Северный ледовитый

Сергей Владимирович Рыжков
____Вам слабо прокатиться за рулем "Паджеро" до берегов Северного Ледовитого океана в составе бригады матёрых водителей и в сопровождении "технички"? "Да запросто"! – ответите вы и будете правы. Я бы тоже поехал. А вам слабо прокатиться туда же, но в одиночестве и на старой "девятке" в возрасте пятнадцати лет, прошедшей 350 тысяч километров и не знавшей капитального ремонта двигателя? И не на Бриджстоун или Нокиа, а на нашей И-391 не первой свежести. "Я что, ненормальный?", - скажете вы, и тоже будете правы. Но люди поднимаются высоко в горы и опускаются на морское дно, поднимаются в небо на дельтаплане и просто ходят на медведя… Что-то их тянет туда. Вероятно хотят убедиться в том, что еще полны сил и их не страшат трудности, возможно хотят обогатить свой опыт, чтобы потом поделиться им с другими, а для кого-то возможно "жизнь без риска, как еда без соли".
____Вся моя подготовка к поездке свелась к тому, что я купил новый атлас автомобильных дорог, заменил масло в двигателе и проверил давление воздуха в шинах. Выезд был назначен на утро 17 апреля. Ответ на вопрос "зачем?" прост – потому что если не назначить срок выезда, то он (выезд) может просто не состояться. Ответ на вопрос "почему именно 17-го апреля?" сложнее. Ехать зимой не хотелось, так как острота ощущений от такой поездки оказалась бы для меня чрезмерной, а мне хотелось испытать удовольствие. Поехать в июле – это значит не увидеть настоящего Севера. Вот и пал выбор на апрель, когда в средней полосе начинает оживать природа, поднимается настроение. Ну и потом 17 апреля – это суббота.
 
____Утро было настолько прозаическим, что меня постигло разочарование. Как обычно скрипнула дверь в гараже, как обычно запустился мотор, как обычно я выехал на полупустую улицу. Городская окраина в пяти минутах езды, и вскоре я беру курс на Димитровград. Дорога до Нижнего Новгорода хорошо знакома и поэтому острых ощущений не вызывает. Однако в машине специфический уют, к которому я привык за многие годы путешествий, но который, однако, не перестал быть волнительным для меня. Справа от меня атлас и карта, которую я прорисовал перед поездкой как смог, незамысловатый "хавчик", сзади всякая всячина, необходимая в дальней дороге. Стоит протянуть руку, и доступно практически всё. Других людей в машине нет. За зиму мне не удалось найти попутчиков в эту поездку.
____В Нижнем Новгороде я худо-бедно ориентировался, и проскочил бы его в одно касание, если бы… если бы не смотрел на дорожные знаки и указатели. Соблазнившись последовательностью указателей с надписями "Москва, Вологда" я выехал на западную окраину города, где вскоре "Москва" на указателях осталась, а "Вологда" исчезла. Возвращаться в город, чтобы проехать его "правильно" я не стал, а здесь, на западном направлении, мне пришлось хлебнуть порцию нашей дорожной неразберихи. Что ж, дело привычное. Но вскоре пришло время, и я понял, что Нижний остался позади и что я на верном направлении.
____Дело к ночи, пора бы и отдохнуть, но как назло нет ни одной площадки. Вот уже и час ночи, а вот уже и два. В конце концов, я останавливаюсь прямо на обочине возле какой-то АЗС за широкой спиной КамАЗа и ухожу в "мир теней и призраков". А утром оказывается, что километром дальше была хорошая площадка! И вообще, дальше они следовали одна за другой, как из рога изобилия. Невезуха? Да бог с ним. Двадцать четыре часа, полёт нормальный!
 
