Мальчик Коля и его доля

Александр Пчельников 2
 1. День стоял солнечный,яркий,морозный.Группка мальчуганов,-грязных,неухоженных,с неумытыми лицами,-покопавшись в контейнерах с мусором,пристроилась возле кирпичного закопченного забора,покурить.Я в это время занимался уборкой двора и обратил внимание на одного из этих мальчишек.Он был одет почище других и с лицом смышленым,но грустным-грустным.Я заметил,что,когда пацаны задымили сигаретами,он отмахнулся от дыма,закашлялся и отошел от них в сторону.Видно было,что табачный дым ему был неприятен,что он пока еще не научился курить.Отойдя в сторону,мальчик затоптался на месте,точно не зная,что ему делать,куда идти.Я подошел к нему и заговорил.Разговорившись с мальчиком,я узнал от него историю его жизни и хочу поведать ее вам.                Мальчика звали Колей.Живет он с отчимом и матерью,которая сейчас находится в больнице.Отчим его пьет,пропил даже новый школьный костюмчик мальчика.Этот школьный костюм мать мальчика купила ему на с трудом скопленные деньги перед самым началом учебного года.Лишившись костюма,мальчик теперь не ходил в школу,потому что в повседневной одежде-не совсем опрятной,застиранной-ему ходить на уроки было стыдно и неловко.Неловко-перед учителями;стыдно-перед своими одноклассниками.Но отчим гнал его по утрам в школу,и мальчик уходил из дома под видом,будто он уходит на занятия,однако в школе он не появлялся:бродил,где придется,часто мерз на улице,голодал.                Однажды,бродяжничая,он почувствовал себя таким одиноким,таким заброшенным,таким несчастным,что бросился в больницу к матери,чтобы пожаловаться ей на свою несчастную жизнь,на свою горькую долю.                Мать лежала в больнице в светлой палате.Коля вошел в палату в сопровождении больничной сестры.Мать лежала на койке у окна.Она выглядела плохо:похудевшая,осунувшаяся,измученная болезнью.Коля бросился к ней и заплакал...Он жаловался матери на отчима,рассказал,что не ходит в школу,что пропадает без нее.Мать утешала его,говорила,что обязательно выздоровеет и не оставит его одного на свете.Но мальчик знал,что она больна неизлечимо,что она обречена и скоро-скоро оставит его на земле одного,и поэтому был безутешен...                Из больницы мальчик вышел заплаканный,с отчаянием в сердце.Тут и подвернулась ему группка мальчишек-бродяжек.Он им сказал,почему он плачет.Мальчишки его пожалели и приняли в свою компанию.И с этого времени Коля целые дни проводил с ними.                -Не обижают они тебя?-спросил я Колю.                -Нет,не обижают,дядя,-ответил мальчик.-Но они,как беспризорные,курят и матерятся.А мама мне наказала,чтобы я не учился курить и с беспризорниками не связывался.Но у меня нет других друзей,и они совсем неплохие,Правда,воруют и курят,но такая уж у них жизнь,такая у них доля.И ничего уже тут не поделаешь,-с ноткой обреченности в голосе закончил он наш разговор.                Невесело мне было все это слышать от мальчика лет десяти-двенадцати.И мне тогда подумалось о дальнейшей его судьбе.Что ждет его впереди?Кто о нем позаботится?Кто его выведет на дорогу большой взрослой жизни?И каким человеком он ступит на эту дорогу-надломленным,с болью в душе,ожесточившимся,отчаявшимся,несчастным? Этот вопрос для меня остается без ответа.                                2. Однажды Коля проходил мимо детского сада,куда его когда-то водила мать.Во дворе детского сада было тихо и пусто.Было время тихого часа,и детей во дворе не было-не видать,не слыхать.Коля вошел через незапертую калитку во двор,посидел в беседке,потом залез на горку и скатился с нее вниз.Скатившись с горки,он поднялся на ноги и тут обратил внимание на тихий перестук льдинок-игрушек,развешенных на деревцах рядом с горкой.Льдинки были разноцветные:розовые,зеленые,желтые.Они сверкали на солнце.Иногда их покачивал ветер,и,раскачиваясь,льдинки-игрушки ударялись друг о дружку...                Эти игрушки намораживали из подкрашенной воды под руководством воспитательниц сами дети и развешивали при помощи вмороженных в игрушки ниточек-петелек на веточки деревцев накануне Нового года,как украшения.Коля знал это и сейчас,глядя на эти игрушки из льда,вспомнил,как хорошо и весело было в детском саду жить,и как там всегда шумно и весело праздновали приход Нового года.И тут он подумал,как у него в жизни сейчас все плохо,и ему захотелось заплакать.                В эту самую минуту воспитательница детского сада Анна Герасимовна стояла у окна и смотрела во двор.Гуляющий во дворе мальчик привлек ее внимание.Он показался ей знакомым,и вскоре она его узнала."Да это же Коля Иванов!"-сказала она себе.Коля,в свою очередь,заметил стоявшую у окна воспитательницу и,подбежав к окну,закричал:                -Анна Герасимовна!Анна Герасимовна!Здравствуйте!Я вас узнал!                Анна Герасимовна вышла на улицу поговорить с мальчиком.На глазах у мальчика блестели слезы радости.