IV Познавший Всё. 10. Щенячье настроение

Ирина Фургал
       ЗАПРЕТНАЯ ГАВАНЬ.

       Часть 4.
            ПОЗНАВШИЙ ВСЁ.
       Глава 10.
            ЩЕНЯЧЬЕ НАСТРОЕНИЕ.

   - Стойте! – приказал я, применив Усиление Голоса. – Сию же секунду прекратите сражение. Это я обращаюсь к вам, Миче Охти из Някки.
   Охти? Как это из меня вылетело? Но задумываться о таком казусе было недосуг. Бой начал стихать. Я ещё слышал неразличимые команды офицеров и лидеров повстанцев, но это мне надоело в конце концов.
   - Молчать! – рявкнул я. – И слушайте меня. Хочу, чтобы все знали: произошла ошибка. Здесь нет Познавших Всё. Ни одного. Я расскажу вам о тех, кто здесь, в этом городе. Но сначала вот что: среди вас есть люди, которые точно знают, как выглядят Познавшие Всё. Те, кто видел лично последнего из них. Те, кто держал в руках древнюю книгу с их изображениями. Те, кто из поместья «Птичья роща».
   - Круто! – выдохнули за спиной Эйсиль и Ная.
   - Я сам сражался с Познавшим Всё, хоть дела вашего континента – это не мои дела. Но, узнав, что я, Миче Охти, на этом берегу разыскиваю своего друга Таена, эта тварь напала на меня. Познавший Всё понимал, что никому из своих чернокрылых прислужников невозможно это доверить. Среди вас есть человек по имени Орумо, хозяин поместья «Птичья роща», его дети находятся сейчас со мной. Сын этого человека защищал меня, когда я ослаб. Он взял мою деревянную саблю и пошёл на врага. И тот удрал, испугавшись деревянной сабли. Это видели многие! Он успел сказать, что ему была предсказана гибель от детской игрушки. Затем, зная, что мой брат, Петрик Охти, разыскивает здесь меня, нашего брата Рики и нашего друга Таена, Познавший Всё отправился в пещеры, в Дико Страшные места. И там мой брат, Петрик Охти, и его спутники сражались с ним и победили его. Если вы слышали, что они погибли – это враньё. Познавший Всё был побеждён, он был ранен, да, ранен, но не убит, хотя сначала казалось, будто он сдох. Я имею точные сведения, что он идёт сюда. Он отомстит непокорным за то, что они восстали. Восстали против традиций и его власти. Последний Познавший Всё, огромен, похож на змея, с когтистыми лапами, с острыми чёрными крыльями по всей своей длине и с человеческим лицом. Вот каков ваш враг. Он великий волшебник и силён, как сто человек, однако, боится деревянной сабли. Он идёт сюда. Спасайтесь и разбегайтесь. Или же оставайтесь тут и боритесь.
   Дальше я произнёс пламенные слова, объяснив, за что было бы хорошо побороться на этом берегу и против чего. Внизу было тихо. Я сам поражался своему красноречию. Я выполнял свой план – дать людям другого Познавшего Всё. Не Таена, а чудище из подделанной мною и Эйсилем книги.
   - Если вы хотите иметь меня в союзниках, - продолжал я, наблюдая за восходом солнца, - то побейте негодяев, которые, пользуясь моим именем, привели вас сюда. Я здесь, со своими друзьями и родственниками. Вспомните позорные песни, или как это у вас называется. Вспомните мои приметы, и самую главную из них: руки, изуродованные шрамами от болезни, которую мы с моим братом Петриком Охти перенесли, уничтожая на нашем берегу устройства, подобные громострелу. Тут некоторые задаются вопросом: кто уничтожил громострел в Аринари? Я уничтожил с помощью моих друзей, любимой жены и перстня Шутка Отца Морей. Громострела больше не будет. Спросите меня: кто предотвратил нападение на Някку, кто отвёл от вас войну, сохранил жизни вашим мужчинам? Это мой друг Таен…
  - Паг, - подсказал за спиной Рики.
  Я машинально повторил эту фамилию, моргнул и обернулся.
  - Да, - сказал младший брат. – Это так.
  Я поверил безоговорочно, хотя это было удивительно и ужасно. Я всё понял. Я понял всю самую страшную трагедию жизни Таена: так нечеловечески с ним обращались его собственные родители и дядя.
   - Таен Паг, - повторил я. – Запомните это имя. За века никто не сделал для этой земли больше, чем сделал он. Хотя его родина не здесь, а в Запределье.
   Тут я почувствовал страшное сопротивление там, внизу. Кто-то старался заглушить мои слова, сбить меня сильными заклинаниями. Сопротивление ощущалось с самого начала моей речи, но не настолько сильное. А я был уверен, что ничего у чернокрылых не выйдет. Двумя руками поднял над головой ромашку и всего одной фразой уничтожил, к чёрту, все магические потуги моих противников.
   - Пожалуйста, Миче, дай мне слово. Я расскажу о Таене, - попросил Рики, тоже применив Усиление Голоса.
   Он начал рассказывать, а я следил, чтобы ему ничего не мешало и не угрожало. Рики был краток, очень краток, но говорил так, подбирал такие слова, что вряд ли осталась равнодушной даже волшебница со стальными глазами. Разве что у неё и сердце стальное. Женщины племени Отца Морей плакали навзрыд. Сопротивление росло, но меня это не тревожило. Рики не называл имён негодяев, сначала бросивших, а потом похитивших Таена. Говорил: «родители», «дядя», «для своих целей», но не вдавался в подробности, что это за цели. Он назвал имена Олетта и Вранны и сказал, что они здесь, в Фикве. И что многие знают этих прославленных магов. Он мигом подхватил идею насчёт подмены Познавшего Всё.
