Колдун

Ольга65
               
На опушке леса стояло село. День подходил к закату. Усталое солнце, сверкнув последним лучом, упало за горизонт, кровавая заря постепенно, как туман, рассеивалась.
Тихий вечер уходил на покой, уступая место ночи. Та не заставила себя ждать, синей птицей взлетела над землёю, укрывая её чёрным плащом. Жёлтая луна вышла на небо и, как всегда, приступила к своим обязанностям, покатилась по кругу. А, вот, и первые звёздочки показались.
Запоздалый путник спешил попасть домой до темноты, дела в городе отняли больше времени, чем он рассчитывал. Шёл тропой через лес, так как путь этот был короче, чем по проторенной дороге. Ночь всё темней и темней, тропинка в лесу еле была видна, каждый шорох пугал. Про этот лес ходили жуткие слухи, но Алексей, так звали путника, в это не верил. Но, вдруг, чья-то лохматая лапа крепко схватила его за плечо. Молодой парень не робкого десятка, но от неожиданности,  потерял дар речи. Над ним склонился огромный змей и когтистыми лапами схватил его, поднялся в воздух и понёс над лесом в сторону скал, которые, неподалёку цепью стояли, закрывая горизонт.
Парень опешил: « Откуда змей» - подумал он – « Мне, наверное, снится» - и он ущипнул себя, но тут же ощутил боль».
« Нет, не сплю» - решил он, и ему стало по-настоящему страшно.
 Оставим на время нашего парня и вспомним легенду, которую говорили про этот лес.
Старики сказывали, что этот лес заколдованный. По ягоды и грибы ходили селяне днём и группами, а к вечеру в лесу не было ни одной души. Сказывали, что ночью, особенно при полнолунии, Раздаётся рычание. Кто-то, невидимый, ходит по лесу, гремит цепями и стучит по деревьям, ищет клад.
А ещё сказывали, что в давние времена в этом лесу грабили и убивали, редко, кому удавалось ноги унести. Якобы, действовала там целая шайка разбойников и, главным атаманом был у них колдун, злой и беспощадный, который мог превращаться в змея. Тогда, в далёкие времена, многие бедные люди, не выдержав издевательства богатеев, бежали в лес, но находили там не свободу, а ещё большую кабалу. Из цепких рук колдуна никому не удавалось вырваться, он заставлял их грабить и убивать. Колдун был очень жадным и заставлял грабить не только богатых, но и одиноких путников у которых в кармане была вошь на аркане. За небольшой кусок хлеба их тоже не миловали. Колдун, вроде, брал беглых людей под  свою защиту, закрывал их от глаз преследователей, а за это те беспрекословно подчинялись ему. Ну, в общем, из огня да в полымя.
По началу, людям нравилась их вольная, разгульная жизнь, но потом, они начинали скучать по родному дому, по родителям, по жёнам и детям. Они понимали, что попали в ещё большую зависимость, но из цепких рук колдуна вырваться было невозможно. И тихая скрытная ненависть внутри них нарастала с каждым днём всё больше, и кажется, хватит одной искры, чтоб превратить всё в пепел.
Вот, как-то шёл, сказывали, молодой парень, Степан, домой на село через лес. Служил он в работниках у барина и отпросился у него на денёк, родителей повидать. В байки про лес он не верил, а нечистую силу тоже. Дорога через лес была короче, солнце уже садилось за горы, тянувшиеся вдоль горизонта волнистой цепью, когда он почти подошёл к селу.
Вдруг, ветер донёс до него запах дыма. Парень раздвинул кусты и увидел поляну, на которой горел костёр, а над костром, Степан даже протёр глаза, думая, что ему показалось, носился змей. Вокруг костра сидели люди в грязных шароварах и в рваных рубахах, чёрных, как смоль.
Один из разбойников тихонько шепнул человеку, сидящему рядом: « Федот, подкинь дровишек в костёр, может эта бледная моль» - и он указал глазами на мелькающего змея – « Опалит себе крылышки».