____В Ярославле запомнился своим сказочным запахом кондитерский комбинат. День по-летнему теплый. Народ отдыхает в свой законный выходной. А кое-кто стремится "подлечиться" после вчерашнего. Двери в гастроном не закрываются. Но чего-либо "чисто ярославского" я не вижу, кроме Ярпива. Но нынче Ярпиво, пожалуй, и в Африке есть, как и Балтика и иже с ними. Возьму, пожалуй, одну на память.
 
____По дороге нет-нет встречаются интересные, замысловатые и необычные названия населенных пунктов. Посудите сами: Бухалово, Дурыкино, а потом были Шушары и река Вобля, слава о которой уже давно гремит в Интернете.
 
____ Вот и Вологда позади, в магазинах которой я не увидел ничего "чисто вологодского". Курс на Вытегру. Здесь я никогда не был. И что енто за зверь такой? Звучит угрожающе, почти что "выдерга". И действительно, километров за тридцать до неё асфальт кончился, и началась, с позволения сказать, плохая дорога. Тут и "стиральная доска", на которой машина превращается в погремушку, и мягкий грунт, в котором вязнут колеса, и что не менее печально для меня нет не только пропана, но и бензина! Местные жители подсказывают мне, что на газе здесь ездить не принято, и я с сожалением отодвигаю на задний план мысль о заправке газом за пять рублей.
 
____Вытегра – скорее не город, а поселок городского типа. Во всяком случае, мне так показалось. Не сказать что статный, но и не развалюха, как, например, Арзамас, проехав по которому в прошлом году, я испытал шок.
____В Вытегре наполняю бак бензином и вперед! Но "вперед" получается не очень. Знающие люди наставляли меня: не надо ехать по правому берегу Онежского озера – там гиблые места, надо ехать по левому, через Петрозаводск. Помнил я так же о том, что Петрозаводск – место паломничества туристов. Вероятно там здорово! Я там не был никогда и приятно будет побывать. Но левый берег озера никак не хотел быть гостеприимным. За Вытегрой началась "стиральная доска" еще похлеще, чем перед Вытегрой. Темнеет. Машин мало. Впереди меня "летит" Ауди, периодически цепляя своим днищем за гребни "стиральной доски". За мной идет "десятка". Местами вместо неровной но твердой дороги встречаются участки, похожие на манную кашу. Смесь глины и песка, в которой колеса проваливаются тем больше, чем меньше их размер, и чем больше нагрузка на них. В одном из таких болот села ГАЗель. Я не успеваю испугаться и, пробороздив днищем по хребту "не очень злого" песчано-глинянного бугра, удачно выбираюсь на твердую поверхность. "Десятка" обходит меня и вместе с Ауди они "уходят". Судя по номерам – аборигены. Неужели они ежедневно носятся по этим "барханам"? Так мы ехали, периодически обгоняя друг друга, километров тридцать или сорок. В какой-то "каше" сбоку притулились КамАЗы, не решаясь преодолеть её.
____Когда стало темно, мы куда-то прибыли. Куда – я не мог понять, так как там не было ни единого огня. Но там стоял автобус, и в него садились люди. Остановилась и Ауди. Пассажиры из нее направились в автобус. Я же поехал дальше. В этот день (ночь) я больше никого не видел на дороге. В одном из мест через дорогу тёк ручей глубиной от тридцати до сорока сантиметров. И только благодаря малой скорости я не свалился в него. Объехав его сбоку, я вскоре прибыл в местечко Вознесенье, где мне предстояло воспользоваться услугами парома.
____Вопреки предсказаниям знатоков паром работал не круглосуточно, а только днем. Первый рейс в 6:20, последний в 21:00. Пришлось заночевать. Утром, когда рассвело, я увидел реку, через которую мне предстояло переплыть на пароме. Не возьмусь назвать её ширину в метрах, но вместе со стартом и финишем рейс длился около трёх минут. Не уверен, что прав, но мне показалось, что я понял, почему здесь нет моста. С каждой легковой машины здесь берут сто рублей, с грузовой – четыреста, а продолжительность рейса, как я уже сказал порядка трех минут. Вместе со мной на пароме стояла ГАЗель, КамАЗ, автобус и человек десять людей.
 