   - Олетт и Вранна здесь, и ждут, когда вернутся Таен и Канеке, его воспитанник, и наш с Миче брат Петрик Охти с большой битвы, с охоты на Познавшего Всё. Они за вас, а вы воюете против их родственников. Кто знает, победят ли они? Но Таен Паг удивительный волшебник, - и Рики ещё раз перечислил всё то, что сделал Таен. Напомнил, для чего. Сказал, что вместе с Аарном Кереичиките и Лесиком Везликом они выполнили клятву. Тот незначительный ущерб, который причинили пожары, людям обязательно возместят. Что значит этот ущерб перед угрозой войны, лишений и утрат? А деревья с помощью Покровителей древней Мидар вырастут вновь.
   Достойный ученик королевича Петрика – Рики Аги.
   Про охоту на Познавшего Всё Рики ловко ввернул. Я прямо восхитился.
   - Врут и не краснеют! – шёпотом радовалась Ная в глубине комнаты.
   Незнакомая тощенькая девушка подошла сзади:
   - Миче, позволь и мне сказать пару слов. Что за заклинание? Усиление Голоса? – она подошла к краю площадки и встала рядом с Рики. – Смотрите!
   Она повела руками над новым городом, на большой высоте, над пустым полем, по которому я пришёл. И с другой стороны смотровой площадки – над рекой Наивой. И внизу вдруг покрылся зеленью чёрный берег: это новые травы и побеги полезли из земли, стремительно вырастали, заколыхались на ветру, травяной ковёр покрылся цветами. Группка засохших от старости деревьев внутри города возле древнего храма с обвалившимся куполом вдруг исчезла - рассыпалась в труху на глазах у людей. Мы не видели подробностей с высоты, нам рассказывали потом. На этом месте показались из почвы новые тонкие ростки. Они подрастали быстро-быстро, и стали в рост человека прежде, чем кто-нибудь смог бы прочитать наизусть четверостишие. Они зашумели свежими листьями и покрылись белыми, жёлтыми и розовыми цветами – молодые священные деревья у храма Трёх Сестёр.
   - Ааах! – пронеслось по толпе собравшихся внизу людей так мощно, что мы услышали на площадке.
   - Я Аринар, покровительница садов, сестра Отца Морей, я здесь со своими друзьями и моим любимым. Тем, кого вы называете Мелиораком. Я свидетельствую, что всё, что здесь сказано, и всё, что будет сказано - истинная правда.
   И, развернувшись, она величественно удалилась с площадки под тихое хихиканье Эйсиля и Наи.
   - Милло, - позвал я, заметив его в комнате. – Ты что-нибудь скажешь?
   - Придется, наверное. Ты и Рики, зайдите внутрь.
   Мы послушались, а Милло вышел на балкон и закрыл за собой стеклянную дверь. Он говорил с людьми, собравшимися внизу, в своём истинном обличье, таким, каким мы видели его в Веше. Наверное, это было убедительным доказательством того, что Мелиорак с нами и за нас и подтверждает всё сказанное. Когда он стал таким, каким мы его знали, и вернулся в комнату, его пошатывало от слабости, и он опустился на пол у ног Аринар. Я же снова оказался на площадке. Вместе со мной выскочил Рысик.
   - Я тоже сказать хочу. Усиление Голоса? Я умею уже.
   - Осторожно! – ахнул я, испугавшись за малыша: решётка площадки не казалась надёжной. Но он уже вскарабкался по ней повыше и закричал:
  - Послушайте! Мне десять лет. Меня разлучили с мамой, с папой и братиком. Мои родители боролись за нас, но их посадили в тюрьму. Я мог бы мучится в лагере для неудачников и вырасти плохим человеком. Но я вырасту хорошим, потому что встретил всех этих людей. Они помогут нам, так-то. Никогда больше ни один мерзкий копытноухий чернокрылый не посмеет разлучать родителей и детей. Когда сюда явится Познавший Всё, такой чёрный, похожий на свинскую змеепдобную чешуйчатую птицу, мы его победим, ведь правда? И победим всех, кто ему служит. Вот так.
   Простые слова маленького ребёнка, пострадавшего от порядков Муравия, воодушевили толпу больше чем даже выступление Аринар. Восторженные вопли и победный клич были слышны нам очень хорошо. 
   Я же всполошился не на шутку, заметив лодку ниже Фиквы. Она как раз пробралась мимо ставки Муравия. И вот уже поравнялась с Наивными воротами. Схватил подзорную трубу и разглядел, что крохотная фигурка в ней подаёт какие-то знаки руками. Ага. Вот и прибыли те, кого я ждал.
   Ещё один человек вышел на балкон и попросил слова.
   - Я Торон Мухоклюйка. Вы все слышали обо мне. Вы знаете, что мне и моим ученикам сохранил жизнь Петрик Охти, когда мы преследовали его с товарищами выше запретного места. Вы знаете, что Рики Аги из Някки спас меня. Поэтому я здесь. Мне не нравится то, что творится. Если вы действительно хотите перемен и будете сражаться с настоящим последним Познавшим Всё под знаменем Миче Охти, я и мои ребята будем сражаться тоже. Если вы хотите, чтобы всё изменилось, вы всё измените. Это всё, что я хотел сказать.
   Толпа воодушевилась от этих слов. Я раздумывал, что мне делать с теми, кто в лодке, которая двигалась всё выше по течению. И слышит ли Таен, что говорят о Познавшем Всё? Вдруг он принял то, что происходит, на свой счёт и решил, что это предательство с нашей стороны?
   - Миче, - позвал Эйсиль, а ты можешь сделать так, чтобы нас с Наей тоже услышали?
   - Могу.