Вдруг, змей ударил об землю хвостом и превратился в человека с  чёрным ликом и с заросшей косматой бородой. Длинные волосы до плеч свисали паклями, глаза налились кровью.
« Ты что сказал, Семён, я моль?» - и он протянул через костёр руки, которые странным образом, удлинялись и дотянулись до шеи  разбойника. Раздался хруст, и обмякшее тело Семёна упало у самого костра. Это и стало искрой начинающего бунта. Разбойники всколыхнулись и бросились на колдуна. Тот опешил, не ожидая такой реакции, и, совсем забыв, что он колдун, бросился в чащу, удирая от озлобленной толпы, а разбойники бросились за ним в погоню.
Парень сначала хотел уносить ноги от греха подальше, но вдруг заметил, что у костра что-то блестит. Степан осмелел и, поскольку у костра никого не осталось, осмелел и подошёл поближе.
Разбойники с криком и свистом, крича: « Ату его, ату, не упусти, за всё ответит душегуб» - продолжали преследовать колдуна.
Наш путник увидал сундук, видно кто-то из разбойников в спешке задел его и  оттуда выпало несколько золотых монет. Степан приоткрыл его и видит, что сундук полон золота и драгоценностей. Быстро собрав выпавшие монеты, Степан подхватил сундук и бросился бежать. Понимая, что ему далеко не убежать, он стал лихорадочно думать, как поступить, с деньгами было расставаться жалко, но и жизнь дорога, если его поймают, то не видать ему больше света белого. Вспомнил Степан, что играли они в лесу с ребятами, и он всё время прятался в дупле старого дуба, а дупло это было низко от земли и уходило углублением в корни. Скорее всего,  это была когда-то нора какого-то животного,  которую он  покинул не по своей воле, видно был убит  охотниками. Про это место никто не знал и парень как раз пробегал мимо него. Он принял решение забраться туда и отсидеться, а там, будь, что будет. Поляна из дупла была видна. Вот видит парень, что разбойники возвращаются, так и не догнав колдуна. Расселись лесные люди вокруг почти потухшего костра и ругаются, сожалеют, что не догнали деспота. Вдруг, один из разбойников обнаружил пропажу сундука и поднял крик. Разбойники всполошились.
А в это время к ним подходит колдун и говорит: « Что, добегались. Кто взял сундук? Говорите, а то превращу каждого в собаку».
Федот, друг убитого Семёна, говорит дрожащим голосом: «Если бы ты не убил нашего товарища, никто не кинулся на тебя».
« А кто Вам сказал, что он мёртв» - и подошёл к Семёну, прочитал заклинание, и тот открыл глаза. « Быстро» - приказал колдун – «Найти мне вора».
Разбойники рассеялись по лесу в поисках того, кто украл у них золото.
Видит Степан, что к его убежищу приближаются двое. Остановились, разговаривают.
«Чего случилось, пока я спал» - спрашивает Семён.
А Федот ему и отвечает: « Не спал ты, друг мой загадычный, а мёртв был» - и рассказывает ему, как было дело.
Подивился Семён, да и говорит: « Послушай, Федот, надо что-то делать, эдак он нас всех уничтожит. Давай под шумок, пока все ищут вора, пойдём в нашу пещеру и уничтожим книгу колдуна, а потом вернёмся к костру, как ни в чём не бывало и скажем, что никого не догнали».
На том и порешили. А Степан по голосу Семёна узнал в нём отца своего верного товарища, Ивана.  Он вспомнил, как когда-то, они с Иваном ещё были подростками, пришли к ним в село от барина сборщики налогов. А  тот год был неурожайный, и нечем было  платить подати. Семён, отец Ивана, просил не забирать последнее, ведь у него кроме Ивана была маленькая дочурка, Настенька. Его жестоко избили плетьми и бросили в старый амбар на краю села, пригрозив, что повезут бунтовщика к барину на расправу.
Ночью Степан с Иваном освободили Семёна, дали ему краюшку хлеба на дорогу и больше его в селе никто не видел. А Настенька, маленькая везде и всюду бегала с Иваном и Степаном. Степан считал её за сестру, но, прошли годы, девушка выросла и похорошела, и он не заметил, как влюбился, да и она к нему тянулась.
