Субботнее приключение... 9. Человек среди людей

Марианна Рождественская
РОМАН
Начало:
http://www.proza.ru/2015/03/24/1293

Глава 9.ЧЕЛОВЕК  СРЕДИ  ЛЮДЕЙ

                Если бы ты хотел этого, ты не можешь
                отделить свою жизнь от человечества.
                Ты живёшь в нём, им и для него. Мы все
                сотворены для взаимодействия, как
                руки, ноги, глаза.

                Марк Аврелий


     Шестилетняя Юля уже знала, что будет поступать в гимназию, и её очень удивили слова матери о том, что пора учиться писать не только печатными буквами, но и другими, скорописными.

      – Если человек старается, то у него вырабатывается ровный и красивый почерк, и тогда то, что он напишет, будет понятно другим людям. Это всегда пригодится в жизни.

     – Но если я научусь красиво писать, что же я тогда в классе буду делать? Просто так сидеть? – обеспокоилась дошкольница.

     – Да нет, тебе придётся учиться каждый день – так же, как и всем детям.

     – Но если я буду заранее всё уметь, мне станет скучно, – возразила Юля.

     – Не беспокойся, моя лапочка! – засмеялась Ольга и обняла дочку. – Ты сама увидишь, что ещё не всё умеешь, и скучать будет некогда. Поверь мне!

     Маме Юля верила. Ольга не стала подробно объяснять ребёнку, что в жизни каждому человеку очень часто приходится делать то, что кажется скучным и ненужным, но это абсолютно неизбежно, и через это проходят все без исключения. Когда-нибудь дочка сама всё поймёт, а в детстве надо радоваться и смеяться. Зачем пугать малышку необходимостью постоянного подчинения общим правилам и дисциплине? Юля уже в садике довольно скоро усвоила, что порядок существует для всех.


     Вечером Ольга проверила свою теорию на муже:

     – Денис, послушай, что я думаю по поводу нашей зависимости от всевозможных правил. Я имею в виду общепринятые правила поведения и деятельности нормальных людей. Каждый человек всю жизнь должен выполнять множество условий и требований общества, и если он станет всякий раз по этому поводу задумываться, переживать и сопротивляться, то у него будут большие проблемы. Так ведь?

     – Ну, в принципе, так и есть. Как говорится, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

     – Поэтому лучше не сопротивляться, а делать всё как положено. Так жить легче, во всяком случае, пока человек не станет взрослым и не предложит людям свои, более разумные решения. В идеале всё-таки лучше верить в то, что люди, которые управляют нами с пелёнок, – родители, воспитатели, учителя и начальство – желают нам добра, заботятся о нас и свою работу выполняют хорошо. К тому же они несут ответственность за нас и за свои действия, – сказала Ольга.

     – Ты очень правильно рассуждаешь, прямо как настоящая учительница, но это – в идеале, если все люди хорошие и начальство у тебя умное. А в жизни так идеально не бывает, поэтому кто-то всегда бунтует против кого-то – по разным причинам. Предположим, человек никому не доверяет и старается оградить себя от всего нежелательного – потенциальной опасности, лишней работы, ограничения свободы. Даже ребёнок может понять, что далеко не всегда его многочисленные «правители» компетентны и доброжелательны. Хотя... в таком случае сопротивление тем более чревато последствиями.

     – Но если бы люди не подчинялись многочисленным правилам и законам и жили, как им заблагорассудится, они до сих пор ходили бы на охоту в шкурах и жили в пещерах, – отстаивала Ольга свою мысль. – А поскольку мамонтов уже нет, пришлось бы постоянно, не покладая рук и ног, охотиться на более мелких зверей.

     – Ты, конечно, права, и нормальный пацан из вашей гимназии должен зарыдает от такой перспективы и тут же бросит курить и даже грызть всякие «кириешки», – засмеялся Денис. – Но даже у вас, в благополучном учебном заведении, далеко не все такие понятливые. А мы, например, на работе чаще сталкиваемся с теми, кто вообще не умеет подчиняться законам. Они ведь не учили, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. А без общества они сами жить не смогут – где же тогда воровать и мошенничать, не в пустыне же!

     – И даже не в деревне. Большой город с этой точки зрения гораздо удобнее.

     Ольга вспомнила, как у неё вытащили кошелёк в самом центре столицы, когда она ехала в автобусе среди приличных, казалось бы, людей. Впрочем, карманники и воруют, чтобы одеться получше и поесть повкуснее, а не просто для того, чтобы не умереть с голоду.

     – А сколько молодых, здоровых балбесов хотят сидеть на шее у других людей! Тьма-тьмущая! Ты бы послушала, на каком языке они говорят! Я не уверен, что нынешние школьники хоть что-нибудь усваивают из книг. Нам раньше столько вдалбливали о дружбе, добре, честности и героизме, что забыть это при всём желании невозможно. А сейчас детей чему-нибудь учат? Они читают что-нибудь, кроме учебников? Откуда они могут узнать, что такое хорошо и что такое плохо? – Денис, казалось, предъявлял претензии не только школе, но и своей жене-учительнице.

     – Если ты думаешь, что детей бросили на произвол судьбы, то это вовсе не так – учителя их и учат, и воспитывают, но компьютер, похоже, и вправду вытесняет из головы добрые мысли – об этом уже пишут длинные статьи, – попыталась оправдаться Ольга.

