Жизнь в эмиграции

Корсакова Елена
               
Лица людей, живущих в Польше, отличаются от людей, живущих в Украине. Но отличаются только своим выражением. Чтобы заметить такие отличия, можно посетить заведения, куда эмигранты приходят оформлять документы по своей легализации, возможности работать.

 Подхожу к одному такому заведению, все украинцы его знают, как «Длуга пять», по названию улицы – Длуга (Длинная) и номеру дома. Возле входа, как всегда много людей. Вышли покурить, временно оставив свою очередь возле кабинета, или вышли позвонить – посоветоваться с кем-то, или вышли, решив свои дела. Почти никогда не видела выходящих со спокойным довольным лицом. Все озабоченные, недовольные или расстроенные.

  Что может быть неприятного в жизни эмигранта? Конечно, документы, которые надо самостоятельно оформлять или платить тому, кто тебе их оформит. При этом, трудно узнать точную и достоверную информацию. В заведениях для «цудоземцев» (по-польски – иностранцев) консультации дают на польском. Мы с мужем обращаемся за русской консультацией, звоня на номер службы «Мигрант. Инфо». У них есть сайт, где указаны номера для консультаций. При звонке, можно выбрать язык, на котором удобно общаться. Сами мы, при случае, делимся этим номером со всеми иностранцами, кому он нужен.

  В пятницу я вышла из кабинета миграционной службы на дрожавших ногах и учащенным сердцебиением. Почему? Потому что каждый раз это посещение вызывает волнение. Мужчина, принимающий документы, сам проявлял раздражение, вздыхал, закатывая глаза, потому что я чего-то там напутала… Он говорил быстро по-польски, мне было трудно сосредоточиться, а муж его не останавливал, чтобы уточнить…

  Благо, что Длуга 5 находится в районе Старого города. Можно найти вблизи укромное место с лавочкой, присесть и спокойно разобраться со всеми непонятками. Оказывается, что не все так страшно, как кажется!

  Довольно часто ловлю себя на мысли, что ощущаю себя заново перекроенным человеком. Как будто меня – прежнюю неведомые силы разрезают на маленькие кусочки, ничего не оставляя целым. Из кусочком меня собирают заново, но уже другую… Как будто я, но совсем другая. Я должна говорить по-другому, думать по-другому, чувствовать себя по-другому. Неприятный душевный дискомфорт!

 Научилась читать в транспорте, кстати, стоя читать даже лучше, чем сидя – не укачивает.

Получается, но еще не очень хорошо, не обращать внимания на окружающих. Ну, не смотрят они друг на друга!!! А я так привыкла рассматривать, наблюдать за людьми – вообще мое хобби, как творческого человека. Мне трудно, но я стараюсь. Научилась быстро уводить взгляд, или смотреть рядом, как бы…

Научилась быстро вскакивать, когда хочу уступить место пожилому человеку. При этом бодренько говорю: «Проше, пан(и)!» И даже, если они отказываются, я трогаю за руку пожилого человека, улыбаюсь и еще пару раз повторяю: «Проше, проше». Наверное, я  не отличаюсь от полек, в такой момент?!

 Стала позволять себе выйти в магазин без макияжа. Стала меньше переживать за свой гардероб, ведь никто ни на кого не обращает внимания. Смелее стала носить броскую бижутерию, ведь польки очень даже ее много носят. Вообще, как то увереннее стала, ведь меня здесь никто не знает! Хочу – фотографирую все, что хочу. Хочу - улыбаюсь, когда хочу!

  Постепенно общее спокойствие, царящее среди местных людей, стало мне передаваться. Оно подхватывает меня, как ветер, и обволакивает, внося покой в сердце. Люди здесь спокойны, даже сталкиваясь с неспокойными ситуациями. Даже, когда пьяный человек ведет себя неадекватно в трамвае, не слышно ни одного голоса возмущения, или бурчания. На него, конечно, обращают внимание, но не трогают…

  В жаркий день по всему городу были распрыскиватели воды, чтобы можно было пройти рядом – освежиться, или подойти ближе – намочиться. Очень удобная вещь,  скажу Вам! В один выходной наблюдала сцену. В центре, возле памятника стоял такой освежитель – фонтанчик, а вокруг толпа людей. Подхожу ближе и вижу, что над таким фонтаном – прямо над трубой стоит пес, и вода, ударяясь о его живот, разлетается в стороны! Хозяин пса тянет за поводок, но не может увести его. Питбуль не просто наслаждался водными процедурами, но и пил жадно воду, летящую напором из трубы. Мальчик залез под воду, оттаскивая мокрого пса, а хозяин тянул за поводок. Все вокруг с удовольствием смотрели на этот цирк, и никто не возмущался, почему это пес стоит там, где место для людей. После ухода пса, люди спокойно прохладились водой, все были довольны и улыбчивы!

  Меня поражает, что собаки здесь все такие спокойные. Я уже писала о том, что бездомных собак или кошек я за полгода пребывания здесь ни разу не видела. Но очень мно-о-ого собак держат дома люди. Они выгуливают их, при этом я не видела большого количества собачьих экскрементов. Собак иногда отпускают с поводков, чтобы те могли в парке побегать. Никогда не видела, чтобы собака лаяла на прохожего или велосипедиста, как это обычно было в Украине.