____Съехав с парома на берег, я, было, "ударил по газам", но напрасно – "стиральная доска" и "манная каша" еще не закончились, и продолжались почти до самого Петрозаводска. В свете нового дня я мог в подробностях разглядеть эту дорогу.
 
____Кроме того, стало очевидным, что от вчерашнего по-летнему теплого дня не осталось и следа. По обеим сторонам от обочины лежал снег. В Петрозаводск я добрался к полудню. Мои ожидания увидеть чудо-город не сбылись. Поколесив немного по городу, я не увидел ничего кроме разбитых вдрызг грязных дорог, серых зданий и голых деревьев. Одно было отрадно – здесь я залил полный баллон газа.
____Медвежьегорск стоял в стороне от дороги, и заезжать в него после "петрозаводских впечатлений" мне не захотелось. Между тем тепла становилось всё меньше, а снега больше. По обеим сторонам от дороги невооруженным глазом была видна заболоченная местность. Корни деревьев в ней, похоже, стелились по горизонту, не обеспечивая прочной связи дерева с грунтом, и поэтому многие из них были повалены. Их корневые системы издалека были похожи на фигуры людей, разных сказочных персонажей, леших и т.п.
 
____Весь третий день я двигался строго на север и проехал в общей сложности около 1200 км. Понятно, что метеоусловия в течение этого дня изменились весьма существенно. Если утром после парома я ехал по мокрой глине, то к середине дня дорога сначала подсохла, потом показались редкие снежинки, потом на дороге появился укатанный снег.
 
____Встречные и попутные машины стали большой редкостью. Обгон осуществлялся легко и с ходу, так как встречных, как правило, при этом не было. Скользкость покрытия, конечно же, приходилось учитывать. Указатель перед населенным пунктом Полярный круг вселил что-то вроде радости: вот он Север, уже близко! Вскоре показался столб с надписью, обозначавший сам полярный круг (наподобие столба между Европой и Азией на Урале). За столбом, стало быть, бывает хотя бы один день в году, когда солнце не восходит.
 
____А снегопад между тем усиливается. И когда я приезжаю в Кандалакшу, за бортом настоящий буран. На площадке стоят КамАЗы и легковые. Захожу в придорожную "тошниловку" принять горячей пищи и это мне удается. На стене вижу карту Мурманской области, на которой нет места живого, всё усыпано несметным количеством озер, между которыми петляет дорога, по которой мне предстоит ехать в Мурманск. Водитель КамАЗа звонит по телефону в Мурманск и предупреждает, чтобы не ждали – буран, скользко, ехать нельзя. КамАЗу нельзя, а мне что делать? Оставаться здесь на неопределенное время? Выхожу, сажусь, завожу, трогаюсь. Не тут-то было! Колеса буксуют, хотя стоят на плотном, не рыхлом снегу. Раскачка вперед-назад и где-то с двадцатой попытки я сдвигаю машину с места. Буран метёт неслабо, но машина вроде бы стала слушаться. Я нарезал несколько кругов по площадке и заехал на АЗС – залил бензин в бак. Встать без горючего на дороге в такую погоду никак нельзя.
____Была – не была! Я принимаю решение ехать дальше. Дорога пустая, на дороге снежная крошка, буран метет, темнеет, в машине тепло. 30-40 километров в час, за километром километр. Через какое то время для меня становится очевидным, что если осторожно, то можно. Местность холмистая. На одном из уклонов "раскорячился" встречный КамАЗ. Другой пытается дёрнуть его тросом. Аккуратно обхожу их и продолжаю свой путь. Часа через два буран заканчивается. За бортом примерно минус десять. Сухой чистый ровный асфальт и я набираю 90.
____В Мурманск я въехал поздно ночью, когда город спал, и я ничтоже сумняшеться пролез через сугробы в какой-то двор и заночевал возле ЗиЛ-131, который так глубоко зарылся колесами в плотный снег, что не было сомнения в том, что раньше весны этот ЗиЛ отсюда не выдернуть. За ночь пришлось трижды заводить двигатель и прогревать салон.
____Утром, когда на чистом синем небе взошло солнце, я увидел, что попал в зиму. Конкретные сугробы и люди в зимней одежде. Делаю снимок у въезда в город.
 
