Феодосия

Виктор Курьянов
Отношения с  этим городом у меня не заладились с самого начала.   Когда из Керчи я собирался перебраться в Симферополь, то оказалось, что автомобильная дорога проходит через Феодосию, которую я собирался посетить в последнюю очередь, проехав по кругу Керчь – Симферополь – ЮБК – Судак – Коктебель – Феодосия – Керчь. «Зачем совершать такие длительные переезды»  - подумал я. Остановлюсь сначала в Феодосии, осмотрю город, а затем поеду дальше. Автобусы в Крыму старые, это ещё полбеды, беда  –  это «Богданы» на междугородних рейсах.  «Богдан» - это нечто напоминающее наш ПАЗик, но немного поменьше и намного хуже! Все-таки поездки  на короткие расстояния не так утомительны, и я взял билет до Феодосии.

Первое неприятное впечатление от Феодосии – вонючие отстойники на въезде в город со стороны Керчи. Второе – железная дорога,  отрезавшая городские пляжи от самого города. Если не ошибаюсь, то в городе всего два перехода для отдыхающих. Покрутился возле автостанции минут двадцать и уехал в  Симферополь, оставив это сокровище на «закуску». В дальнейшем я убедился в своем первоначальном предчувствии  - Феодосия для отдыха мало предназначена. Правда за городской чертой, совсем недалеко, есть прекрасный Золотой пляж.

 В Феодосию я вернулся уже из Судака. Снял первую попавшуюся комнату на три дня, этого я посчитал вполне достаточно для осмотра достопримечательностей. Снял не очень удачно,   дом вроде вдали от центра, а оказалось, что стоит на очень популярной у ночных автомобилистов улице. В спешке я даже не обратил внимания на отсутствие телевизора.

Приехал я  во вторник, на следующий день с утра собирался в картинную галерею имени И.К.Айвазовского. Закон подлости, начиная с  Крымска,  продолжал меня преследовать. В  галерее Айвазовского  выходной день - среда. Пришлось оставить осмотр на последний день и идти в галерею в четверг  с вещами. Хорошо, что в этот день работал  краеведческий музей, называется он «музей Древностей».

Музей прекрасный,  для посещения обязателен! Осмотр  начинается от калитки, сделав шаг от входа, я оказался на выставке лапидарных памятников, называется  «Лапидарный дворик». Просто перечислю некоторые экспонаты: скульптуры львов (III век до н.э), классический фонтан, остатки колонн и закладные камни греческих храмов, мусульманские надгробия (14 век н.э.)! Еще в Симферополе меня заинтересовала судьба малого исчезающего народа, караимов. В музее для рассказа об их истории и быте  выделен зал – «Караимская слобода». В Феодосии их осталось около ста человек, а всего в Крыму около тысячи! Напоминает о них и Караимская улица в старом городе.

В залах музея отображена  история народов, населявших Крым, природа Крыма и Черного моря, в общем, о Крыме и Феодосии  можно узнать все. Но больше всего мне запомнился зал археологии с греческими статуэтками, театральной маской, сосудами из керамики, различными украшениями. Видя изображения богов, античных героев и мифических существ – книга детства  «Легенды и мифы Древней Греции» - понимаешь, что для них это были не выдумки, а живая история, реальность, с которой они жили непрерывно.

Самым необычным экспонатом этого зала является амфора-гибрид, на которой изображена битва «Львоподобного единорога с одноглазыми аримаспами на грифонах»! За точность названия не ручаюсь, но сами названия мистических существ вызывают в душе трепетный восторг перед фантазией греков.Отметил для себя актуальность  для нашей страны – борьба с коррупцией – закона Генуэзской республики о ежегодной смене консулов.

Плакат на улице под названием «Крымская весна. Время перемен». На картинке нарисован дворник с метлой.  Текст под картинкой: «Долой из города весь сор – жить с паразитами позор!» Ассоциации с плакатами  времен гражданской войны и окон РОСТА. Обедал в столовой администрации, закрытый двор, кроме зала есть столы и на открытом воздухе. Приходит местный подвыпивший мужичок  и начинает искать якобы  оставленную  им здесь книгу. Ходит между столов, заглядывает во все уголки.  Его друг,  рабочий по обслуживанию этого здания, несколько раз повторяет ему, что тот приходил без книги. Но мужичок назойливо твердит одно и то же, настаивает на своем.
- Я точно помню, что читал здесь, пил пиво и читал!
Его друг,  не выдержав, уже в сердцах.
- Сергей, трезвого я тебя уважаю, ты умный человек! Но как выпьешь, то просто «правый сектор»!

Прекрасные старые армянские церкви:  Святого Георгия, святых архангелов Михаила и Гавриила, Святого Стефана, Иоанна Предтечи. Здания просты по архитектуре и сложены из тесаных камней  известняка. Единственным украшением являются резные ворота и хачкары. Но мне они по душе, вызывают больше чувств, чем храмы в стиле барокко  или классицизма. Они говорят  о бедности тех средневековых христиан, которые, тем не менее, жертвовали средства на   возведение  этих храмов. 

