Краденое счастье рассказ Галина Слинько

Галина Слинько 2
Чудная осень нынче выдалась в нашем степном краю. Редкое безветрие.
 Погода балует. Хлеба уродились на славу.
Люди довольные,новости обсуждают. В город прислали нового судью. Прямо из университета, говорят, отличник. Сразу назначение дали. Не велика новость, сколько их тут перебывало.
  Только соль новости в том, что холост судья. И собой не дурен. Девчата кругами ходят по улицам, лишь бы повстречаться с новым женихом. И пошла тихая борьба между невестами. Кого выберет? Кому счастье выпадет?
  Елена Моисеевна молча наблюдала, как её любимая внучка укладывает красивые толстые косы вокруг головы. Тяжёлые, не держатся, опустила их на плечи, расчесала завитки вокруг лица. Уловив на себе добрый бабушкин взгляд, спросила: « Бабуль, когда уже разрешишь мне избавиться от этой ноши?» - Надя небрежно шлепнула руками по косам.
- В восемнадцать лет маленько их укоротишь, Наденька, как и был договорено с тобою. Косы - это твой оберег.
- Бабушка, от чего оберег? Всё это  предрассудки. Ненавижу я эти косы.
- Замолчи! Господи, прости это неразумное дитя,
  -бабушка обиженно отвернулась к окну.
- Ты что, бабуль, нахмурилась? Я это просто так сказала, не сердись.
 А хочешь, я с ними в книгу рекордов Гиннеса впишусь, всю жизнь буду их чесать да холить.
-Да куда тебе, слаба ты для рекордов-то. Выслушай меня, внученька, предчувствие у меня недоброе.
- Ой, не начинай, я послушаю, говори, только недолго.
- Спешишь? Ладно, недолго. Только ты услышь меня, внученька.
  Стар он, жених-то этот новоиспечённый для тебя. Да и ростом проигрывает. Эка невидаль - судья с высшим образованием. Дак, вот и ты через пять лет будешь его иметь, высшее-то образование. Да и не может быть, чтобы был он один, поди, жена есть? Не верь ему. Остерегись, внученька, прошу. Не доверяйся.
-Бабушка потянулась за носовым платочком.
-Ой, бабуль, хватит, на дискотеку я, как всегда. Скоро приду. Приляг, наверное, у тебя опять давление шалит.
-Шалишь ты, Надежда. Ладно уж, иди.
Ушла. Не услышала. На все воля Господня. А Надежда пошла не на дискотеку, а в кафе. Не открылась бабушке-подружке, что просил её заглянуть туда тот самый новый судья, обещая угостить мороженым. Надежду в очередной раз лишь удивила бабушкина прозорливость. Домой пришла внучка на рассвете. Тихо вошла к бабушке в комнату.
-Я глухая, бабушка, я глухая! Прости, я не услышала тебя. Прости меня!
  - причитала Наденька.
  - Бабушка, я его ненавижу. Все так мерзко. Жить не хочется.
Бабушка прижала голову внучки к своей груди. Молча гладила её распущенные косы и плакала вместе с нею. Да, для твоей мамы главное, чтобы вы были сыты и не хуже других одеты. Торговля украла не только её время, но и её душу закабалила.
  Отец - вечный странник на своих поездах. Вина только на мне. Слишком тебя люблю и слишком доверяю. Теперь вижу, что зря. Нелёгок крест тебе выпал, ох, нелёгок.
 - Бабушка вдруг стала серьёзной.
- Как смогу, так приготовлю путь тебе. Расскажи мне всё. Как на духу. Наденька знала это выражение с детства. Строгий взгляд и голос бабушки заставили собраться её с мыслями.
  Ох, как стыдно было Наде, но пришлось всё рассказать. После обеда бабушка, надев свой парадный жакет, пошла к судье на приём. В суде людей не было, секретарь пропустила Елену Моисеевну сразу.
 -Доброго вам дня, Илья Прокопович, - поздоровалась Елена Моисеевна.
  - Я Наденькина бабушка. Будем знакомы.
  Судья оторвал взгляд от бумаг.
- Рад знакомству, - медленно проговорил он.
- Вижу. Твоя радость вся на лице написалась. Удивлением. Что ж ты, судья,   внучку мою обесчестил?
Илья Прокопович хотел было возразить, но Елена Моисеевна опередила его речь.
