнаменте переплелись многие жанры.
Начнем мы обзор с книг отечественных авторов, которые нисколько не уступают господину Дэну Брауну и же с ним.
Виктор Сенин – профессиональный журналист, человек весьма серьёзный решил обратиться к жанру «параприключений и параистории». На протяжении всего своего существования человек постоянно сталкивался с непонятными и необъяснимыми явлениями, сопровождающими его жизнь, но особенно его интересовало великое таинство загробного, потустороннего мира. Эту веру людей в продолжение жизни в мире иного, неземного измерения столетиями использовали и продолжают использовать представители чёрной и белой магии, медиумы, колдуны и прочие шарлатаны.  Однако непознанное существует. Беда лишь в том, что в своём земном существовании человек оторвал свою жизнь от Вселенной.
За тысячелетия развития цивилизации, утратив ощущение единства с мирозданием, которое было у предков, а с ним и священные знания, он, беспомощный, остановился перед загадками и тайнами Космоса. В центре сюжета романа Сенина «Сын фараона» молодая француженка обнаруживает в случайно найденном манускрипте описание чудесного состава, продлевавшего жизнь фараонам на века и даже тысячелетия. Сюзанна Моран едет в Египет, чтобы обнаружить недостающую часть рукописи и узнать рецепт состава. Там она, после множества приключений, встречает настоящего... фараона, знающего тайну эликсира бессмертия.
С изумлением вместе с героем романа Станислава Птахи «Красная готика», обнаружил, что знаменитая книжка Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» есть ничто иное, как масонская инструкция. Вот уж где фантазиям автора нет предела. Канун Второй мировой войны. Провинциальный русский городишко. Таинство власти - одна из самых интригующих загадок в истории человечества. Кто приводит в действие тайные пружины, управляющие миром? Это предстоит узнать героям мистического романа «Красная готика». «Специальная группа по превентивной идеологической пропаганде», собранная из разного рода неудачников и «лишних людей», оказывается настоящим змеиным гнездом, в котором члены могущественного тайного Ордена борются за древнее оккультное знание, способное сделать своего обладателя сверхчеловеком. В итоге опальный майор НКВД Прошкин, парень простоватый, пьющий, но в общем-то, не злой  начинает потихоньку распутывать хитрый клубок из недомолвок и сознательной лжи. Ещё не утихли страсти вокруг Дэна Брауна с его «Кодом да Винчи» и скандальной версией жизни Иисуса Христа, и вот появляется петербургский востоковед Дмитрий Орехов, чтобы воскликнуть: «А Будда - то – ненастоящий». По-крайней мере, один из них. Автор книги «Будда из Бенареса» выдвигает свою версию, согласно которой благородного Сиддхартху потеснил его коварный кузен по имени Девадатта. Он-то, и назвал себя Буддой, он-то и ввёл военизированную монастырскую дисциплину. Естественно, ни о каком Просветлении основателя буддизма не может быть и речи. Это совершенно не соответствует живой традиции и практике буддизма, которая не видит противоречия между активностью и мудростью, радостью и состраданием. Но желаемого скандала книга не произведёт. Даже если бы выяснилось, что Гаутама Шакьямуни не существовал вовсе, буддизм всё равно бы не пострадал. Что же касается великого Леонардо и приписываемого его «Тайной вечере» срытого кода, то  питерский искусствовед Любовь Кудрявцева взяла за основу своего романа «Год Рубенса» не сомнительную конспирологическую гипотезу, а вполне жизнеподобную историю международной тяжбы вокруг картины Рубенса «Тарквиний и Лукреция». Главная героиня работает в Эрмитаже и подрабатывает частной экспертизой для западных коллекционеров. Рубенс и все его «рубенсовские женщины» для юной героини – всего лишь тема полузабытой университетской лекции и предметы рутинной служебной деятельности. Гораздо больше музейщицу интересует охота на зарубежного жениха. Книга написана по мотивам недавних событий, связанных с обнаружением нескольких полотен Рубенса, ранее считавшихся утраченными. Роман раскрывает секреты творчества великого фламандца, приподнимает завесу тайны над его жизнью, побуждает по-новому взглянуть на нравы эпохи Возрождения.  Грандиозный философско-фантастический роман  Павла Амнуэля «Люди Кода» впервые выходит в России и существенно переработан для серии «Ключи от тайн». В чем предназначение человека? В чем предназначение человечества? Герой книги приходит к убеждению, что возможно, легенды о Мессии - это мечты о приходе человека, который окажется в силах вывести человечество на совершенно новый уровень бытия? Борис Стругацкий написал об этом романе «Пpоизведение стpанное, совершенно незнакомое, необычное, даже какое-то диковатое. Я читал его с огромным удовольствием и рекомендую всем, кто его еще не читал».
Мариус Брилл работал швейцаром и журналистом. Роман «Хищная книга» - его первая книга. Жемчужина современного английского барокко, этот роман не оставит равнодушными ни поклонников Бриджит Джонс, ни ценителей Шекспира. Миранда, симпатичная продавщица шикарного лондонского универмага, отчаянно мечтает о романтической любви, хотя жизнь с неизменным цинизмом подбрасывает ей лишь туповатые «экземпляры» более или менее мужского пола. Но все меняется, когда в руки Миранды попадает таинственный трактат «Вертикаль страсти» - книга, обладающая разумом и чувствами. Биография Эдгара Аллана По полна неясностей и пробелов. Неизвестно, что стало с его отцом, театральным актером Дэвидом По, покинувшим семью, когда Эдгару было два или три года. Никто не знает, куда исчез сам великий писатель незадолго до своей смерти. И почему после недельного отсутствия он появился без денег, в чужой одежде, совершенно неспособный объяснить, что с ним произошло. Однако для Эндрю Тейлора – автора романа «Загадка Эдгара По»   эти «тёмные пятна» в биографии знаменитого мистика, прежде всего повод, чтобы сочинить свою собственную историю. Маленький американец не является активным действующим лицом, но его присутствие служит своеобразным катализатором для развития сюжета. Именно то, что он и его друг Чарли так похожи друг на друга, что их часто принимают за родных братьев, служит завязкой для всего действия.