Разбойники ни с чем, стали возвращаться к костру, колдун решил сам  пройтись по лесу и применить своё колдовское чутьё. И он уж, было двинулся, но, вдруг, почуяв что-то неладное, оборотился змеем и полетел в сторону скал.  Семён со Степаном едва успели спрятаться. Как только  змей пролетел, они побежали к товарищам.
« Ну, что, не нашли никого?» - спрашивают их разбойники.
«Нет» - отвечают  друзья – «Мы чуть не до села дошли, никого невидали».
«А может это сам колдун спрятал сундук, закрыл его от нас колдовским заговором, он чего-то змеем к скалам полетел, сейчас перепрячет где-нибудь» - предположил один из разбойников – « А, ну, ребята, побежали в пещеру». Разбойники  заспешили к скалам.
Степан выскочил из убежища и заторопился домой.
Родители встретили Степана с радостью, соскучились.
А Степан им и говорит: « Попал я, родители, в очень нехорошую историю» - и поведал им  обо всём, что с ним приключилось и, что узнал он в одном из разбойников дядьку Семёна.
«Ты, мама» -говорит Степан – « Сходи к тётке Пелагеи и позови её и Ивана к нам, да так, чтобы Настя не догадалась».
Маланья, так звали мать Степана, пошла к соседям и позвала их к себе, якобы поговорить по делу.
Пришли Пелагея да Иван, а Степан их в горницу приглашает.
«Чего звали – то, случилось что, а то мне в поле пора» - спрашивает мать Ивана.
« Случилось, тётка Пелагея, случилось» - говорит Степан – и рассказывает ей, что с ним приключилось.
«А ещё, тётка Пелагея, слыхал я, что есть у Вас с Семёном место условное, где Вы время от времени встречаетесь. Надо что-то делать, освобождать каким-то образом мужа Вашего, мёртвым я его видел, это всё козни колдуна. Сундук с драгоценностями я у них стащил, будем откупаться от барина».
И пришлось тётке Пелагеи признаться и рассказать, где место условное. « Сегодня, как раз и встретиться должны».
« Мы с  Иваном пойдём на встречу» - сказал Степан, на том и условились.
Ночка уже стала потихоньку растворяться, и Степан думал, что после такого переполоха дядька Семён не придёт. Но, вот, показался Семён, ребята вышли навстречу ему из укрытия. Иван обнял отца и заплакал.
« Полно слёзы лить, дело надо обговорить, уж скоро заря» - Сказал Степан  и поведал разбойнику, всё, что  с ним приключилось .
« Я думаю, ребята» - начал Семён, что денег у нас хватит, чтоб откупить всё село и другим моим товарищам по несчастью помочь, только вот, что с колдуном делать, ну ничего, мы что-нибудь придумаем. Встретимся завтра на этом месте».
Пришёл Семён в пещеру, отвёл в сторонку своего товарища, Федота, да и поведал ему всё.
« Ой, не знаю, что и сказать, после того, как колдун обнаружил пропажу книги, рвал и метал, обещая всех превратить в зверей, да не сделал этого, куда он без нас, самому, что ли,  разбойничать, а деньги он любит».
« А книга-то его лежит глубоко в колодце, ему не достать» - сказал Семён – « Надо сообщить товарищам и вместе мы что-нибудь придумаем».
Думали они все вместе, думали, да и придумали привязать колдуна цепью к камню, когда он будет спать, да кляп ему в рот вставить, чтобы не мог он на них проклятия наслать, да так и сделали. На встречу с Иваном и Степаном пришли все вместе и, получив свою долю, разошлись, кто, куда глаза глядят. Степан с Иваном, захватив золота, пришли к барину и попросили вольную на всё село. При виде золота, у того разгорелись глаза и решил он кликнуть своих верных слуг, чтобы те связали парней и сдали в участок.
« Ой, зря ты это делаешь, барин, ой, зря» - сказали ребята – « Ведь у нас ещё золото есть, и мы там откупимся, да ещё и тебя оговорим, так, что подумай».