- Не перебивай меня. Возраст мой почти. Знаю, что ответы у вас, вот таких резвых, на всё готовы. А я тебе вот что скажу: сумел ягодку сорвать, не дай погибнуть, поддержи.
 Узаконь всё, а там как Бог пошлёт. Она ведь в университет поступила.
А ты ей жизнь сломал.
- Да  это молодость, гормоны,
 - с явно натянутой беспечностью возразил Илья Прокопович.
 - Вы не поверите, но   она ведь сама в мою постель залезла.
  А я уже почти женат, формальности осталось лишь узаконить,
  - быстро заговорил судья.
- Женат!   Ах ты, стервец! А вчера из памяти выпала будущая жена? Взял бы да выгнал Надежду, видел ведь, что дитё ещё. И ей через стыд наука была бы. Видать, нет на тебе, жеребец, никакой уздечки. Что ж ты её, молодушку, в квартиру пригласил? Весь грех на тебе. И я тебе его не спущу. Первый твой суд в нашем городе будет тебе. Если к вечеру сватать с хлебом-солью не придёшь, подам заявление об изнасиловании.
- Не выйдет, - хотел   было возразить   Илья Прокопович.
- Эх ты, судья, она с виду рослая, а ей только семнадцать и то через месяц будет. Так что процесс будет громким. Не приведи Господь!
- Но она мне сказала, что ей уже восемнадцать.
- Она сказала то, что ты хотел услышать. Да и спрашивал ли ты о возрасте? А хоронить мою красавицу из - за тебя, кобеля, я не стану. Если всё было бы по - другому, так на порог не пустила тебя. Стар ты для неё. Но раз Бог попустил, стерплю. Если не глуп, то ждём к вечеру. А теперь я пойду, а ты думай пока.
Илья Прокопович обхватил голову руками, осмысливал всё сказанное Еленой Моисеевной.
Да, ситуация. Надо срочно выпутываться. Что же сказать Инге? Она была такая взволнованная при расставании. О каком-то сюрпризе хотела рассказать?
 Связь с нею, хоть и длительная, ни к чему не обязывала, да и вспышка страсти как-то сама по себе превратилась больше в привычку. Были и измены с моей стороны. Одно успокаивало, что без разборок со стороны Инги.
  Незачем ей пока сюда ехать. Пусть повременит. Вдруг вспомнилась цыганка с нелепым предсказанием, у самой подножки отъезжающего поезда. «А тебя, чернобровый, околдуют косы чёрные и всю жизнь твою перепутают». Косы,  действительно, редкой красоты, что одеяло шёлковое. А какой запах дурманящий! Илья закрыл глаза, вспомнил ночь, Наденькин испуганный взгляд. Илья самодовольно улыбнулся. Правда, в моих планах не было женитьбы. Ладно. Схожу, поговорю.
 Главное -надо убедить Надежду поехать на учёбу. А там время всё переменит,   или не будь я судьёй. Шум, скандал мне сейчас ни к чему. Выкручусь, не впервой.
  Но жениться вот так, на первой упавшей в кровать юбке глупо. Хотя... Быстрее бы вечер. Пойду. Договорюсь...
В шесть часов Илья Прокопович подходил к дому Наденьки. На лавочке у беседки сидели старушки.
 Повсеместно молодые жильцы в шутку их называют «рентген-аппаратами»
 Вот уж точное название. Все видят, о всех всё знают. Все дружно поздоровались, с нескрываемым любопытством разглядывая «жениха». Одна из старушек, сокрушённо вздохнув, сказала: «Без хлеба-то не впустят. Обычай нельзя нарушать». Илья остановился в замешательстве.
-Милок, ты не тушуйся, у меня вот хлебушек есть, уступлю за плату.
-Илья молча достал пять рублей.
- А у меня сдачи нет.
- Сдачи не надо.
- Иди, с Богом!   
- Нежадный, повезло красавице. Умница-невеста хлебушек такой пахучий испекла. Все предусмотрела.
Пусть сватает. Будет у нас в городе свой судья.
- Старушка весело засмеялась.
- А то, как кузнечики, скачут. Сколько уже было их здесь! А Моисеевна молодцом, «отсудила» внучке жениха. Не спасовала
- Идите, бабоньки, ко мне в дом, а я конфеток прикуплю на пожертвованные денежки, да и попьём чайку,
 - сказала вторая старушка, направилась в сторону продмага.
