С думой о Родине рассказ Галина Слинько

Галина Слинько 2
                Слова есть вечные и гордые
                Родители.Родные. Родина.
                Три слова корня одного.
               
 Абубакар привык просыпаться  с   восходом  солнца  эта  привычка,  с детства  и  на всю жизнь. Прочтя  утренние молитвы, выйдя на балкон,  он  услышал,  как в стоящей невдалеке мусульманской  мечети протяжно начал читать намаз на арабском  языке, казахский мулла.
 Абубакар   мысленно вторил его молитвам, затем он открыл Коран. Обычно его чтение занимает не менее  получаса.
Распахнув настежь  окно,   вдохнул свежий,  тёплый, утренний степной  воздух. Прикрыв глаза, он вспомнил родной  Кавказ с его непередаваемым ароматным  горным воздухом, напоённым запахом почти круглогодично цветущих растений.   Покоя  ему не давал  упрямый вопрос жены: «Почему  нас отправили в это столь дальнее путешествие,  в эту голую, неуютную степь?» Я не хочу здесь жить, хочу обратно, домой, на нашу  Родину», -твердила жена ему почти ежечасно.
Абубакар  знал, что решение о выезде его семьи за рубеж  было принято советом  старейшин. Видя чистую,  добрую душу молодого муллы,  из  своих  им одним ведомых соображений  может быть из-за страха за его жизнь. Ведь на Кавказе опять идёт война. Будь она не ладна. Так или иначе,  решено было   молодожёнов отправить в  дружественную мусульманскую  страну Казахстан.  Пусть послужит, поживёт с семьёй  там,  наберётся    житейского опыта, мудрости. Много  наших  кавказцев   живёт в казахский степях,   они поддержат вас в трудный момент,  если   таков  возникнет.
  Седой старец  давший Абубакару напутствие в  дорогу,   тысячу раз был прав,  говоря: «Поверь, война,  плохой  советник  в построении семейной жизни.  Война закончится,  вернётесь».
Всё верно,  но как  тяжело жить без родных тебе людей,  без гор, без родного лазурного  неба,  без того, к чему ты привык с детства.
  Абубакар посмотрел на высокое небо без единого облачка  с белым, как в пустыне, солнцем,  и подумал:  «Опять день  будет очень  жарким. Одно  лишь спасение, что  в этой степи дуют ветра.  Нет-нет я никогда не привыкну к этой земле». Его размышления отвлёк шум подъезжающей к дому  машины, он выглянул во двор. Близко у подъезда остановился легковой автомобиль, из него вышел высокий  худощавый   старец  с белой  как лунь головой  и  с длинной седой  бородой.   Ощупав руками края лавочки, той, что стояла у входа в подъезд,  он осторожно  присел на неё.
 «Ему явно не хватает  папахи,  - подумал Абубакар - тогда я мог  бы без сомнения сказать, что нас посетил старец из  далёкой родной мне Ингушетии».
Абубакар    отворил входную  дверь,  поспешил на улицу.
 На лестнице   он столкнулся с соседкой по подъезду,  тоже   спешившей  во двор. Поздоровавшись,  Абубакар  спросил:
- Простите, а вы не знаете кто этот старец на скамейке  у нас во дворе?
 - Это мой отец, его зовут Пётр Антонович.  Сейчас попробую пригласить его в квартиру, до визита к зубному  врачу, есть ещё пара  часов.
  Отец  не любит подниматься в наш «скворечник», так он величает все  пятиэтажки. Каждый раз твердит мне,  что человек должен жить на земле,  питаться  её плодами и ухаживать за нею, а не сидеть и бездельничать  на этажах.
- Я хочу с ним познакомиться.  Можно?- спросил Абубакар.
- Конечно, но говорите не очень  громко, отец незрячий.
– Хорошо.
 Абубакар  подошёл к старику, поклонившись, протянул к нему  обе руки,  представился и спросил,  может ли он   присесть рядом. Рассказал  ему о том, что когда увидел его  из своего  окна, вспомнил своих кавказских старцев. Вот  если бы на вас была  папаха. 
Пётр мягко ответил:
 - Садись,  вот сюда,  Абубакар,  трогая  лавочку рукой, пригласил сесть своего нового знакомого.
- Зови меня просто,  Пётр.
  Извиняясь, вступила в разговор дочь:
-Папа,  да что ж вы будете на улице беседовать? Я жду вас  с утра,  пирогов напекла, чай готов.