   - Папа! – крикнул Эйсиль, кидаясь к перилам. – Папа Орумо, мы здесь, твои дети, Эйсиль и Ная. Брось эту ерунду. Не сражайся против нас. А сражайся вместе с нами. Расскажи всем, как на нас с Миче на нашем поле напал Познавший Всё. Чёрный, с крыльями и перьями, змеевидный и сумасшедший. Молодой, злой, хромой, криволапый. Расскажи всем, как на самом деле выглядит Миче. И пусть прогонят самозванца, если он там у вас имеется.
   - И ещё, папа, вернись домой и займись нормальными делами. А то нас с Эйсилем уже хотели забрать в лагерь для неудачников за то, что ты всё на нас спихнул. И мама не будет тебя всю жизнь ждать, - добавила упёртая Ная, и заслужила возмущённый взгляд брата.
   Так они и ушли с балкона, недовольные друг другом. А меня вдруг осенило, как можно провести наших друзей в Фикву.
    - Сейчас вы увидите на Наиве лодку, - сказал я. – В ней наши герои. Они вернулись с охоты на Познавшего Всё: Таен Паг, Петрик Охти и воспитанник Таена, Канеке Капараколка, потомок старшего сына Отца Морей. Расступитесь и пропустите их к воротам. И поприветствуйте, как подобает приветствовать тех, кто бился за вас. Пусть они не победили, но стремились к этому. Они пройдут к нам и скажут, где искать беглеца – птицезмея, Познавшего Всё.
   - Они, наверное, там обалдели в этой лодке своей, - засмеялся за моей спиной Лёка Мале.
   Я сунулся в стеклянный купол, и мы обнялись. Но некогда было нежности разводить. Я глядел вниз. Народ отхлынул от берега, пропуская троицу к воротам. И, очевидно, их действительно приветствовали, как героев.
   - Сейчас выступит Муравий, - предположил я.
   - Так скорее бежим вниз!
   - Нет! – отчаянно закричал Рики. – Подождите! Есть идея! Не ходите никуда. Если надо будет что-нибудь сказать, я один не справлюсь.
   - Но нужно ведь впустить их в город.
   - Так идите и впускайте, а Миче пусть останется.
   - Что за идея? – заторопился я. Но Рики ничего не успел объяснить. На левом берегу Молчайки, там, где она впадает в Наиву, Муравий, как видно, собрал своих волшебников, сколько смог. И все они ударили по правому берегу, по моему Петрику. И по Таену с Канеке. Этого я стерпеть не мог и, повинуясь всё тому же потрясающему настроению, нацелил мою ромашку в то место, где, по моим представлениям, должен находиться сам Муравий. Конечно, троица на правом берегу с помощью тех, кто был на стенах, отразила нападки чернокрылых, но мне захотелось добить негодяя Моро и его обожаемых прохиндеев. Принюхиваясь к воздуху, в котором, кажется, витал дух победы и молодой бесшабашности, я выкрикнул:
   - Не понимаю, почему никто здесь не назвал имена этих негодяев, мучителей моего друга Таена Пага. Я не стану их жалеть. Это Моро Дрын, которого вы здесь называете Муравием, в молодости он был вором. Это его сестра Атта и её муж Плор Паг – собственные родители этого прекрасного человека, моего друга Таена Пага. Они всю жизнь занимались нехорошими делами. Я вам расскажу: клевета, кража исторических ценностей, покушения на убийства – вот что это за дела. И даже настоящие убийства. Они бросили маленькую дочь, не любили её, лишили её дома, отдали в руки злых людей. Они продавали в Запределье сырьё для громострела. Сотрудничали с преступниками, которые навострились делать из него светильники, и это всё погубило много людей, нанесло вред рекам и почве. Моро Дрын, Атта и Плор Паги прошли через развалины – и вы назвали их святыми, позволили сесть вам на шеи и захватить власть. Эй, люди, вам надо изменить отношение к вашим руинам! Кстати, подозреваю, что Таена на этот континент они протащили тем же путём. И ещё: что, съел, Моро? Не подавись. Те, кто не верит, пусть вспомнит, что Покровители Аринар и Милло Арклей, который Мелиорак, поручились за то, что здесь говорится лишь правда. А теперь разбирайтесь сами.
   Во всё время моей пламенной речи, Рики дёргал меня за рукав и твердил, что это может не понравится Таену.
   - А чего это ему не понравится? – изобразил я изумление, повернувшись к младшему брату. – Мне бы понравилось, будь я Таеном.
   - Миче, ты пьяный, что ли? – не понимал Рики. – Что с тобой творится?
   - Вот научишься превращаться в собаку, поймёшь, - обнадёжил я его. – Особенно вдохновляют запахи и махание хвостом. Я бы сейчас с удовольствием погавкал.
   Высказавшись так, я подумал: а почему бы и не погавкать? Сунул ромашку в руки Рики, встал на задние лапы, передние поставил на перила и от души побрехал на всё подряд. А затем понёсся вниз по лестнице, виляя хвостом и радуясь, что сейчас смогу обнюхать моего Петрика, совершенно живого, потому что, пока я говорил, его и Таена с Канеке впустили в город.
   - Миче, а как же моя идея? – слабо пискнул ошалевший от моего поведения Рики. Но я, ошалевший тоже, не помнил ни про какие идеи.
   Я оказался внизу значительно раньше Рики. Там я перепрыгнул через двухколёс Таена, прислоненный к крыльцу, и побежал к Наивным воротам. Я ворвался в группу встречающих и, дико подвывая от переполнявших меня чувств, облизал всех одновременно: Петрика и его спутников. Я очень спешил – ведь сейчас явится Рики и оттеснит меня от моих дорогих людей. И точно. Он примчался на двухколёсе и, обнимая этих троих, жаловался на меня:
   - Нет, вы видели? Миче вообще озверел!
