Естество невозврата

Инга Ткалич
     Когда ты молод, с мыслями о конечности земного пребывания сталкиваешься нечасто. «Смерть – это то, что случается с другими» – с подобной установкой живут многие люди. Помню, в студенчестве я спросила близкого мне человека: «Боишься ли ты фатального исхода жизни?» Ответ был таков: «Сам факт ухода меня не терзает, но панически боюсь физических страданий».
     В тот период лично меня не донимала мысль, что «я больше не буду никогда-никогда». Горчинку в безоблачное восприятие мира вносила моя бабушка, Евпраксия Ивановна. «День прошёл – ещё на день ближе к смерти» – каждый раз перед сном произносила она эту сакральную фразу. Затем, помолившись, в благостном расположении духа отходила ко сну. Данный ритуал засыпания я невольно сравнивала с генеральными репетициями перед самым последним «засыпанием». И мне становилось как-то не по себе…
     Сегодня, когда я стала «спелой» и даже немного «переспелой», размышляю о смерти гораздо чаще. Нет, не о смерти вообще, а лично о своём отношении к ней. В связи с тяжёлой болезнью я вынуждена была впустить её в свою жизнь. Успев постоять на ПОРОГЕ вечности, пришлось многое переосмыслить заново. Процесс был болезненный и долгий. И после пережитых страданий, метаний, разочарований, исканий, смирившись, я  всё-таки сумела принять реальные законы жизни. На душе стало намного легче и спокойнее.
     Так бывает не у всех. Иногда люди идут по пути неприятия ситуации и бунта. Чаще всего это заканчивается прыжком с балкона огромной многоэтажки. В общем, суицидом. Не смею никого осуждать в данном деянии, на то есть Суд Божий. Оставшись в живых, я продолжаю любить, страдать, смеяться, плакать, радоваться и печалиться. Я в восторге от богатств окружающего мира: деревьев, цветов, человеческого общения, творческих исканий, великолепия православных храмов. Идея смерти и то, что «жизнь короткая такая» открывают мне перспективы в делах, заставляя ценить каждый миг. Я научилась различать, что ничтожно для меня и на что стоит тратить своё время. Учусь видеть главное, важное, непременное, не погружаясь в мелкотравчатую суету. Появился какой-то неописуемый аппетит к жизни, к её качеству, к духовному наполнению. Хочется, не обманывая самого себя, принимать верные решения. Именно такие, на которые не жалко тратить отпущенное время. И отметать те, что не стоят того. Ощущение неизбежности смерти помогает мне установить истинный критерий: что ценно для меня, а что – нет.
     Безусловно, таинственность и загадочность небытия невольно заставляют страшиться его. Ведь это несёт непоправимость, невозвратность. Но, согласитесь, наша жизнь  каждым своим мигом также создаёт непоправимость и невозвратность. Прожитый временной кусочек уже через доли секунды неминуемо уходит в прошлое и больше никогда не вернётся. Он невозвратен. А предстоящее будущее загадочно и непредсказуемо. Получается, что ушедшее прошлое и надвигающееся будущее не менее страшны, чем предстоящая смерть. Стало быть, жизнь и смерть есть две тайны, которые нужно постичь и принять. И продолжать быть частью мироздания, не забывая, что «всяк живущий на земле есть путник»…