 – Хорошо, дочка.
-Придётся нам с тобою,  Абубакар,  подняться, хоть и не люблю  я по этим ступенькам лазать, но от горячих  пирожков   трудно отказаться.
- Пётр остановился и  спросил:
- Дочка, а  с чем пироги?
 – С творогом, со свеклой, с капустой.
-Идёмте  тогда быстрее,  чтоб пироги не  остыли. Вот тебе, Абубакар, вместо горных   подъёмов каждодневные лестничные восхождения.
 Долго  беседовали  Пётр и Абубакар за чашкой чая.
  Пётр чувствовал смятение и  недосказанное  неудовлетворение  той  ситуацией, в которую  попал  Абубакар со своей молоденькой женой. Пытаясь отвлечь его,  Пётр  рассказывал  ему о Великой Отечественной войне, которую он прошёл совсем юным,  и о мирной, порою  тяжёлой и не простой жизни,  о людях  разных национальностей,  что нашли здесь, в Казахстане,  своё счастье, живут и радуются  каждому хорошо прожитому дню.
Абубакар слушал Петра  с большим интересом,  его суждения и как ему казалось  сложившиеся жизненные понятия  часто ломались  о спокойные и углублённые доводы  старика. Мысленно он благодарил Аллаха за эту необычную встречу  на этой  пока ещё чужой для него земле.
- Ты знаешь, Абубакар,  в 1050-70 годах жил на Востоке, в Иране,  великий учёный, философ,  священнослужитель, наследие его для нас, простых смертных,  осталось в  его  поэзии,  имя ему - Омар Хайям. 
- Я  тоже  знаком с его творчеством, часто читаю его рубаи.
- Ты заметил? До чего же  верно он  всё подмечал:
 ...Жизни стыдно за тех, кто  сидит и скорбит,
    Кто не помнит утех, не прощает обид.
 - А мне нравится вот такой стих, - продолжил Абубакар:
     Не завидуй тому, кто силён и богат,
     За рассветом всегда наступает закат.
     С этой жизнью короткою, равною вздоху,
     Обращайся как данной тебе напрокат.
 - Вот тебе, пожалуйста, за тысячу лет до нашего рождения  Омар  хотел  предостеречь людей: от обид, зависти  и скорби.
-  Скажи мне, что тебя именно сейчас  более всего  тревожит, Абубакар?
– спросил Пётр,  держа его руку  в своей, и медленно, на ощупь  проводил пальцем по линиям и изгибам его руки.
- Вы, Пётр,  умеете читать по руке?  - спросил Абубакар.
- Нет, но  в книге Екклисиаста  в Библии есть такие слова, «их  сказал пророк Иов:
Бог полагает печать на руку каждого человека,
  чтобы все люди знали дело Его» (стих 37,7)
Всё предначертано Всевышним.   Хоть читай, хоть гадай, все мы  в  Его власти. 
Если мы  противимся свету и добру, воюем  против  заповедей Творца, навлекаем  Его гнев на себя.
   Да что я тебе говорю, ты ведь всё это знаешь из мудрейших и умнейших книг.   Вот ответь мне,  в  медресе  ты наверняка изучал все религии мира. Хочешь,  скажу, как в миру говорят о студентах  духовных заведений?
 «Из его слушателей получаются либо неверующие атеисты, либо истинные слуги Всевышнего Бога».
  Скажи мне,  к примеру,  что говорили там вам об образовании?
 -  Нас учили тому, что  язык образования,  как   известно, общечеловеческий. 
   Он не является  языком образования одной нации или одного народа. 
- Да, с такими доводами  нет  смысла спорить,-  согласно кивнул Петр. 
 Знания, как воздух и вода,   одинаково необходимы всем, где бы человек не жил.
- Ислам, который мы исповедуем – это явление общечеловеческой цивилизации, одна из авраамических религий, наряду с иудаизмом и христианством.
 Свод заповедей, содержащихся в Священной книге Коран, аналогичен библейскому.
 К примеру,  вот как сказано в одном из аятов  Корана:
 «Кто полезней: человек знающий, образованный или незнающий, невежда?»
  Ясно, что первый. В Коране высшей ценностью объявлен  общечеловеческий разум. Одно из часто встречающихся  в нём слов – это  слово Знание.