   - О! – выкрикивал Петрик. – Вы не представляете, до какой степени! Одного не пойму: зачем Миче стащил вниз по лестнице мой ботинок и брюки? Смотрите, а этот ботинок весь искусал. Я проснулся, когда он зубами волок по комнате здоровенный макет, и прямо дара речи лишился. Поэтому даже ничего сказать не мог. Сначала думал, что к нам залезла бешеная собака, а потом вспомнил о Белом Пёсике. И мне стало так интересно, что Миче дальше вытворять будет, но он быстро убежал. Только хвост в дверях мелькнул…
   - Что сделал Миче? – озадачились все.
   Я смутился, вспомнив, что действительно натворил каких-то глупостей в типографии. Пришлось стать человеком и начать неубедительно оправдываться. Таен и Лёка, стоя рядом, смеялись веселей всех.
   - Миче вернул мне мою жизнь – вот, что он сделал, - громко объявил Таен, и все затихли.
   Петрик положил руку мне на плечо и сказал с гордостью:
   - Это мой брат, Миче Охти, королевич Някки.
   - Миче лучше всех, правда? – восхищённо воскликнул Рики.
   А я сказал, что надо ведь что-то предпринять, чтобы всё, что мы наговорили с башни, не осталось просто словами. Впечатление от слов развеется, а вот если показать людям красочное зрелище, якобы настоящего Познавшего Всё, бой с ним и победу над ним… Я ведь говорил с башни, якобы чудовище идёт сюда, и при этом боится детской игрушки…
   Через площадь к Таену бежала Вранна, протягивала руки к нему, и он, увидев её, оставил нас, и, насколько мог быстро, побежал навстречу приёмной матери. Они обнялись, и стояли там, смеясь и плача, и называя друг друга теми ласковыми словами, что говорят друг другу родители и дети. И ничего плохого с Таеном не делалось от радости. И он убеждал Вранну, что не сделается никогда.
    А мы, озабоченные тем, чтобы закрепить успех, чтобы попытаться взять верх над Муравием, совещались по поводу дальнейших наших действий. Всё сводилось к тому, что нам следовало немедленно выступать. Немедленно – то есть прямо сейчас. Не мешкая отправляться к Муравию на переговоры, потому что оставалось неясным, что делать с ним и его приспешниками. Что они предпримут? Встанут на нашу сторону или пойдут против нас? Захотят ли обитатели Запретной Гавани, чтобы ими правил подобный человек или потребуют его отставки? Или, может, ареста? Ждёт ли нас нападение со стороны верных ему волшебников, когда мы выйдем из Фиквы, чтобы присоединиться к войску? Или Моро и Паги тихо смоются и растворятся на просторах Винэи?
   Значит, первым пунктом у нас стояли переговоры, а вторым – спасение Таена путём показа всем этим людям якобы настоящего Познавшего Всё.
   - Аарн! – позвал Петрик. – Аарн, нужна твоя помощь. Ты можешь устроить настолько правдоподобную иллюзию?
   Но Аарн не отозвался, ответила Ната:
   - Его здесь нет, Чудик. Он на южной стене. Ему не до беготни через весь город, и, боюсь, что не до иллюзий. Он очень устал. Иллюзию придётся устраивать тебе.
   - Я далеко не мастер по иллюзиям.
   - Тогда тебе, Миче. Ты, наверное, можешь.
   - Нет, Миче придётся участвовать в этом спектакле. Сражаться самому, деревянной саблей, в подтверждение своих же слов. И победить Познавшего Всё. Таен?
   - Могу наколдовать неживое что-нибудь. Воду могу и деревья. Всё это будет реальность.
   - Боюсь, здесь все слишком измотаны или недостаточно умелы, чтобы создать иллюзию такого высокого класса. Нас не должны разоблачить, - вздохнула Вранна.
    - Послушайте! Вы можете уже выслушать мою идею? - выступил Рики. – В Дико Страшных местах обитают заброшенные Чёрной Нечистью тени. Они хотят домой. Они просили у меня помощи. Если я им дам задание, и они выполнят его, то могут считать себя свободными и отправиться к своим жёнам. Я им дам задание притащить сюда труп этого… Того самого… Настоящего чернокрылого, которого Петрик убил. Пусть положат его не слишком далеко, чтобы все эти люди могли сходить и увидеть. Вот слушайте: была охота, и он от раны издох.
   - Да! Да! Точно! – обрадовались все мы, но Канеке сказал:
   - Не пойдёт. Вернее, не совсем. Потому что труп того самого уже сдох давно, ну и… как бы сказать? На убитого недавно не тянет. Потому что не только сдох, но и стух.
   Окружающих замутило.
   - Думаю, тени не побрезгуют к такому прикасаться. Особенно, если к жёнам хотят, - неуверенно произнёс Рики.
   Подошёл Боба, послушал и усмехнулся:
   - Дело не в этом. Дело в том, что показать людям бой действительно было бы неплохо. Но идея Рики кажется мне вполне рациональной. Даже отличной.
   - Я назову место, прямо-таки созданное для такого спектакля, - сказал Милло. – Одно вонючее болото немного южнее.
   - Как будто мы только сейчас узнали, от Петрика или Таена, что чудовище ими всё-таки побеждено и в болоте валяется.
   - Вы не понимаете! – закричал Канеке. – Никто не поверит, что его недавно убили.
   - Если оно будет в вонючем болоте, так, что близко не подойти, то поверят.
   - Надо сделать так, чтобы сомнений совершенно не осталось.
   - Сделаем, - сказал Лёка. – Устроим спектакль и всё, что необходимо. Иллюзию можно развеять, с реальностью это не пройдёт. Мне, конечно, нужна будет помощь волшебника. Когда, скажем, Миче, тыкает своей деревяшечкой в пузо живого чудовища, наступает темнота или поднимается туман. А когда он рассеивается, все видят в болоте труп, но подойти невозможно, потому что вокруг трясина. И не понять, давно сдох змеептиц или недавно. И нужна помощь Милло или же Аринар, чтобы я или Миче не утонули в  болоте. И кто-то должен следить, чтобы мне, например, не навредили другие маги.