____Соорудив незатейливый завтрак на базе горячего кофе из термоса, я отправляюсь на поиски горючего и вскоре нахожу газовую заправку, на которой парадом командовала молодая девушка. У меня с ней завязался диалог, в ходе которого я получил первую информацию о городе, о месте нахождения телефонного узла связи. Выяснилось, что Мурманск – единственный открытый город на побережье Баренцева моря. Все остальные города являются военными объектами и закрыты для посторонних. Моя доморощенная мечта побывать в Ведяево у памятника морякам североморцам, погибшим на атомной подводной лодке Курск, в Росляково, да просто выехать на берег моря так, чтобы впереди за линией горизонта был только океан и северный полюс, и наблюдать, как суровые волны Баренцева моря набегают и разбиваются о прибрежные камни, поднимая в воздух фонтаны брызг горько-соленой морской воды – всё, всё это оказалось несбыточным! Как я ни уговаривал "королеву бензоколонки" признаться, что она пошутила, всё было напрасно. Она поклялась, что сказала мне правду и ничего кроме правды. Пообещав ей вернуться попозже для дозаправки, я отправился блуждать по Мурманску. На переговорном пункте я легко дозвонился до пункта отправления. Слышимость была великолепной.
____Кольский залив, на берегу которого расположен Мурманск, не впечатляет своими размерами. В его водах плывут льдины и ходят небольшие гражданские суда. Я спускаюсь к воде. Лёд ослепительно белый, вода прозрачная до дна, на дне прошлогодние водоросли.
 
____Набираю в пластиковую бутылку два литра воды и пробую её на вкус, с опаской поглядывая в сторону вооруженной охраны моста, переброшенного через Кольский залив. К счастью охрана не увидела в моих действиях ничего противозаконного, и я довольный трофеем сажусь в машину и еду через мост на другой берег залива. На другом берегу я въезжаю в древний маленький городок с названием Кола, от названия которого, видимо, и образованы названия залива и всего полуострова. На одном из зданий была обозначена дата основания Колы – 1656 год.
____По дороге, идущей вдоль берега, я направился в город Полярный, чтобы воочию убедиться в том, что он закрыт. С берега было видно, что не смотря на чистоту (прозрачность) воды в Кольском заливе, акватория не так уж и чиста. Почти по середине залива из воды торчала корма какого-то затонувшего судна, а вдоль берега в прибрежных водах лежали останки отслуживших свой срок кораблей и барж. Увидев один из них в непосредственной близости от дороги, я не удержался от того, чтобы остановиться и спуститься к самой воде.
 
____Носовую часть как будто кто-то откусил. Скорее всего, металл порезали автогеном местное население для применения в бытовых условиях. Напротив останков этого судна на горе стояла башня с большим количеством всевозможных антенн. Видимо это было из области навигационного оборудования.
 
____До Полярного было недалеко, километров сорок, не более. Дорога хорошая. И скоро я приблизился к нему.
 
____Дорога перегорожена бетонными блоками и шлагбаумами. Солдат с двумя начальниками проверяют документы у всех въезжающих. Надо ли рассказывать, почему меня не впустили? Наверное, нет. Солдат был очень удивлен тем, что я поехал отдыхать на север, вместо того, чтобы ехать на юг, на Ставрополье к примеру. Помните Василия Алибабаевича? "Там тепло, там мама". Развернувшись, делаю прощальный снимок у шлагбаума и возвращаюсь в Мурманск.
 