  Также спокойнее здесь маленькие дети, чем в Украине. В трамвае часто ездят родители с детьми в колясках. Есть такие площадки, где даже можно пристегнуть к поручню коляску, чтобы зафиксировать. Детки едут подолгу, иногда больше получаса, и спокойно играются или рассматривают окружающих. Пару раз только видела плачущих детей. Но никогда-никогда не видела, чтобы родители кричали или били ребенка. Однажды муж ехал на велосипеде, а навстречу   ему бежит малыш, не обращая на него внимания. Муж приостановился, потому что малыш с трудом сохранял равновесие в беге… За ним бежит бабушка, которая догнала малыша и… переставила его на другую траекторию, чтобы дать дорогу велосипедисту! Она не шлепала его по попке, не кричала: куда ты убежал? Муж был просто удивлен такой сцене. Почему в Украине иначе воспитывают детей?

  В очередях не принято стоять двум людям у кассы. Например, при входе в аптеку стоит очередь («колейка» по-польски). В аптеке четыре окошка с кассирами, но у каждого только один покупатель. Очередь стоит на расстоянии, а кассир приглашает следующего, когда отпустил предыдущего покупателя. Точно такая же картина в пунктах обслуживания пассажиров – в метро, где продают проездные билеты или пополняешь их на месяц. Такая же картина и на вокзале при кассах. На расстоянии двух метров стоит основная очередь, а у кассы только один человек. Это так комфортно! Никто не слушает: что ты покупаешь, никто не заглядывает к тебе в кошелек…

 
Конечно, настроение у эмигранта не может быть стабильным в первые полгода жизни. Ведь, тоска за родными, друзьями дает о себе знать.  Хотя польский язык постепенно входит в мою жизнь, я даже в разговоре на русском, вставляю польские слова, потому что уже быстрее приходят на ум. Хотя могу как то сносно общаться на польском, но новые польские друзья не могут стать такими, как там, на Родине. Другой у них менталитет. Не до конца легко понимаю я их быструю шелестящую речь. Киваю головой, повторяю, как они: «Так, так, но…» (Слово «но» - самое распространенный паразит в польском общении, как в русском «ага»).  Видимо, чувствуют поляки, что не до конца я все понимаю. И не могу свободно легко передать свои чувства или переживания. Новостями могу поделиться, но не больше, увы!

  Заметила, что когда поляки не знают о чем говорить со своими знакомыми, то говорят комплименты. Меня здесь столько раз хвалили за мои длинные волосы, за мою юбку, обувь и другие предметы обихода! Это потому, что не знают еще меня хорошо, а быть вежливым необходимо. А сколько раз нам обещали с мужем, что пригласят нас в гости! Мы уже сбились со счету… И только два раза довелось побывать в гостях. Видимо, обещание о приглашении в гости – это тоже часть вежливого отношения, но не более. Мы уже ничего не ждем, а только улыбаемся и благодарим за… обещание.

  Частенько утром меня будит громкий крик вороны в полшестого или около шести. Они здесь просто оглушительно громко каркают, иногда так долго, будто они пытается привлечь внимание всего микрорайона к своей персоне. Нет бездомных собак, никто никогда на них не охотился, вот и наглые такие.

  Во время сильного ураганного ветра с дождем, рядом с нашим домом, на школьной площадке, упали несколько огромных веток с тополя. Молоденькое дерево было сломленным наполовину, и зеленая его крона лежала на земле, держась со стволом только на остатке. Мы думали, что дерево высохнет и умрет. Но листья продолжали быть зелеными… Муж предложил спасти деревце. Он взял ножик, воду, канцелярский скотч. Нашел поблизости кусок доски прямой. Мы подняли крону и примотали ствол к доске, вылили под корень пять литров воды. А рядом растет другое молодое дерево, возле которого золоченая табличка стоит с надписью о том, что дерево посажено в память об умершем учителе его коллегами…

  Муж собирался ехать на соревнования по триатлону в другой город  Польши. Как оказалось, билеты на автобус можно купить только онлайн! У него что-то не получилось оплатить с его польской банковской карточки. Попросили знакомую польку нам помочь. Она прислала СМС с кодом, датой и временем отправления и прибытия в обратном направлении. При посадке в автобус нужно только показать это СМС водителю и все! Интересно, а как пожилые люди справляются с такой задачей!

  Сегодня воскресный день, и я даже не задумываясь, собираюсь идти к двенадцати в парк Королевские Лаженки – слушать часовой концерт музыки Шопена. Все лето, благодаря спонсорам, такие концерты в двенадцать и в четыре дня проходят для всех желающих в парке. Играют исполнители со всего мира. Однажды профессор-поляк играл, затем – из Японии женщина, были из Австралии исполнители… Я буду сидеть на лавочке, если повезет, и будет местечко, и слушать завораживающую музыку легендарного композитора. Рядом со мной спокойные умиротворенные слушатели – которых иногда бывает с тысячу! Очень много среди слушателей иностранцев. Мне иногда кажется, что здесь англоговорящих больше, чем поляков. После концерта заеду посмотреть музей Шопена. Недавно заметила – где он находится, и узнала, что по воскресеньям вход бесплатный. Жаль, конечно, что опять в одиночестве… Муж проходит второй в своей жизни полный триатлон в Быгдоше, а дочка с коллегами со своей новой работы возвращается сегодня с пикника – катались на каяках по реке. Им там тоже неплохо!

Продолжение: http://www.proza.ru/2015/09/04/1540