  - Ты? При чём тут ты, Лёка?
  - Ты что, хочешь, как тогда?.. Как там?.. – дрожащим голоском спросила Аринар.
   - А что делать? Я покажу и расскажу тем, кто не знает. Но попрошу не орать и не разбегаться.
   С этими словами мой задушевный друг Лёка Мале внезапно стал этим монстром, напугав присутствующих так, что если бы не весёлое напоминание Петрика, они бы действительно разбежались или попытались бы убить Лёку в этом кошмарном облике. Он же, ни минуты не медля пустился в объяснения. И когда рассказал о своих предках, нанимавшихся когда-то на службу на Зокарде, многим стало ясно, откуда пошли эти легенды, слухи и традиция почитать чернокрылых людей, а им рядиться в соответствующие одежды. И кое-кто задумался даже: Познавшими Всё не звались ли и в самом деле подобные существа на Зокарде? И всё-таки, явление чуда-юда потрясло тех, кто знал Лёку. Даже Таена потрясло, что уж говорить про меня. Когда Лёка стал сам собой, его колотило в ознобе. Он привык держать в тайне и стыдиться этого своего умения. Мы увели его с улицы, чтобы напоить горячим чаем и всё обсудить. Действовать надо было уже сейчас, пока Моро не пришёл в себя. Вот-вот он соберётся с мыслями и силами, и нам может не поздоровиться. Кто знает, что он затеет.
   В течение очень короткого времени наша компания лихорадочно разрабатывала сценарий предстоящего представления. Он был далеко не совершенный, кое-что мы упустили, как будет видно из дальнейшего, но всё-таки это был план, которого стоило придерживаться.
   - Мне надо поговорить с тенями, - обратился Рики к Милло. – Как я могу это сделать?
   - Как? Как? – задумался наш Мелиорак. – О! Знаю. Я отнесу тебя в Дико Страшные места.
   - Нет! – завопил я. – Ты сам говорил, если быстро и невидимо перемещаться, от чего угодно человеческого ни клочка не останется!
   - Это так. Но если видимо и не так быстро, то останется.
   С этими словами Милло превратился в хищную птицу вроде орла очень большого размера.
  - Садись скорее, - позвал он Рики. – Объявите с высокой башни, что Покровитель отправился посмотреть, действительно ли ещё Познавший Всё находится в том самом болоте. Мы постараемся управиться до сумерек. Болото недалеко. Потяните время.
   - Я тоже хочу! – хором сказали Канеке, Рысик, Эйсиль и Ная, с завистью глядя на Рики, оседлавшего птицу.
   - К сожалению, вы не поместитесь, - хохотнул Милло и приготовился взлететь.
   Тут я вышел из ступора и ухватил младшего брата за ногу:
   - Вы что? Ты что, Рики?! Высоко в небе на этом вот?!
   - Миче! – дружно устыдили меня присутствующие, и я, поколебавшись немного, отцепился.
   - Милло, - тем не менее, упрекнул я, - ты же ранен и слаб. Мне сказали, что превращаться и летать ты не можешь.
   - Сегодня попробовал, и оказалось, что уже могу.
   А Рики успокоил меня:
   - Да всё хорошо будет. Скажи только Петрику, что бы он тоже меня отпустил.
   - Да отпустил я, - буркнул с другой стороны Чудилка и сделал пару шагов назад. А наш Мелиорак быстро поднялся в воздух, унося моё сокровище как-то очень высоко и быстро от меня. Я с трудом заставил себя оторваться от созерцания ставшего пустым неба и вернуться к насущным проблемам.
   Мы решили поручить руководить дальнейшим Петрику и Бобе. Так уж зарекомендовал себя Боба, что всем хотелось, чтобы он чем-нибудь руководил. Если кто-нибудь видел Петрика, он сразу понимал, что ему можно доверить бразды правления, но если видел Бобу, то понимал про него то же самое. И я понял это, едва познакомившись с ним.
   И вот эти двое полезли на высокую башню. В то время, как Боба был уже наверху и радостно оглядывал окрестности, Петрик, да и все его немногочисленные спутники, еле плелись чуть выше середины. Несмотря на то, что теперь шум и мелкие стычки за стенами не имели больше к нам отношения, наши волшебники не решились оставить посты.
   У меня в руках снова была ромашка, а Петрик, воспользовавшись Усилением Голоса, взял слово. Не моргнув глазом, он соврал, что во время охоты на Познавшего Всё, вычислил место, где тот теперь находится. Это болото, что чуть южнее. Он призвал объединиться и идти туда большим войском, как, собственно, все тут и хотели. В наших рядах должен быть Миче со знаменитой деревянной саблей из крепкого, вечного балька, которую, как уже известно, чудище сильно боится. После его неправдивой, но подтверждённой Покровителями речи стало ясно, что теперь большинство тех, кто там, внизу, действительно на нашей стороне. Петрик объявил Муравию, что мы идём к нему на переговоры с мирными целями.
   - А теперь, - сказал Чудилка, обратившись к нам, надо действовать. Срочно. Ни секунды не медля.
   А всё уже было готово. И все уже были готовы. Внизу, у подножия башни нас ждали Торон и все его ребята. Там же был Таен - он на башню не лазил. Его обнимал очень бледный и очень взволнованный Олетт, который по причине ранения не мог носиться по городу. И так еле приковылял сюда. Его и Рысика посадили на лошадь.
   - Двухколёс жалко бросать, - тихонько пожаловался мне Таен, но Аринар услышала и сказала ему:
   - Ерунда.