Он прижался к ее ногам.Воспитательница погладила его по плечу и спросила:                -Что случилось?Ты плачешь?Ты рад нашей встрече?                -Анна Герасимовна,как давно я вас не видел!-крикнул мальчик.-Я всегда вспоминал вас и наш детский сад!Вы добрая,и в детском саду было так хорошо!Я всегда о нем вспоминаю и люблю его!                -Ты продрог?Как ты дрожишь!-сказала Анна Герасимовна.-Пойдем,пойдем в помещение.Будешь нашим гостем.                ...Когда они сидели в светлой детсадовской столовой,мальчик рассказал своей воспитательнице Анне Герасимовне о своей нынешней жизни.Анна Герасимовна,слушая мальчика,только покачивала головой,сочувствуя ему и сопереживая.                -Ах ты несчастный!-вырвалось у нее один раз.-Что же мне теперь с тобой-таким-делать?Мама твоя,значит,в больнице?И в школу ты не ходишь?Беда,беда,просто беда! ...Так жить тебе больше нельзя.Будешь ходить ко мне в гости.Стану о тебе заботиться.А что нам с тобой делать дальше,видно будет.Пока же побудь у нас,погости,а вечером вместе со мной пойдешь ко мне домой.У меня дома тепло и уютно.Ты согласен?                -Вы добрая!-крикнул мальчик.-У меня теперь никого кроме вас нету.Ведь мама моя скоро умрет...                Вечером из детского сада вышла Анна Герасимовна.С ней шел мальчик Коля.                                                3.Мама умерла в больнице.О том,что она умерла,мне сообщил отчим.Это известие было для меня настоящим потрясением:я вдруг осознал,что остался совершенно один на земле-сиритой.                Когда маму хоронили,была первая этой зимой оттепель.Пахло весенним теплом.Но меня это мало радовало.Солнце мне казалось черным.Мир непонятно для чего существующим.Люди непонятно для чего на земле живущие.                Маму похоронили за городом на новом кладбище.На этом кладбище стояло всего два ряда надгробий с венками,прислоненными к ним.Среди этих надгробий и венков кружил прошлогоднюю листву,пахнущий весной,ветер,который налетал из широкой,с редкими деревцами,степи,где еще лежал местами снег.                После похорон прошло несколько дней.И вот однажды я был дома и сидел у окна.За окном на улице уже наступил вечер, и там стоял крепкий мороз и посвистывал ледяной ветер.Он осыпал стекла снежной пылью.Вдруг о стекло что-то ударилось и забилось на карнизе.Это просился домой голубь.От сильного ветра голубь с трудом удерживался на карнизе,и,казалось,что его вот-вот сдует...И тут мне подумалось о душе моей мамы.Она мне рассказывала,что в каждом человеке живет душа,и когда человек умирает,душа покидает его и улетает на небо.Но перед тем,как улететь навсегда на небо,душа умершего человека навещает родных своих людей,чтобы проститься с ними навечно...                "Это душа моей мамы.Она навестила меня"-сказал я себе.И я закричал:-Мама!Родная моя!Мне без тебя тяжело жить!Не улетай!"                Тут в окно ударило ветром и голубь,трепеща,соскользнул с карниза вниз.                -Держись,мама!-крикнул я.-Я бегу тебе на помощь!                Я выбежал на улицу.На улице бесновалась пурга.Лицо мне обдало ледяным ветром,глаза запорошило снегом.Но голубя я скоро нашел.Он сидел под нашим балконом,прижавшись к стене.Он замерзал,обессиленный борьбой с ветром и лишенный укрытия.                Этого голубя я принес домой.И с этого дня он стал у меня жить.От отчима я его прятал под своей кроватью;поил,кормил и все ждал подходящего дня,когда можно будет выпустить его на волю.Но однажды мой отчим чуть было его не съел.Он случайно увидел голубя и заявил,что сварит из него суп.                -Разве можно из голубя варить суп?-спросил я.                -Еще как можно.И суп из него будет превкусный,-сказал отчим.                -Я не дам варить из голубя суп!Он мой!Он прилетел ко мне!Это душа моей мамы!Она прилетела навестить меня!Она замерзала,но я ее спас.А вы хотите его,моего голубя,съесть?Съесть душу моей мамы?-так я сказал тогда моему отчиму.                -Кажется ты начинаешь сходить с ума,-сказал на это отчим и отстал от меня.                ...А совсем недавно я возвращался из школы домой...Я ходил в школу благодаря Анне Герасимовне,воспитательнице из детского сада,ставшей обо мне заботиться и купившей мне школьный костюмчик.Да,шел из школы домой,и вдруг увидел в небе кружащую стайку голубей.День стоял солнечный,теплый-была оттепель.Стайка голубей купалась в весеннем небе.Я засмотрелся на нее.И тут мне стукнуло в голову:надо сейчас же выпустить на волю моего голубя.Он полетит.Он примкнет к этой стайке и не будет тогда одиноким.Он познакомится с другими голубями и станет жить на свободе,как живут все голуби.                Я прибежал домой и вынес моего голубя на улицу.Я выпустил его из рук и он полетел прямо в небо.                Так душа моей мамы поднялась на небо.Я был рад за нее.Даже больше:в ту минуту я был по-настоящему счастлив,-первый раз за долгое время...