Пражская весна. Вступление советских войск

Иван Краснов 2
Глава 3.
Обстановка  в  Европе  накалялась,  к  границам  Чехословакии  были  стянуты     общевойсковые  и  танковые  соединения. всем  было  ясно,  что  ждали  только  приказа  из  Москвы о  вступлении  наших  частей в  Чехословакию. Из  политического   управления  ГСВГ   в  средине  августа  приезжали  офицеры  и  изучали  общественное    мнение  по  поводу  вступления  наших  войск.  В нашей  части  я  встретил  своего  сослуживца  по Выборгу,  бывшего  лектора   30-го  гвардейского   корпуса,  теперь  уже  лектора   политуправления  ГСВГ. На  его вопрос нашему командиру  части - гвардии   полковнику  Данилочкину А.П. , относительно  ввода   советских  войск в братскую  страну,  последний ответил:  « Чем  скорее  мы   введем  свои   войска,  тем  будет  лучше, т.к.  в  связи с   ревизионистской  политикой    компартии   Чехословакии    страну  наводнили  западные  предприниматели,  политики,    представители  спецслужб.  Как  бы  нам не  пришлось  потом второй   раз  освобождать  Чехословакию».  Примерно  такого  же  мнения  придерживались  и  другие  офицеры  полка.

21  августа   где-то  около   16  часов  дня  поступил  приказ    соединению и  нашему  полку  выступить  на  выполнение   боевой  задачи. Всем  офицерам  были  выданы    карты   местности и было  приказано  нанести  на картах  маршруты  движения   полка по  территории   Чехословакии     до  места  сосредоточения     части на  границе   с  ФРГ.   В  23.00   полк   подошел  к   границе  Чехословакии.  Помню,   мы  офицеры  штаба  полка - начальник   разведки  майор  Дмитриев, капитан Должиков , начальник  связи  полка  капитан  Козарев  и  я, выпили     по   сто  граммов  водки и пожелали   себе  успеха.
Ровно  в  24.00  полк пересек   государственную  границу  Чехословакии.  Никаких  чехословацких  пограничников   мы не  встретили.  У  всех  офицеров  были  топографические  карты  и  прочерчены  маршруты,  куда   полк  должен  был  выйти  в назначенное  время.    Ранним   утром,    примерно  около   пяти  часов  утра, когда   колонна  полка   проходила   по    вершине   холма, перед нами предстала  впечатляющая  картина:  на  несколько   километров  вокруг  были  видны     движущиеся    колонны  советских  войск, прикрываемые  с  воздуха  армейской  авиацией.
Хорошо   помню,  как    полк    проходил   через   населенные  пункты через  толпы  людей, которые  стояли и  что-то  кричали. В  кузов  нашей  машины   было заброшено несколько букетов завёрнутых полевых  цветов.  Подумалось: «Это  народ  Чехословакии  с   радостью  встречает  наши  войска»   Однако,  внутри этих букетов  оказались кирпичи.
Скоро  мне  пришлось  ещё ни раз убедиться,  что  народ    Чехословакии  негативно   отнёсся к  вводу  наших  войск.  По  прибытии  к  пункту  сбора  полка  на  границе Чехословакии  и   ФРГ (Судетская  область)    командир  полка   включил   радиостанцию,  чтобы  выйти  на  связь  со штабом  дивизии.   Но оказалось,  что на  нашу рабочую   волну    настроились   офицеры Чехословацкой  армии, и по ней  понеслись  страшные    ругательства  и  оскорбления в наш адрес. Наш  командир   потребовал  освободить  эфир,  но поток  ругательств  усилился еще  больше, не давая ему возможности  вести разговор с  командованием дивизии и доложить    в  штаб дивизии  о положении  дел  в  части. Мне  запомнились  слова  полковника  Данилочкина  в  адрес  тех,  кто  мешал   ему вести  разговор:   – Ну контра,  берегись.!  Скоро  мы  вас  прижмем  так, что  от  вас  только  пух  полетит! Командир дал  мне  запечатанный   конверт, видимо, с  кратким  докладом  о  завершении марша    полка . – «Майор  Краснов, - позвал  меня  командир, -  откройте  свою  рабочую  карту .и    нанесите на ней  местоположение  штаба дивизии . Возьмите  двух  автоматчиков,  автомат  и  быстро -  в  штаб  дивизии.  Пакет  не  должен  попасть  в  руки  противника». 
Взяв  пакет, автомат, двух  автоматчиков я двинулся  в  путь  на  Газ-69.    Когда  мы  выехали  на трассу,  было  около  шести часов  утра.  Навстречу  с  огромной скоростью  проносились    грузовые  Шкоды,   готовые   раздавить   нашу легковую машину Газ-69    Я  приказал  водителю   держаться  ближе   к   кромке   автострады.  Скоро  нам  перегородили  путь  несколько  чешских    грузовых    машин,  водители  машин  подошли  ко  мне.   Сначала  они  миролюбиво    обратились:  - «Товарищ  майор,  зачем  вы  пришли  в  нашу  страну?»   Я  ответил,  как  нам было приказано:  - «На  территории  Чехословакии   идут   командно-штабные  учения (КШУ)    стран  участниц    Варшавского  договора. На  следующий   год  такие  же  КШУ  будут  проходить на  территории  Советского  Союза.    Ваша  страна   является  членом  Варшавского  Договора,  так  что не  волнуйтесь,  занимайтесь  своими  делами,  советские  войска - участники  КШУ,  не будут  мешать  вашей   работе».    Около нашей  машины   уже  собралось  довольно много людей и  доносились  грозные  выкрики:  – «Вы - оккупанты,  вы  оккупировали нашу  страну».   Один  из  водителей  близко  подошел  ко  мне:   - «Товарищ  майор, вы ничего не знаете.  Сегодня  в  пять  утра  по государственному  радио  выступил   Президент    страны  Людвиг       Свобода    и  объявил, что  Чехословакия оккупирована  Советскими  войсками».   –« Я  как  Главнкомандующий -  сказал  Президент  ЧСР,  приказываю  нашим  войскам   не  оказывать  вооруженного  сопротивления   советским  войскам,  нельзя  допустить,  чтобы  пролилась  кровь». -  «Вы не  могли  слышать  выступления  нашего  Президента, - сказал  мне  тот  же  водитель  шкоды .
 Я  приказал  своим  автоматчикам  выйти  из  машины, а  сам  обратился  к     окружившим  меня  людям:  -«Товарищи, я  еще раз   разъясняю  вам,  что   советские  войска  принимают  участие  в  КШУ,  прошу  вас  не  препятствовать    советским  воинам  выполнять   свои  обязанности   по  учению    и  попросил  собравшимся людям  не мешать и  мне  выполнять  свой  воинский  долг».    Автоматчикам  я  приказал  дать  по  очереди  выстрелов в  воздух.  Мои  оппоненты  постепенно  начали  расходиться,  освободили   мне  дорогу,  и  я  благополучно  доставил  пакет в  штаб  дивизии, после чего вернулся  обратно в  штаб полка.

(Продолжение  следует)