Самая известная из армянских церквей, несомненно, церковь Святого Сергия (Сурб Саркис). Дорога она памятью о И.К.Айвазовском, в этом  храме его крестили, венчали, и здесь же отпевали. По завещанию Айвазовского, его похоронили в ограде этого храма. Недалеко от церкви сохранилось мраморное надгробие, установленное в 1903 году на могиле художника. На нем выбита на армянском языке надпись: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память»

Новостью для меня стало то, что у  Ивана Константиновича Айвазовского был старший брат Архиепископ Габриэль (Гавриил)Константинович Айвазовский  - историк, лингвист, писатель. В городе должен быть поставлен памятник и ему. Вклад братьев в культуру армянского и русского народа неоценим. И.К.Айвазовский оставил городу два здания вместе с картинами. К сожалению совеременные «наследнички» оказались недостойны этого дара.

 Я побывал в 5-ти городах и одном поселке республики Крым. Состояние памятников истории и архитектуры  в Крыму удручающее, но из всех городов наихудшее впечатление произвела Феодосия. Особенно  меня расстроило и возмутило состояние дел  в Национальной картинной галерее имени И.К. Айвазовского. Протекающая крыша, во дворе туалет типа «сортир».  Картины хранятся безобразно, условия хранения вообще не соблюдаются. Да и как их можно соблюдать, если нет системы регулирования температуры и влажности, нет даже ни одного прибора для простого измерения этих важнейших параметров? Во время моего посещения "хранительницы" громко болтали о своих делах, мешали просмотру
Времени для разговора с директором музея и администрацией города не было, пришлось уже из Коломны писать письма председателю правительства Крыма Аксенову и в министерство культуры Крыма.   Привожу краткую выдержку из моего обращения:

« Единственной мерой для защиты картин от вредного воздействия окружающей среды является  недопущение посетителей в купальниках (плавках) и в мокрой одежде после дождя. И все!  О какой сохранности картин можно говорить?
1.Когда в  помещениях нет ни одного прибора измерения температуры и влажности.
2.Когда окна и балконные двери открываются, если смотрительницам становится жарко?
3.Когда   в первом здании заставляют сдавать все в гардероб (и это правильно!), а во втором не берут ничего (гардероб закрыт),  вынуждая ходить по залам с сумкой, что создает идеальные условия для маньяков и террористов».

Сначала мне позвонил заместитель головы города. Убедился, что я действительно реально существующий человек.
- Извините, ваша фамилия Курьянов, вы действительно живете в Коломне? Нам от Аксенова переслали Ваше обращение.
- Да, моя фамилия Курьянов, живу в Коломне Московской области!
- Да, я знаю, мы по карте посмотрели. Извините, ради бога, а что Вас действительно волнуют дела в Феодосии?  Ещё  раз извините, а зачем Вам это нужно? И Вас, действительно волнует,  как картины хранят в галерее?

Такие чиновники в России повсеместно,  не только в Крыму. У наших, коломенских, тоже никак не укладывается в голове, что кто-то может бесплатно писать статьи с критикой власти, организовывать митинги и пикеты. Во всем они видят заговор людей, желающих занять их места.
- Понимаете, мы одного чиновника уволили, думали, что это его происки!

Далее мой собеседник стал меня уверять,  что никаких протечек нет - он сам лично был на чердаке -    что туалет типа «сортир» закрыт с прошлого года, а в галерее работает автоматическая система кондиционирования воздуха, которую я просто не заметил?!
 
  Не стану приводить доводы, которыми я опроверг эту чушь. Я потребовал прислать мне заверенный ответ.   И вот ответ из Феодосии пришел по почте. Оказалось, что я был прав, никакой автоматической системы регулирования температуры и влажности, которую я  «якобы в спешке»  не заметил, нет.  А есть сотрудник, который несколько раз в день  делает замеры, причем с гордостью было уточнено, электронным прибором. Затем они проветривают помещение согласно инструкции. В каждой аптеке можно купить такой прибор, называется электронный термометр, цена 100 рублей.   Извините, но сейчас даже  овощи так выращивают только на приусадебных участках,  а в крупных тепличных хозяйствах все возложено на автоматику!

И ещё. У самих-то кондиционеры в каждом кабинете стоят. Да и дома они от перепадов температуры не страдают. Да и миллионеров (долларовых) я думаю в городе не меньше десятка. Вот подарил же Шайдеров этой галерее рояль из Германии, как он уверяет за 2,5 млн.евро! И стоит этот рояль в здании, требующем ремонта. Может, все-таки, надо сверху начинать?  С крыши, с руководства музея?

Ответ министра культуры Крыма прост как армейский тост. Это муниципальная собственность, пусть у них и голова болит. Нет, мы им укажем, естественно. Вот и все, никакой рефлексии по поводу национального достояния!

В городе отсутствуют охранные зоны памятников культурного наследия, а если они и есть, то только на бумаге. Хозяйственная деятельность ведется в непосредственной близости от памятников истории: к башне Святого Константина примыкает ресторан «Таверна», на стенах Генуэзской крепости можно увидеть и колючую проволоку какого-то предприятия, и трубопроводы, и гараж. Бесконечный ряд палаток на проспекте Айвазовского, от него становится просто дурно.Никакие варвары не нанесли столько вреда городу, сколько «добрые»  граждане города Феодосия. Это они разобрали по камешку стены и башни Генуэской крепости. Кстати, как и коломенские горожане разобрали Коломенский кремль. Уезжал я из Феодосии с тяжелым сердцем.