  -Чего покрепче тоже возьму. В наши женские сети ещё одна молодушка попала. А это повод.
-Поговаривают, что у него в большом городе есть зазноба.
 Кабы жена, чего б он таил? Сожителка. Срам один. Вот ведь, что бабы себе позволять стали. Бога не боятся. Мужской кафтан на себя примеряют. Да не дано нам того, что мужикам позволено, а  потом слёзы льём. На Запад равняемся.
- Что на него равняться? Запад тот тоже не лыком шит. Они сами-то своих вольных женщин отдельно селят, отдельные врачи для них и на учёте всех держат, даже полиция для них своя. Не хотят, чтобы они вперемешку с остальным обществом были. И вроде, с любовью к ним, грешницам, а дела их судят. Деньги на их поломанных жизнях делают. Духовность да нравственность своих наций блюдут по-своему. А нам всю изнанку показывают. Смотрите, мы «свободные». И ведь находятся «умники» и верят. Смеют в свой колодец плевать. Едут чужое «счастье» лопатами грести. Как ни говорите, а когда веру попирают, тогда таким смрадом несет со всех углов. Ох и тема у нас, не ко случаю. Да, подруженьки, интересно, как всё у Надюшки сложится?
- Я вот одно точно знаю: нельзя искать своей пользы со вредом для другого. Себе дороже выйдет.
- Поживем, так увидим.
- И о какой пользе речь? Влюбилась девка.
- Эх!  Если так, то слава Богу!
Надежду в тот вечер сосватали и свадьбу назначили. Только радости не было. Незадолго до свадьбы в их квартиру постучала молодая незнакомая женщина.
- Мне необходимо поговорить с Надеждой.
– Надежда - это я, пройдемте в беседку. У нас бабушка приболела.
 - Надежда с интересом разглядывала гостью.
 - И вдруг с улыбкой сообщила: «Я поняла - вы Инга !»
 - Да, я Инга.
-Любопытна цель вашего визита, приехали бы на свадьбу, тогда не возникло никаких вопросов.
- Надя, вы ведь не любите Илью. Не ломайте ему жизнь. А я люблю его таким, каков он есть.
Инга смотрела на Надежду открытым взглядом красивых, синих, как небо, глаз. Надежда отчётливо поняла, что судьба даёт ей шанс отвоевать Илью. Она почувствовала какой-то непередаваемый покой и теплоту, исходящую от этой миловидной женщины.
В душе Наденьки закипал фонтан негодования. Она поняла, а скорее почувствовала, что если Инга с Ильей встретятся, то у него в сердце уже не останется места для неё. И Надежду понесло:
  - Вам осталось сказать, что вы ждёте ребенка,
 - с каким-то внутренним страхом, но с беспечной улыбкой добавила Надежда.
- Да, мы планировали иметь детей, как только Илья получит назначение на службу.
- Получил. Да вот только женится он на мне, а не на вас. И это я жду ребёнка,
 - гордо подняв голову, соврала Наденька. После той злополучной ночи они больше не были с Ильёй вместе. Он явно избегал встреч.
- А какое он кольцо мне подарил!   Хочешь, принесу, покажу.
  - И опять враньё.
- Илья вам ещё не рассказал?
- На службе мне ответили, что Илья Прокопович на выездном суде.
-Да, верно и вернётся лишь через три дня,
 - нагло врала Наденька, совершенно не зная ничего о рабочих планах Ильи.
 -Так принести, показать кольцо?
Инга побледнела.
- Не надо ничего показывать.
- Вам что, нехорошо? Инга, вы так побледнели.
- Принесите мне воды, пожалуйста, если вам нетрудно.
- Трудно. Вон колонка,
  - Надя махнула в сторону переулка рукой.
 - Иди там и пей.
- Надежда, вы крадёте моё счастье. Вы не знаете Илью. Вы ему не нужны, он оставит вас.
Инга смахнула набежавшие слёзы. Надежда засмеялась как можно беспечнее, тряхнув модной причёской, отпарировала:
- А вот это мы ещё посмотрим. Тебя вот он уже точно оставил. Надя вышла из беседки, оставив плачущую Ингу. С балкона второго этажа квартиры на неё смотрела бабушка, держась рукой за перила.
– Вынеси ей воды, внучка. Пригласи в дом. Поговорите без свидетелей.