____Часов до трех я еще поколесил по Мурманску, заглянул в магазины. Там было всё то же самое, что и у нас, но дороже. Диковинным и невиданным доселе товаром оказалось "Кольское" пиво трёх сортов: классическое, традиционное и еще какое-то (не сохранилась этикетка). Взяв "Кольского" чтобы мои рассказы на родине показались слушателям правдоподобными, и, посетив еще раз газовую заправку, я беру курс на Кандалакшу. Больше мне здесь смотреть нечего. В Мурманске оттепель, солнце пригревает, асфальт сухой. По всему Кольскому полуострову на протяжении 260 километров на дороге установлены знаки "Направление движения по полосам". И все они добросовестно закрыты мешковиной, прошнурованы и завязаны.
 
____Объяснения этому я нигде не нашел и решил, что их закрывают на зиму, чтобы они не дезинформировали водителей, так как зимой от трехполосной дороги остается одна узкая тропинка. На обратном пути выяснилось, что и в Кандалакше и других городах на этом маршруте газ есть, но отпуск его производится только с девяти до пяти, да еще надо знать где. В одном из таких городков я потратил час, чтобы найти газовую заправку и заполнить баллон газом.
 
____За Петрозаводском я беру курс на Санкт-Петербург. Так было задумано изначально. Но даже если бы и не было задумано, я бы всё равно не поехал по берегу Онежского озера через Вознесенье и Вытегру. Всё равно бы свернул на Питер и Москву. Дорога ничем не примечательна. Дорога как дорога. Озёр только много, всяких разных, больших и маленьких. И у каждого озера есть указатель. Как говорится: прямо пойдёшь – домой попадёшь, направо пойдёшь – приключения найдёшь.
 
____Перед Питером дорога стала не просто хорошей, и даже не отличной. У меня возникло ощущение, что я взлетел в воздух. Шум двигателя есть, шум воздуха есть, но колебания кузова не ощущаются совсем. По этой дороге и по темноте я приблизился к стационарному посту ГАИ, где произошел забавный диалог. Проверив документы и бегло осмотрев машину, инспектор вернул документы, пожелал счастливого пути и направился в сторону поста. Но вдруг спохватился и, повернувшись назад, спросил:
____- А оружия у вас случайно нет никакого?
____Я, приложив правую ладонь к груди, клятвенно заверил его, что оружия у меня нет никакого вообще. И тот довольный ушёл.
____Что сказать про Питер? Питер – это Питер! Его надо видеть! Его надо слышать! Его надо чувствовать! Прекрасный город, красивейший, и люди в нём живут добрые, вежливые, культурные.
 
____В Питере меня ждали, и поэтому по городу я гулял не один. Припарковав машину в каком-то переулке недалеко от "медного всадника", и подняв голову, я увидел Музей русской водки. Вот ведь какие музеи бывают! Паломничества в него не было, но редкие посетители были. За входной билет в трактире наливали 25 граммов любой водки. Трактир был настоящим, и трактирщик тоже. Однако пришлось воздержаться.
____Дорога "туда" всегда интереснее дороги "оттуда", и поэтому дорога от Питера до дома 1700 километров была, можно сказать, безвкусна. И если бы не разговор "по понятиям" с подольским криминалом, сплошная скука.
____Домой я приехал на закате солнца. В городе было тепло и пахло заводской гарью. Но бутылка с водой из Кольского залива и ряд других экспонатов неопровержимо свидетельствовали о том, что всего три дня назад я был очень далеко отсюда, рядом с ЗиЛом, утонувшим в глубоком плотном сугробе. Машине за эти семь тысяч километров как всегда ничего не сделалось. Мы с ней заехали в гараж, я остановил мотор. После чего, собрав вещи и закрыв гараж, направился домой. Путешествие на Север окончилось.
____
____P.S. Кто-то говорил, что в России не умеют делать автомобили?