   Она притронулась к полезной машине, и двуколёс стремительно стал уменьшаться, и вот уже он не больше ладони. Аринар поймала его в воздухе и подала Таену, а тот, поблагодарив, убрал в карман.
   Из-за угла вывернули Эйсиль и совершенно счастливый, свежий, как огурец, Лесик Везлик. Они раздобыли палку и белую тряпку – и так мы в полном составе выступили из Наивных ворот на переговоры с Муравием. Аарн был невероятно рад встрече со мной, Петриком и Таеном. Он на ходу рассказывал нам о своих приключениях и пытался оправдаться за своё поведение и обман.
   - Ты, - зло сказал ему Петрик, - мог бы сам нас просветить насчёт того, как всё устроено на Запретной Гавани. Мог бы и в разведку отправиться, и всё такое прочее. И про Таена мог бы рассказать, и провести нас сюда тоже мог.
   - Не мог бы, - возражал ему Аарн. – Я и знать не знал в Някке, что у вас на Верпте разведка затевается. Вспомни: вы мне об этом позабыли сообщить. Про Запретную Гавань вы и без меня всё узнали. А я был ребёнком, когда познакомился с Таеном. Что я мог такого особенного помнить про этот континент, чего Канеке вам не мог бы рассказать? И зачем бы я стал рассказывать вам про Таена, если вы сами про него всё время рассказывали? Я познакомился с Таеном в детстве. Став старше, боялся подвести. Потом мне сказали, что он умер. Длинный Коготь вернулся из поездки и сказал. Когда я с вами познакомился, то не хотел вас расстраивать зря. А потом явился с приветом Канеке, и я уверился, что он жив. И стал искать способы помочь.
   - И поэтому обманул и втихаря смылся. Уйди от меня, Аарн. Ещё и папу своего приплёл.
   - В отличие от тебя, он меня поддержал.
   - Я бы тоже поддержал, если бы ты не врал. Не попадайся мне на глаза, Аарн, я очень сердит. Пират такой… разэтакий.
   - Миче, - спросил Кереичиките, - и ты тоже также злишься на меня?
   - Я даже ещё больше.
   - А вот Лёка уже не злится.
   - Просто до этого мне некогда было с тобой разбираться. А теперь я сказал себе: ну что с ним поделаешь, с Аарном этим? В конце концов, всё неплохо вышло, - подал голос Малёчик.
   - Это рациональный подход, - обрадовался обманщик.
   - Не совсем. Потому что я хоть и не злюсь, но сильно огорчён.
   - Да ладно вам, мальчики, - миролюбиво сказала Ната. – Не теряйте-ка бдительности. 
   Разношёрстной малочисленной группой мы прошли до шатра Муравия. Солдаты собирались в путь, но не сворачивали лагерь – до названного Милло болота было всего ничего. Удивительное дело: некоторые выкрикивали имя Таена. Они подбегали к границе защиты, обозначенной алыми точками, и, глядя восхищённо на нашего героя, восклицали:
   - Таен, привет!
   - Так это ты всё придумал!
   - Таен, ну ты даёшь!
   - Таен, ты впрямь Гап Секретус?
   - Таен, с тобой с ума сойти можно!
   - Чего перевязанный такой?
   - Таен, ты ведь поедешь во Врата Сна? Заходи в гости.
   - Гапушка, неужели это ты? Как ты это делаешь?
   - Покажи им, - посоветовал Петрик.
   Таен послушно достал из карманов парик и бороду и продемонстрировал превращение в создателя сказок. Толпа реагировала восторженным рёвом.
   Это всё были люди, знавшие нашего дружка: те, что охраняли запретное место, те, что встречались с ним в городе. Как ни старался Моро, ему не удалось сделать Таена изгоем, одиноким человеком.
    Кто-то бросился наперерез нашей компании.
    - Злата, доченька! – закричал он. – Ты жива? Ты здесь!
    - Папочка! - взвизгнула девушка, и, выскочив за границу защиты, повисла у него на шее.
   - Назад! – рявкнул Боба так, что я вздрогнул. Длинной рукой он ухватил Злату за плечо и потянул обратно.
   - Можно я с вами? – всполошился её отец, испугавшийся новой, пусть и недолгой, разлуки с дочерью.
   - Можно, Таен? – спросил Боба.
   Вместо него ответил Эйсиль голосом, звенящим от негодования:
   - Только если этот человек извиниться перед Таеном за то, что натравил на него всю свою родню. Не верил ему!
   - О! Я тебя помню, – воскликнул тот, узнав мальчика. – Но я, право, не знаю, как искупить…
   - Достаточно просто извиниться, - сказал Таен.
   - Прости меня… Нас.
   - Заходи.
   Ближе к нашей цели двумя кучками собрались маги Врат Сна. С одной стороны те, кто за нас, их было больше, а с другой стороны – те, кто имел к нам какие-то непонятные претензии. Они смотрели зло и выкрикивали в адрес Петрика, Бобы, Лёки и меня оскорбительные слова. И перебрасывались с противниками через тропинку опасными заклятиями. Лучше всего было промолчать и пройти мимо. Скажу сразу – это было сложно, учитывая мой вспыльчивый характер. Я уже намеревался сказать что-нибудь, очень злое, главному крикуну, особенно после того, как тот покусился на нашу защиту. Но Боба опередил меня. Он вдруг сделал большой шаг в сторону и покинул безопасное место. Не успели мы и глазом моргнуть, как он за шиворот приподнял над землёй этого любителя оскорблять людей, а другой ухватил и потряс другого – такого же великана, как он сам. Тоже недовольного чем-то. Что-то он прошипел им в физиономии, отчего великан отшатнулся, и спал с лица, и даже затрясся. Мне показалось, что он сейчас бухнется либо в обморок, либо на колени перед Бобой. Но обошлось без этого. Оттолкнув от себя обоих, наш товарищ вернулся в строй. Какие-то слова тревожно-удивлённо пролетели над толпой тех, кто был против вмешательства запредельщиков в дела Запретной Гавани. На той стороне тропы стало тихо, но шёпот ветром пронёсся по лагерю, иногда будя всплески удивлённо-радостных возгласов. Больше никаких оскорблений, никаких магических фокусов. Из группы наших сторонников даже прокричали соперникам:
   - Эй, ну что же вы заморозились?
