Еще раз о словах

Ли -Монада Татьяна Рубцова
     Не перестаю удивляться тому, как богат русский язык. Возьмем нейтральное слово «лицо». Ну и говорили бы так : лицо. Но нет же!  Мы придумали массу синонимов. Начнем с возвышенного «лик» ( «сияющий лик», «божественный лик»). А просторечий сколько? Рожа («корчить рожи»), морда («набить морду»), образина ("мерзкая образина"), харя («наглая харя»), физиономия («хмурая физиономия»), рыло («куда суешь свое рыло», "рыльце в пушку"), ряха ("отожрал ряху"), и даже прижилось английское фейс («дать по фейсу»). Наверняка я не все вспомнила, а матерное уж писать не буду.  Такой он вот, русский народ: любит меткие выражения.
     Как-то беседовала я с нашей местной поэтессой, умной, талантливой женщиной. Сама она родом из  орловской деревни, но живет в городке давно. Она против устаревших слов. «Если все вокруг говорят «тырло», то это не значит, что и я должна так говорить,»- возмущается женщина. Ну да, да, почти согласна. Но мне очень нравится это слово. Тырло – это огороженное место для летнего отдыха скота. Поставят столбики, прибьют к ним поперек длинные слеги или доски, вот тебе и тырло. Можно, конечно, назвать загон или изгородь. Не в том дело. «Тырло» - именно так говорили мои деревенские дедушка и бабушка, поэтому сердце буквально «поет» от этого слова. Главное не «тырло» как таковое, главное- чувство слияния со своим народом, со своими предками. Так что не ругайте меня за «тырло», я  уже забыла, когда его и видела. А словечко осталось в душе. Пусть там и живет наравне с другими.
     Или вот еще одно – «калгушка» («а» или «о» после «к» – вопрос, пишу, как слышу). Это что-то среднее между вазой и шкатулкой. Обычно в калгушку набивалась разная мелочь: старые пуговицы, иголки, брелоки, маленькие фигурки, забытые монетки. Были у нас такие шкатулочки, и мама говорила: «Посмотри в калгушку, там должны лежать катушки». Чтобы яснее представить себе, что такое калгушка, возьмите пустую пластиковую бутылку литра на полтора и отрежьте верхнюю часть. Получается калгушка, складывайте туда все, что хотите.)
     Я берегу эти, может быть, глупые, но милые сердцу слова, и вот сегодня делюсь ими с вами.
 2015