 В хадисах (это рассказы о мыслях и делах пророка) содержится множество высказываний пророка в пользу знаний. Есть  вот такое: «Чернильница  учёного более угодна Богу, чем кровь шахида»
-  А  как ты смотришь на то, Абубакар, что  современный терроризм действует под лозунгом ислама, объявляя себя исламским джихадом-борьбой за  веру Аллаха,
а самоубийцы называют себя шахидами?
- С грустью в голосе спросил  Пётр. - Об этом , что  ты  скажешь?   
- Я скажу лишь то, что ислам категорически осуждает  самоубийство. Согласно исламу, самоубийцы, совершающие теракты, нарушают сразу две заповеди Корана.
Первая- запрет на самоубийство, это безоговорочный запрет, иного толкования быть не должно. Человек не имеет права сам себя лишать жизни.
Вторая: никто  не может лишить жизни другого человека. За это он получит вечное наказание в аду. Террористов - смертников  их наставники  жестоко обманули.  И они попадут в ад, а не в рай, потому что нарушили заповеди Священного писания ислама.
 - строго ответил Абубакар.
- Людей очень тяжело научить терпимости, взаимопониманию - сказал Пётр.
 -Библия учит  любить ближних и любить врагов своих, может, потому, что это одни и те же люди?
Дай-то  Бог,  чтобы человечество научилось этим вещам. Вот тогда итогом  станет   стабильность. Торжество  братства и дружбы между людьми.
 Иоанн Златоуст говорил:  «Бог сотворил наше тело, вдохнув в него душу,  нам же дал власть создать нечто лучшее, сделать прекрасной  данную нам душу».
 Это величайший  труд - сделать  свою душу прекрасной.  Я не учился в духовных заведениях, но человеку свойственно самообразованием заниматься.
Я сам изучал  Библию и Коран, и индуизм, пять царских асан йоги делать любил. Пока мог видеть.
Знаю, что христиане ведут  своё летоисчисление от  Рождества  Иисуса,  то есть с первого века нашей эры.
 Народы, исповедующие ислам ведут своё летоисчисление от 622 года н э. с  того времени как Мухаммед переселился в Медину.
 В этом городе  Саудовской Аравии  находится  гробница  пророка Мухаммеда. Ты бывал в тех краях?
– Да, был паломником по святым местам.
- Это хорошо, в таких путешествиях многое открывается  сердцу, уму, а  душа принимает сильнейшее очищение.   
 Вот давай вспомним с тобою   еврейскую историю. Задолго до   рождества Иисуса жил в Иудее    царь Соломон, мудрейшей из царей, и ты  знаешь,  чего у Бога  просил Соломон? Он просил  только мудрости в правлении своим народом,  поскольку он был очень  мал, чист сердцем, душой и мыслями когда  встал на  царский престол.
   Всевышний за его смирение и незлобие дал ему всего через край: богатства, здоровья и любовью наградил, такой, какой не было ни у одного царя в мире.     Смирение и терпение  несут  душе   мир и покой. Тебе,  мой новый друг Абубакар, я  бы посоветовал,
 - Пётр  помолчал,  через мгновение продолжил:
  -Не надо  тебе  спешить   с выездом  из Казахстана. Это  очень не  простая земля. Сердясь на эту землю, на людей,  которые,  желая помочь, отправили тебя  пожить именно сюда, ты не сможешь ещё  многие годы сдвинуться  даже с места. Не рви себе душу, и своим родным. Смирись и живи. Здесь можно жить. От тебя лишь  будет зависеть как?
 Можно жить спокойно и счастливо.  Если ты хороший человек,  к тебе будут тянуться хорошие люди. Я помолюсь за тебя, так,  как я молюсь за моих детей, за друзей и недругов. Молитва моя проста, я прошу  у Всевидящего и Вездесущего Бога всем им: разума, здоровья и терпения. Аминь.
  –Аминь –  согласно кивнул Абубакар
- А  когда ты, Абубакар, искренне  полюбишь эту землю, людей, живущих на ней и  станешь  скучать за всеми так же  как за своими родными на  далёком Кавказе.  Тогда может быть, эта земля  вас и отпустит.
     Да только вот  мой тебе вопрос - захочешь ли ты  тогда уезжать отсюда?  Я вижу это так:   ты будешь привозить своих  детей в гости  на Кавказ. Родные   радостно будут вас встречать, говоря при этом:
 –«Наконец-то  наши  любимые, казашата, приехали»
-  Пётр засмеялся.  Абубакар  слушал  Петра,    тоже  смеялся его шутке  и подумал: «Неужели  всё  будет именно  так, как говорит Пётр?».