   Но никакого ответа не последовало. Маги тихо пялились нам вслед.
   - Боба, ты что им сказал?
   - Неважно.
   - Надо же, какое жуткое ругательство применил, лучше заклинаний подействовало!
   - Боба, признавайся, что за слова?
   - Научи!
   - Мы таких и не знаем, наверное!
   - Куда уж нам!
   - Вы таких не выговорите, языки не так устроены, - добродушно огрызнулся великан.
   - Произнёс он своё имя, - подмигнул, обернувшись, Петрик. – Спросите у Лёки: мы уже привыкли к тому, как оно действует.
   - Без других слов тоже не обходится, конечно, - кивнул Малёк. – Но лучше не вникать в то, что это за слова.

   *
   Великий светлейший Муравий, авантюрист с границы, мрачный, ждал нас перед шатром, скрестив руки на груди. И дал понять, что разговаривать будет снаружи.
   - Давай, Таен, примени, что ты там применяешь от подслушивания, спокойно предложил он. А Таен ответил:
   - Уже.
   - Вот, - сказал Моро, - мальчишки, которые только и делали, что мне жизнь отравляли да рушили мои планы. Особенно ты, Таен. И ещё притащил сюда… Эйсиль, кажется? Ну да. Я же говорил, без него не обошлось. Удивительно, сколько ты, Таен потратил усилий, чтобы я не узнал о вашей как это? Дружбе? Да, вроде, дружбе. Но ты же знаешь, если просто проходить мимо и увидеть, как вы мирно беседуете… В кои-то веки я решил, как разный сброд, пешком прогуляться по городу… Узнал, заинтересовался. То мальчишка привозит тебя прямо в запретное место, то что-то обсуждает с тобой после похищения тайного архива. Неспроста. Я был прав. Жаль, поздно догадался, что ты в Иште не помер, а козни строишь против меня, Таен. Ты, я вижу, думаешь, что это победа. Надо мной. Именно так вы все и думаете. Мальчишки. Да ещё этот… Где же он? Рики ваш. Тот ещё паршивец. Да вон, пиратский поросёнок с востока.
   - Это обо мне, что ли? – нахмурился Рысик. – Чего это я поросёнок?! Чего это сразу пиратский?
   - Дерзят. Не слушаются. Ненавижу детей. От них все несчастья. Если бы из них не вырастали взрослые люди, нужные государству – извёл бы всех под корень.
   - Хватит, - не выдержал я. – Давай по существу. Если ты не заметил, Моро, то я тебе скажу: власть переменилась.
   - И ты, Миче, приёмыш ювелира, встал во главе страны? – схамил авантюрист.
   Я упоминал о том, что у меня вспыльчивый нрав? Это качество сыграло со мной нехорошую шутку. Меня понесло – и я уже не смог остановиться, чтобы предоставить честь беседовать с бывшим вором тем, кому следовало.
   - Ты, Моро, не дерзи, как мальчик. От нас сейчас зависит, что дальше будет с тобой. Мы тебе предоставляем выбор. Или ты против нас, и тогда тебя ждут неприятности: суд, изгнание, а, может, и что похуже. Или ты содействуешь нам, и у тебя есть возможность остаться не слишком плохим в глазах заморышей. Может, тебе даже удастся сохранить какое-то влияние, хотя, я на твоём месте, на это бы не рассчитывал. Всё это будут уже твои дела на этом большом острове. Мы все, вместе с Таеном, возвращаемся в Запределье. Ты, и его родители, и вообще, все оставляют Таена жить спокойно. Вообще забывают о нём. Ни ты, ни его родители – никто больше не смеет нарушать покой Таена и его сестры Лалы. Никогда больше при жизни вас троих Запретная Гавань не смеет строить планы по вторжению в Някку. Или в любую другую страну за морем. Будут подписаны соответствующие документы. Мы назовём имена тех, кого ты не тронешь, Моро. Если мы узнаем, что с ними что-то произошло… Берегись тогда. Я достаточно чётко сформулировал мысль?
   - Вполне рационально, - похвалил Эйсиль, хотя его не спрашивали.
   А я действительно что-то озверел вконец, и под весёлым взглядом Петрика нёсся дальше.   
   - Прямо сейчас мы отправляемся в сторону того самого болота. Необходимо раз и навсегда избавиться от последнего из Познавших Всё.
   - Ага, - сказал Моро. – Ну-ну.
   - Мы найдём и уничтожим злодея, чтобы больше у людей не было страха. Таковы наши планы на сегодня. Ты можешь присоединиться к нам со своими чернокрылыми, помочь и проследить, чтобы всё гладко прошло, а можешь не присоединяться. Как ты понял, твоим подданным это уже всё равно. И кстати. От тебя зависит, останешься ли ты у власти. Если законы не будут пересмотрены, и детей всё также будут разлучать с родителями, боюсь, тебя ждёт бунт. Теперь уже именно против тебя. Если ты не уравняешь в правах с другими гражданами представителей племени Отца Морей - то же самое. Берегись, Моро. Бунт ждёт тебя уже прямо сейчас, если ты не дашь слово это сделать. Я доходчиво объяснил?
   - Прям ваще! Даже я всё понял, - вякнул Рысик.