Барин, услышав про золото, подписал всем беглым и не беглым селянам вольную.
И зажили селяне счастливо, а Степан к Настеньке посватался, да и стали они жить – поживать, деток рожать, да добра наживать.
Вот такую историю рассказывают старики, и по сей день. Только, вот в лесу с тех пор неспокойно. Ходит, сказывают, колдун, гремит  цепями, да по деревьям стучит, всё клад ищет, горе тому, кто попадётся на его пути. А пропадают, в основном, всё парни молодые, видно мстит он.
А тем временем Алексей, наш путник, оказался в логове колдуна, и тот поставил ему условие: « Если ты достанешь мне книгу из колодца, отпущу тебя живым и здоровым, а если нет, не увидишь ты больше света белого. До тебя скольких парней приводил сюда и просил достать мне книгу, те лезть боялись, вот и смерть свою нашли. Терять мне нечего, осталось три дня мне всего. Или я освобожусь от этой  несчастной жизни и получу прощение, или я останусь на всю жизнь одиноким и бессмертным и буду нести зло. А я устал. Когда-то, много лет назад, я был обыкновенным парнем и жил в том селе, где ты. Был у нас в селе старик – ведун, никому не делал зла, людей лечил, да, только всё равно боялись его люди, говорили, что он колдун и в полнолуние превращается в змея, но я в эти россказни не верил. Однажды заболел он, и никто не пришёл ему на помощь, а я пожалел его и стал ухаживать за ним. А он мне сам подсказывал, какую травку заварить, да из каких мазь сделать, и вскоре он пошёл на поправку. В благодарность стал учить меня наукам разным. А я, возьми, да и спроси, почему его колдуном кличут?
И поведал он мне такую историю: « Дед его был колдун, но зла людям не делал, а когда умирал, попросил меня принять у него колдовство, поскольку тяжело колдунам умирать, не отпускает их нечисть, покуда он не найдёт приемника. Я согласился и дед дал мне наказ, чтобы я не обижал людей, не делал им зла и колдовской книгой пользовался только в редких случаях. Книгой я сам не пользуюсь, только превращаюсь в змея, когда мне надо обернуться быстро по делам. Видно люди заметили, вот и боятся меня. Я обучу тебя, Устин, обратился он ко мне всем наукам, а когда придёт время умирать, отдам и книгу, но наказываю тебе, не пользоваться ей без надобности» -  и вскоре он умер.
Я в первый же день достал книгу и стал читать заклинания, особенно меня интересовало, как превращаться в змея. Ночью он пришёл ко мне и сказал: « Я уже знаю, что не в те руки отдал я свои знания, что нет у тебя силы воли. У тебя два пути: помогать людям и не делать им зла, или быть злым одиноким колдуном 200 лет. Во втором случае у тебя будет шанс получить прощение, если освободит тебя молодой парень. Но по истечению двухсот лет, коли не придёт к тебе помощь, быть тебе на веки – вечные одиноким злым колдуном».
Тогда я не поверил его словам и пустился во все тяжкие. С каждым днём я всё больше и больше погружался в изучение книги, стал злым и раздражительным, стал отказывать в помощи людям и те отвернулись от меня. Была у меня любимая девушка, Алёна, красавица, каких свет не видел, и её я совсем позабыл, до чего увлёкся колдовством проклятым. А, вскоре, ушёл в лес, нашёл прибежище в пещере и стал основательно изучать книгу. Потом я пригрел беглых людей и те, в благодарность, делали для меня всё, что я пожелаю. Постепенно день за днём я всё больше и больше стал превращаться в злого жадного и беспощадного колдуна. Опять во сне ко мне пришёл дед – ведун и призывал образумиться, пока ещё есть время. Но я уже возомнил себя властелином, вершителем чужих судеб и не внял просьбам старика. Теперь вот осталось три дня, и, либо судьба даст мне шанс, и я буду прощён, и верну свой прежний облик, либо быть мне бессмертным и мучиться».