- Я приведу тебе,  Абубакар,  пример  из жизни  моего отца.
 В своей земной  жизни  мой отец   не хотел  яблоньки  посадить на этой земле,  гордо  думая, что это дерево может дать настоящий плод лишь на его Родине - Украине. Всё рвалась его душа  на ту  землю,   где он родился. Мечтал  и нас, детей своих,  вывезти  на Украину.
 Бог упокоил его кости в этой земле, вот я, его сын,  уже  никуда не бегу.
Я здесь обрел покой. Мои дети, внуки и правнуки тоже живут здесь. Учатся в России, за границей, а возвращаются сюда. В эти  солнечные летом и снежные зимой степи.
 А вот немцы почти все выехали, мне часто  звонят  из Германии многие из них. Бывает, подолгу  рассказываю  им,  по их  же просьбе,  о степях и сопках, о  речке, о рыбалке,  о селе, где прошла их жизнь,  а они  вспоминают, ты  знаешь о чем?
 - Пётр засмеялся:- о кустах серой полыни, которая здесь растёт повсюду. Утверждая, что чувствуют  её запах,  даже говоря со мною  по телефону.
Сейчас  в  нашем мире  стала прогрессировать  болезнь под названием «ностальгия».
Немцы  жили  здесь более полувека. Они  действительно полюбили эти казахские степи. Гонений потерпели уйма   до войны, во время войны,  да и после неё. Всякий  как камнем  мог запустить в них плохим словом,  управы  на тех «судей» тогда  было не найти. А немцы  терпели и  смирялись.
В клубе  тогда часто военные фильмы  шли. В те времена патриотизм в нашей стране широко афишировался.
  А немцы,  собираются,  у кого нибудь на дому,  и молятся, чтобы на завтра, не сильно их оскорбляли «сельские патриоты».
  За нас, выходит,  были их  молитвы. А работали  немцы на этой земле так, как ни одна нация здесь не работала.
  Строили  добротные дома,  разводили скот.  Без страха рожали много детей. Семьи  у всех  были большими. Просили  даже  у правительства Казахстана   автономию. Многие  уже и не хотели уезжать в Германию.
  Автономию, правда, они не получили. Но  зато за их   преданную и бескорыстную любовь к этой чужой для них земле  Всевышний   дал  им  возможность:     «Вернуться к корням своим».
 А нам за ропот и вечное  недовольство  жить  придётся здесь до самой  своей  кончины.   Поверь, не  только людям нужна  нежная любовь,  о ней мечтает каждая травинка, а человек подобие Бога, значит, в нём  этой любви не меряно, делись ею  открыто со всем миром
 - Пётр надолго замолчал.
Молчал и Абубакар,  затем  опять настойчиво произнёс:
-  Я очень   прошу вас,  Пётр,  чтобы  именно Вы нас благословили, мы  с  женой очень  хотим  уехать назад, домой,  на Кавказ. Лишь в сравнении  мы стали  понимать,   в каком райском уголке мы родились и жили, порою  совсем не замечали  красоты нашей Родины.
  Пётр улыбнулся и ответил:
-Хорошо, хорошо, Абубакар,  обязательно  благословлю. Когда - нибудь  ты обязательно  приедешь  ко мне  в моё село со всей своей семьёю. А пока живите,  народите детей,  воспитайте их без оружейных выстрелов, без  страха. Обязательно  с  родительской любовью, только с нею они будут продолжать жить счастливо  на земле.  У тебя  будет ещё много  времени,  приедешь,  благословлю, и тихо добавил:
 - если  конечно жив  буду.
–Нет, нет,   Пётр,
 - живите долго! Я вам всем сердцем  желаю: живите  пожалуйста,  долго.
- утверждающе произнёс Абубакар.
- Спасибо тебе, Абубакар, за  добрые пожелания,
 - устало произнёс Пётр, поднявшись из - за стола,  он  перекрестился,  поблагодарил  Бога  за завтрак, за встречу.
 - Дочка, мне пора. Он достал из кармана говорящие часы, нажал кнопочку,  из часов  полился нежный голосок китаянки с мягким акцентом,  важно утверждающий, что уже : «Десять часов и  двадцать  минут».
-Идти надо, мой дорогой зубной врач  уже  ждёт меня,- сказал Пётр.