     – Может, журналисты преувеличивают? – усомнился Денис. – Сейчас без компьютера – вообще никуда.

     – Оказывается, он лишает детей чувства сострадания. У психологов есть данные исследований, не с потолка же они взяли эти утверждения. Дети играют в какие-то странные, жестокие игры, и там главное – успеть выстрелить. Ты, кстати, тоже играл и знаешь, что это такое. Но ты взрослый человек и, скорее всего, на тебя эти стрелялки не повлияли отрицательно. А дети, как правило, внушаемы и подвержены постороннему  воздействию, их внутренний мир только формируется. Учительница литературы говорит, что собачку Муму подросткам ещё жалко, некоторые даже плачут.

     – Я бы, наверное, и сейчас заплакал. Это же настоящий триллер! Может, детям и нужно читать – и «Муму», и «Белый Бим Чёрное ухо», чтобы у них возникало чувство сострадания к беззащитным существам, но я-то хорошо помню, как сам переживал в детстве. Это ужас что такое! – Денис поёжился.

     – И всё-таки без книг вырасти добрым, чутким человеком сложно. Чтение – это совершенно другое восприятие знаний о мире и даже прописных истин. Это для взрослых они прописные, а дети ещё должны их понять и прочувствовать. Я вот сейчас думаю, как объяснить нашим собственным детям, что компьютерные игры не стоят того, чтобы тратить на них время и портить зрение.

     – А они тебе скажут, что все играют – и Таня, и Ваня, и даже папа.

     – Мало ли что другие играют! Может, эти дети растут без родительского присмотра. В школе вовсе не требуется умение играть на компьютере, а когда начнётся информатика – учителя всему научат. Дома можно давать, скажем, полчаса на что-нибудь полезное – есть же какие-то детские развивающие программы.

     Ольге явно хотелось побороться с компьютером за влияние на юные души.

     – Ну, я думаю, если рядом с детьми посадить дежурного в милицейской форме, можно сформировать у них правильное отношение к железному ящику, – улыбнулся Денис. – Во всяком случае, я постараюсь проследить, чтобы наши малыши не занимались всякой ерундой. У нас на работе есть программисты, они подскажут, как это лучше сделать. А заодно и фильмы хорошие запишут – для нас с тобой. Что бы у них попросить? Может, что-нибудь эротическое?

     – Зайчик ты мой наивный! Когда же мы будем эротику смотреть? Ты засыпаешь вместе с детьми, а мне надо ещё вымыть посуду и собрать свои книжки-тетрадки. Наверное, дети начнут смотреть такие фильмы раньше нас – у них и времени больше, и есть живой интерес ко всему новому.

     – Боже упаси! – испугался Денис. – Сейчас столько грязи в Интернете, ты даже представить себе не можешь! Когда-то «Последнее танго в Париже» или «Эммануэль» считались порнографией и людей сажали за распространение видеокассет. Так вот, это – детские мультики по сравнению с тем, что сейчас стало доступно подросткам в Интернете. 

     – А ты-то откуда знаешь? – полюбопытствовала Ольга. 

     – Я? Мне положено, я же с таким контингентом работаю... Не хочу тебе рассказывать на ночь. Мне надо знать, что у них в голове, на что они способны и чем опасны для общества.

     – Помню, у нас одна мамаша пожаловалась, что подруга дала почитать её дочери «Эммануэль», а им всего-то по двенадцать лет было, представляешь? Хорошо, что она сразу заметила на столе подозрительную книжку. Судя по закладке, её девочка ещё не успела далеко продвинуться в этом «пособии». Мама тут же принесла книгу в школу и велела немедленно разобраться с любознательной подружкой.

     – И большинство учителей впервые увидели этот легендарный бестселлер. Я угадал? – засмеялся Денис.

     – Не знаю, как большинство, – мы такие вопросы на педсовете не обсуждаем. Поговорить с виновницей торжества поручили нашему психологу, чтобы никто из учителей не злословил о наивном ребёнке. Но в узком кругу мы, конечно, бегло ознакомились с романом «великой» писательницы. Ты угадал – все слышали, но почти никто не читал. Для этого надо купить книгу и принести её домой, а там либо дети, либо родители увидят, да и денег жалко на это сомнительное чтиво, – ответила Ольга.

     – Ну и что там такого страшного написано? – полюбопытствовал Денис. – Я уж точно никогда не согласился бы тратить время на бульварную литературу.

     – Страшного ничего нет, больше похоже на эротические фантазии нимфоманки – ну а кто ещё будет писать подобные книжки? Я полистала – по-моему, написано не слишком грубо, но и не для детей, ни в коем случае! У них мозги могут закипеть от таких подробностей. А взрослым, наверное, полезно ознакомиться – для общего развития, если они не читали более авторитетных авторов, – я имею в виду узких специалистов. Во всяком случае, эта книжка больше похоже на беллетристику, чем сочинения Дарьи Асламовой. Мне кажется, она вообразила себя русской Эммануэль – лёгкость мысли и нравов необыкновенная, – но вряд ли её книжки переведут хотя бы на французский язык.

     – Всё понятно: нам уже поздно, детям ещё рано, – подытожил Денис.


Продолжение:

http://www.proza.ru/2015/10/27/971