Алексей подумал, что у него выбора нет и сказал: « Я согласен тебе помочь, но как я спущусь в колодец?»
« Об этом не беспокойся» - сказал колдун – «Берись за цепь и полезай».
Цепь, то короткая, а колодец глубокий» - возразил Алексей.
«А ты делай, что я говорю, и всё получится». Делать нечего, уцепился парень за цепь и полез, но, о, чудо, чем ниже спускался Алексей, тем длиннее становилась цепь.
Наконец, юноша добрался до дна колодца и увидел там раскисшую книгу, взял её и стал подниматься.
Колдун, увидев книгу, прослезился.
«А почему ты сам не достал её и зачем она тебе, да к тому же испорченная?» - спросил Алексей у колдуна.
«Видишь, ли» - ответил колдун – « По заклятию  мне нельзя было лезть в колодец, потому что это меня не спасло бы. Должна помощь  прийти от молодого человека, и помощь добровольная. А книга мне нужна потому, что должен я сам, собственноручно убрать эту книгу от глаз людских, чтобы никогда больше не пришло зло на землю. Должен я сделать это осознанно, я давно уже сожалею об ошибках своих».
Глядит Алексей, а книга на его глазах высыхает и делается прежней, берёт колдун книгу, нажимает на какую- то невидимую кнопку на камне, который служил ему стулом и камень раскрывается. Колдун произнёс заклинание, положил в отверстие камня книгу и тот закрылся. Алексей обошёл вокруг камня, но ни какой кнопки не увидел.
«Чудеса» - подумал он и поглядел в сторону колдуна, но глазам своим не поверил, нет колдуна. Перед ним стоит молодой, красивый парень и очень похож на его прадедушку.
Рассказывали ему в детстве родители, что была у прадедушки бабушка, и звали её Алёна.
Любила когда-то бабушка парня Устина, но тот ушёл из села внезапно и никто его больше не видел. Был у того парня брат Фёдор, который женился потом на Алёне.
Спрашивает он у колдуна: «Был ли у тебя брат Фёдор?»
«Был» - отвечает колдун.
«Твой брат женился на Алёне и это мои предки, значит, и ты мне не чужой».
Прослезился колдун, стал расспрашивать у парня о своей невесте, а тот ему отвечает, что
толком ничего и не знает, ведь это было в давние времена.
Поблагодарил Устин парня и попросил его прийти в пещеру через три дня.
Пришёл домой Алексей, а там уже родители беспокоятся, расспрашивают его, где был.
Рассказал им парень, что с ним приключилось, не верят родители.
« Ты бы что-нибудь другое  придумал, надо же, колдуна он встретил, да ещё родственника! – смеялись родители.
Однако же, через три дня и пошли с сыном в пещеру, а там лежит парень молодой, бездыханный  и до чего на их предка похожий. Похоронили они его там же, поплакали, попричитали и пошли домой.
Снится ночью Алексею сон, что пришёл к нему колдун, поблагодарил и сказал, что всё у Алёши в жизни будет хорошо, только не повторял  чтобы он его ошибок. «Приди на сороковой день попрощаться со мной». Выполнил Алёша волю колдуна, пришёл, а там лежит сундучок с золотом. Взял его Алексей, вышел из пещеры, а сам думает, что с золотом делать, соблазн велик. Пока шёл до дома, всё размышлял. Подошёл к селу, идёт мимо церкви и видит, что совсем она старая стала. Зашёл в церковь, заказал молебен об упокое раба Божия Устина, а на выходе подал батюшке сундучок с золотом и сказал: «Это от раба Божия Устина на новую церковь, молитесь за упокой его души.»
Вышел из церкви, и так легко на душе стало, как от груза тяжёлого освободился.
«Молодец, Алёша» -  услышал он голос, это испытание тебе было, и ты с честью выдержал его и освободил меня от оков тяжких. Будь счастлив Алексей.
Ласково светило солнышко, впереди у Алексея была жизнь, в которой будут и радости и огорчения, но парню с чистой, не замаранной душой, будет всё  по плечу. Шагай вперёд, добрый человек.