На границе духа

Никита Хониат
Маккарти К.
За чертой: Роман / Пер. с англ. В. Бошняка.
СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. – 560 с. – (Азбука Premium).
3000 экз. (п) ISBN 978-5-389-02149-5

Достойное продолжения романа «Кони, кони…», принёсшего, как известно, признание Кормаку Маккарти и ставшего первой частью «Пограничной трилогии». Снова юношеский максимализм бросает нас вместе с героями романа в дикие прерии и опасные приключения по пустынным пыльным дорогам, на которых героям суждено повстречать друзей и врагов, испытать любовь и предательство, заглянуть в самих себя и попробовать разгадать этот неуловимый мир. Снова погони и схватки, страсть и отчаяние, мужество и честь и, конечно, кони, кони…
Героя романа Билли Парэма снедает тоска по себе. Он жаждет отыскать себя в погонях за волчицей и скитаниях по чужой земле. Расставляя капканы, он будто тщится в них поймать самого себя. И ловит. Волчица покоряет его своей первобытной силой и стойкостью. Благородство души толкает его в опасное путешествие по дальним краям, чтобы отвести волчицу на её родину – в горы Мексики. Это оказывается непростой задачей, и волчица гибнет. И не так, как хотелось бы Билли Парэму, но и многое ещё в его скитаниях идёт не так, как хотелось. Индейский вождь при прощании именует его сиротой. И Билли отказывается от этого имени. Но вернувшись домой, он узнаёт, что это действительно так, и он теперь сирота.
Уже вместе с младшим братом отправляется он опять в Мексику, на этот раз, отыскать и вернуть украденных у отца лошадей. Поездка оборачивается для героев кровавой драмой. Они находят лошадей и снова теряют, брата Билли ; Бойда тяжело ранят, но он всё-таки выживает. А поправившись, пропадает с таинственной девушкой, которая, кажется, его околдовала и пленила. Так или иначе, вся история носит на себе мистический отпечаток. Билли то и дело встречает на пути загадочных рассказчиков и выслушивает их жизненные истории, становящиеся дополнением к роману в виде встроенных рассказов. Автор этим приёмом в некотором отношении напоминает Германа Гессе, а один из рассказов есть не что иное, как чуть переделанная история библейского Иова. Ставшая краеугольным камнем великой литературы. Маккарти тоже, по меньшей мере, рассчитывает не отстать от неё и в очередной раз ставит в своём произведении вопросы всемирного масштаба. Вопросы вечные и насущные. Кто мы? Для чего и зачем?
Отправляясь в Мексику в третий раз, возмужавший Билли Парэм узнаёт, что брат его погиб и стал легендой в здешних краях, а девушка бесследна пропала. Снова подчиняясь своей внутренней воли, он решает вернуть кости брата на родину, и эта затея, кажущаяся бессмысленным упрямством, чуть не обращается для ковбоя печальным концом. Однако он возвращается в родную землю, унося с собою груз бесценных воспоминаний о дикой и загадочной Мексики, в которой он потерял брата, чуть не потерял себя и не понятно, что ещё обрёл, вернее не обрёл ничего, кроме знания, что в жизни этой он лишь пылинка, бросаемая из стороны в сторону порывами ветра, и что «не люди живут в мире, но мир в сердцах людей».
И самому автору, и переводчику надо отдать должное. Книга поистине сказочная и вневременная, а язык и стиль повествования говорят, что если автору захотелось бы описывать и дальше жизнь героя, а потом жизнь его детей и внуков, то и это бы не надоело, но даже наоборот стало вполне логичным и осмысленным действом. Читать бы, во всяком случае, не наскучило.
Напоследок цитата: «Задача повествователя нелегка. От него, во-первых, требуется выбрать свой рассказ из множества возможных. Но главное, конечно, не это. Главное, скорее, состоит в том, чтобы из одного рассказа сделать сразу множество. Рассказчик всегда должен стараться развеять предубеждение слушателя (иногда высказанное, иногда нет), что эту сказку он уже слышал раньше. Рассказчик формулирует категории, под которые слушателю захочется подогнать повествование, как он его понимает. Но при этом он сознаёт, что повествование само по себе не является категорией, оно превыше категорий, поскольку обнимает собой вообще всё; ничто не может оказаться за его рамками. Всё есть рассказ. В этом можешь не сомневаться».

4 октября, 2014