Выйдя из квартиры,  Пётр спросил:  Ты  вот замечал, Абубакар, что  с горы  всегда легче спуститься?  Подняться  на гору бывает очень тяжело,  порою даже и не возможно, без чьей бы то ни было помощи.
А  другим  людям и не нужны  вовсе эти  горные вершины, хотя они так сияют и величием своим,   ох, как  манят. 
Выйдя на улицу. Пётр  спросил:
- Что для тебя, Абубакар, самое дорогое,  что ты оставил на Кавказе? К кому или к чему так рвётся  душа твоя?
 - Ответь мне. 
 Абубакар,  не задумываясь,  ответил:
- К матери. Ей я благодарен за всё. За подаренную мне жизнь. За   первое чувство Любви,  которое появляется в любом из нас  при появлении на свет, - это Любовь к матери.
Мать  выучила меня читать,  научила  поэзии,  родным напевам, она воспитала  во мне   любовь  к  молитве и труду, к правде.   Для меня  всегда   большое счастье, видеть свою мать. Слышать её голос,  быть рядом с нею.
 Покой, счастье в  сердце и  в душе обретаю я возле неё.
Мы,  кавказцы,  исповедуем ислам, но не такие уж  плохие у нас нравы. В исламе есть всеми почитаемый имам Джафар Садик, жил он в 702-765 годах,  был членом семьи пророка  Мухаммеда. О женщине он говорил такие слова:
       «Всё лучшее заключено в женщине.
    Мужчины вырастают под женским покровительством.
    Вы их воспитатели. Знайте себе цену, а ислам знает цену вам».
Так говорят   на Кавказе о женщинах.
 – Пусть будет здорова твоя мать. Она хорошо тебя воспитала не пожалев любви своей,
- произнёс Пётр.
 С той встречи с Петром  прошло очень много лет. У Абубакара  выросли  трое детей,  дочь и  старший сын уже  студенты  российского вуза, младший-семиклассник.
Прав оказался  Пётр,  говоря, что   эта земля просто так  никого не отпускает. И  как же  у меня всё сложилось  так, что за все эти годы   я так и  не смог ни разу  увидеться с Петром, -  сокрушённо думал Абубакар.
  Каждый раз  с сердечным волнением  при случае справляюсь о его здоровье  у его дочери или внука да передаю приветы.
 Надо обязательно  съездить,   увидеться,  сказать Петру,  что он  во многом прав оказался.   
 И ещё я понял одну вещь, Творец душ наших не терпит предательства.
 Это если по совести называть всё своими именами, - рассуждал Абубакар.
Даже если  это предательство  совершается из самых гуманных побуждений,  и   мы по своей немощи выдвигаем  очень веские  доводы и находим важные  причины для оправдания своих поступков, забывая, что в очах Всевышнего; - мерзок всяк, оправдывающий себя.
 При рождении  каждому из нас  даётся   место для жизни. Мы называем это место - Родиной.
Живи, не нарушай заповедей,  данных тебе свыше,  люби мир сотворённый для  тебя,  благодари Бога,  радуйся этой временной  жизни  – это и есть  основа твоего человеческого благополучия, душевного здоровья. Твоего  земного счастья.
Любящего мир, и Аллах  любит.
Каждому из нас  даются испытания и искушения по мере  сил. Убежал или уехал в трудный  для своей  Родины  час, оправдываясь, подыскивая  причину. Тогда в другом выбранном   для жизни  месте: - смиряйся, и терпи! Будешь роптать, противиться,  получишь по полной программе: массу ударов и  болезней. Но самое  радостное - для моей души, - это осознание  того, что земля,  приютившая  семью в трудный час,  действительно стала для нас,  второй Родиной. Пожалуй, главное в этой жизни  вера во всё лучшее и  радость сердца. Надо видеть прекрасное там, где,  казалось бы, его вовсе нет. Научиться  жить без всяких сравнений. Помнить  о том, что жизнь коротка, самое важное не растерять  добрый свет души, который даётся каждому человеку при его появлении на свет.
Наша задача  состоит в том, чтобы сохранить этот свет, пройти с ним  по жизни.
В конце пути вернуть его  Творцу всего сущего на земле.
    Интересно, что  ответит  Пётр на  мои размышления?
 «Я  просто обязан  с ним  увидеться. Ему ведь уже наверное более чем девяносто лет».