   Лёка пихнул меня в бок, выказывая крайнюю степень одобрения. Ната сжала мои пальцы маленькой ладошкой. Кажется, она едва сдерживалась, чтобы не запрыгать от радости, как девочка. А Моро сказал:
    - То есть, ты, Миче, предлагаешь мне не только сохранить жизнь, но и помочь удержаться на высоте, в обмен на то, что выгодно твоей шайке. Считаешь, что мне это ничего не стоит. Почему ты не желаешь меня свергнуть? Арестовать? Казнить? Ах, да! Ради Таена. Ведь Таен столько лет щадил родного своего дядюшку. Или вам нужна моя помощь?
   - Ха-ха! – объяснил я ему по поводу помощи.
   - Тогда ради чего? По-твоему, я преступник.
   Я наморщил лоб, силясь вспомнить, а почему, собственно, Моро до сих пор на свободе, и выпалил первое, что вспомнил:
   - Петрик считает тебя толковым правителем, хотя и с заскоками. Но за тобой станут приглядывать.
   - Кстати, о Петрике, о наследнике престола великой страны, - Моро поднял указательный палец. – Как он это терпит? То, что его младший брат вдруг так раскомандовался. Раньше, насколько я знаю, у вас такого не случалось. Тревожный признак, я бы сказал. Раньше Миче мудро всегда признавал первенство Петрика. Он самостоятельно не совершал героических поступков типа уничтожения громострела. Он не требовал к себе внимания, не произносил речей, не пытался казаться умнее, никого ни к чему не призывал. Это правильно. Это называется знать своё место. Боюсь, Миче понравилась идея бунта. На месте Петрика Охти я бы задумался о будущем.
   По мере того, как мерзавец говорил, пальчики Наты всё сильнее сжимали мою руку, и я понял, что ещё секунда – она взорвётся и наговорит разного. Я не могу рассказать о реакции моих товарищей на бессовестный выпад Моро: всё тот же кошмар случился с моим зрением, как это часто бывало в моей жизни – я ослеп от гнева. Ещё секунда…
   - Этот номер не пройдёт, Моро, - усмехнувшись, откликнулся Чудилка. И положил руки на плечи мне и Нате. И, наверное, он как-то заставил Лёку не реагировать на негодяя. – Миче Охти – королевич великой страны. Он младше, но он обязан уметь привлекать к себе внимание, произносить речи и вести за собой. Я горжусь тем, что он сделал сегодня и раньше. Не пытайся, Моро, задеть меня тем, что у тебя там наготове. Что ты хотел сказать? «А что же совершил сам Петрик?» Да, ничего, признаю. Только со своими друзьями помог напуганным людям пережить трудное время, когда ты отказал им в помощи. Ах, да! Ещё здорово развлёкся в том городке, что ниже по реке. Как тебе моё колдовство? Жаль, кто-то из твоих волшебников сбил с курса самостукающую кувалду. Догони она тебя, не был бы ты сейчас таким наглым. Нет, я ещё не закончил. Не пытайся, Моро, испортить мне настроение рассказом о родителях, и что они мне скажут по поводу того, что я сделал или не сделал. Я всё знаю. Это не помешает мне хорошенько проверить документы, которые мы будем подписывать с тобой или всё равно с кем. И, кстати, не получал ли ты весточку с пограничных судов? Нет? Ничего. Думаю, скоро получишь. И не обрадуешься.
   - Это ты… - начал было Моро, но Петрик не дал закончить.
   - Миче спросил, даёшь ли ты слово исправить под нашим приглядом то, что ты здесь начудил. Отвечай ему.
   - Отвечать Миче?
   - Именно так. Не тяни время.
   Лёка повторно ткнул меня в бок, на этот раз одобряя моего Петрика. А я уже проморгался немного. Сильно испугался, конечно, но, хвала Эе, на этот раз всё как обычно, я не лишился зрения надолго.
   - Это твой единственный шанс, - тихо сказал Моро Таен.
   - Хорошо, я даю слово, - выдавил тот из себя.
   - Все слышали, - с высоты своего роста громко произнёс Боба. – Светлейший Муравий дал слово всё изменить. Никто не тронет тех, кто помогал нам. Законы будут пересмотрены для того, чтобы семьи не разлучали. Люди племени Отца Морей теперь не будут считаться людьми второго сорта. Все возможные названия будут возвращены. И никаких больше нападений на страны Запределья. И все это слышали.
   Вокруг загалдели, передавая друг другу весть: «Светлейший Муравий дал слово!» А потом вопли радости потрясли заброшенный город Фикву.
   - Обман, - укоризненно покачал головой Моро. – Ты обманул меня, Таен. Сказал, что нас не слышат.
   - Ты столько раз обманывал меня, ты сказал, что Олетт и Вранна погибли, ты даже заставлял всевидящее око показывать мне то, чего не было… Не тебе говорить.
   Я заметил, что Таен не называет его ни Моро, ни Муравием, ни дядей, ни господином, никак. Он не остался в долгу:
   - Если речь вести об обманщиках, ты первый среди них, П…
   - Только попробуй! – выдвинулся вперёд Канеке. О! Если бы за ним не стояла толпа взрослых, он разорвал бы мерзавца, сделавшего попытку прилюдно произнести эти слова: «Познавший Всё». Обидчикам Таена лучше не связываться с Канеке. Моро попятился от мальчишки. Ему ли не знать, насколько тот зол на него!
   - Итак, в путь, к болоту! – скомандовал Боба. И мы бодро двинулись сквозь толпу. А я после обвинения Моро уже больше не решался даже рта раскрыть. Наверное, этого он и добивался.

ПРОДОЛЖЕНИЕ:  http://www.proza.ru/2015/08/24/1530


Иллюстрация: картинка из "ВКонтакте".