Поэзия и правда

Виктор Притула
В петербургском издательстве «Амфора» вышел новый роман Валентина Черных «Взрыв секс-бомбы». В книге, где виртуозно переплетены трагедия и фарс, предельно циничный расчёт и высокое человеческое чувство, автор с большим знанием предмета рассказывает о жизни современных российских кинозвёзд. Да и кому, как не Валентину Черных писать о жизни в мире кино, ведь он один из самых известных российских сценаристов, написавший сценарий к «оскароносной» ленте «Москва слезам не верит». Новым романом издательство открывает книжную серию «Валентин Черных».
В другой авторской серии «Светлана Борминская» вышли две книги из новой трилогии о журналистке из Томска Ирине Костриковой, которой приходится в одиночку противостоять жестокому миру московского криминала и бороться за свое счастье. Женские детективы  Светланы Борминской  могут стать серьёзными конкурентами для её столичных товарок по перу. Эта талантливая писательница после грандиозного успеха дебютной книжки «Охота на старушку» расписалась почище Дарьи Донцовой. «Я пишу истории, а не прозу, говорит Светлана Борминская.  Два других романа – «Цыганочка с выходом» и «Почтовый романс» — тоже истории о маленьких подмосковных городках и о женщинах вроде меня. Детективные истории, смешные».  Но есть у нее детективные истории и грустные как, например, «Счастье – перелётная птица», о которой я писал в своих обзорах. Два романа об Ирине Костриковой «Москва» в решете» и «Клубника в горьком шоколаде» - это истории, претендующие на лавры нового Эраста Фандорина. Вот только бы ещё немного рекламной раскрутки, как у Оксаны Робски, и цены бы Борминской не было.
Как известно, история повторяется дважды. Первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса. Чего больше — трагедии или фарса в жизни того поколения, что смолоду надышалось «воздухом застоя» и позже было названо «потерянным», как и поколение Хемингуэя. Книга рассказов Веры Кобец «Сладкая жизнь эпохи застоя» — своеобразный ответ на этот вопрос. Следует признать, что русская женская проза в «амфоровской» серии «Романтическая драма» ничуть не уступает прозе наших крепких литераторов из числа мужчин. Подтверждением тому, кроме рассказов Веры Кобец, известный роман Инги Петкевич «Плач по красной суке». И вовсе не потому, что экс-жена Андрея Битова должна писать не хуже своего экс-мужа. Как выразился известный петербургский критик Виктор Топоров: «Плач по красной суке» - сильная книга, и чувства она будит сильные. Петкевич пишет куда жестче Битова, и ее ближайших сородичей по литературному цеху - Варлама Шаламова, Фридриха Горенштейна и Людмилы Петрушевской.
Из книг, выпущенных московскими издательствами, отмечу несколько интересных  явлений, опять же связанных с женской прозой. Очевидно, это знамение и русскую словесность XXI решили прибрать к рукам женщины. Во всяком случае,  «Вагриус» выпустил две заметные книги, авторами, которых являются женщины. Это римейк одноименного фильма «Дура», сценарий которого был написан Натальей Назаровой, взявшей в качестве псевдонима для романной версии имя главной героини  Ульяны Тулиной. Как и фильм, эта книга не оставит читателя равнодушным. И не только своим трагическим финалом. А вот американские байки Валентины Румянцевой собранные под обложкой книги «Коктейль по-американски» заставят улыбнуться даже самого угрюмого читателя. Всё-таки сказывается, то, что   Америка находится на другой половине нашего шарика, а соответственно всё у них там вверх тормашками. И всё это вверх тормашками начинает происходить и с нашими русскими, грузинами и евреями, стоит лишь им опрокинуться в американские штаты.
Набирающая популярность после успеха телесериалов, поставленным по её промышленным триллерам, Юлия Латынина решила на время отставить в сторону и олигархические триллеры и любимые ею фэнтези. Теперь её занимает Кавказ. В издательстве «Эксмо» вышел очередной политический триллер из кавказской жизни «Ниязбек». Критика поспешила назвать эту книгу современным «Хаджи-Муратом». Каюсь, не знаю с чем, современная Льву Николаевичу, критика сравнивала «Хаджи-Мурата», но роман  Юлии Латыниной про другой Кавказ, где людьми движет не вера, а одна лишь банальная корысть, и где все современные Хаджи-Мураты просто обречены сгинуть в болоте коррупции, пропитанном гексогеном.
И в заключение о книге очень талантливой дебютантки в литературе Елены Долгопят.
Сборник новелл «Гардеробщик» с одной стороны книжка процентов на семьдесят придуманная под влиянием Хулио Кортасара, а с другой стороны процентов на пятьдесят, подслушанная в электричках. Но, надеюсь,  человек умеющий слушать и придумывать закрученные сюжеты, владеющий стилистическими приемами и  даром создавать запоминающие образы, непременно скажет своё оригинальное слово. И тогда мы по достоинству сумеем оценить литературные достоинства писательницы Елены Долгопят. А её дебют  в серии «Живая линия», которую ведет в издательстве «Престиж-книга» несгибаемый Борис Кузьминский, действительно многообещающ.