Надежда не хотела ничего слышать. Вбежав в дом, Наденька в истерике закричала: «Будь проклята эта Инга». Она быстрыми шагами ходила по комнате. Бабушка смотрела на внучку и не узнавала свою любимицу.
- Сейчас же замолчи! Не смей. Слышишь меня? Не смей ... никогда и никого проклинать! И запомни на всю свою жизнь:
- проклятие - оружие тех, кто сам под проклятьем живёт. Не  кличь беду в свою жизнь.
Господи! Прости её. Ничему, видно, я тебя не научила, как будто злобный и жестокий зверёк, доселе дремлющий,   проснулся в тебе, Надежда.
  Обидела человека. За что? Боже, прости! Гнева Твоего боюсь. Прости!
Надежда, уткнувшись лицом в кушетку, молча слушала причитания бабушки.
- Внученька, откажись от свадьбы. Без веры и любви не будет счастья у вас с Ильёй! Настоящая любовь не помрачает, она осветляет и сердце, и рассудок. Подумай, ведь Инге не просто было переступить порог нашего дома. Вот она Илью действительно любит, хоть и достоинств у него, как мне видится, что кот наплакал. Себялюб. Откажись, внучка.
- Нет! Нет! И нет! Вспомни, ещё Багратион сказал: «Счастье всегда на стороне отважных»
- Надя, так то ж на войне! А в мирной жизни всё иначе. Если будешь стараться для счастья другого человека, тогда придёт и твоё собственное счастье.
-  Да уж я постараюсь! Но для себя,
 - Наденька гордо подняла красивую головку.
Елена Моисеевна взяла в руки старенький молитвослов.
- Господи, что же я натворила? Прости. Да будёт воля Твоя, подай лишь терпения.
 - Елена Моисеевна тяжело опустилась на стул.
Свадьба состоялась в намеченный срок. Через время у Надежды родилась девочка, прожив лишь пару часов, умерла.
Елена Моисеевна совсем загоревала. Для неё все последние события были только ей одной данным знаком. Она видела в них кару Божию. А тут ещё прошёл слух, что Инга родила сына, как две капли воды похожего на Илью.
 Надежда негодовала. Ругалась с соседями, оскорбляла всех, кто, как ей казалось, косо смотрел в её сторону. Илья Прокопович терпеливо, с какой-то отрешенностью, сносил все истерики молоденькой жены.
 А ещё через год уехал к себе на родину в Краснодар, оставив квартиру и всё нажитое добро Наденьке. В очередной раз Надежда шла за утешением к своей бабушке. Ранним утром внучка и бабушка встретились у подъезда дома.
- Здравствуй, бабушка, а я к тебе.
-Проходи, ключ на прежнем месте, а меня придётся подождать. Возвращаться не стану, в храм иду. Сегодня престольный праздник покровителя нашего города Сергия Радонежского. Хочу заказать молебен, чтобы ты, внучка, вернулась к учёбе. Жизнь такая длинная впереди.
- Бабушка, как это я забыла о празднике? Мы ведь с тобою каждый год этот день проводили вместе. Для храма пекли пирог.
-Да пирог вот он, при мне, да и ты рядом,  Надюша. Слава Богу!
- Бабушка, можно я с тобою пойду? Стыдно, правда, давно не была на службе.
- Пойдём, внученька.   Господь нас всяких принимает и рад встрече всегда.
-Бабушка, а ты об учёбе просто так сказала? Или и впрямь думаешь, что  у  меня  получится  восстановиться на курсе?.
- Знаешь ведь, просто так ничего не говорится.
 Я очень твёрдо верю, что всё у тебя получится. Слава Богу!  Учат пока ещё бесплатно, стипендия будет, да и я   помогу.
  Порадуй!   Сумей пересилить боль. Ты так молода, грех пасовать перед трудностями. В будущем не будешь верхоглядом. И ещё прошу: в несчастьях своих никого не вини, кроме себя, да и то недолго. Обещаешь?   
 -Да. Бабушка, а ты прости меня -  за всё,  что было плохого. Я тебя очень сильно люблю, правда.
-  Я знаю, внученька. Ничего плохого я помнить не хочу, да его и не было.
-   Бери мой пример стойкости к любым трудностям, пока я жива. Пойдём, а то скоро колокола будут вещать.
А Илья Прокопович... что ж, пусть Господь простит его. Жизнь - сложная наука. А народ, как всегда, правду говорит: «Краденое счастье - это палка о двух концах».