Мифы с человеческим лицом

Виктор Притула
Как я уже отмечал, история, как и культура любого народа, начинается с мифологии. Так уж устроена человеческая память. Да и не только она. Сегодня мы имеем множество примеров современного мифотворчества, успешно применяемого в политических практиках различных государств. Видно так устроен этот мир, что без мифов нам не прожить.
 В издательстве «Независимая газета» вышла книга Жана-Пьера Вернана «Вселенная, боги, люди», в которой автор попытался оставить в стороне поиски рациональных основ мифа и построить свой рассказ так, словно традиция мифотворчества еще не умерла. Задача, прямо скажем, непростая. Ведь древнегреческая мифология, казалось бы, исхожена вдоль и поперёк, Взять хотя бы фундаментальный труд Роберта Грейвса, который украсил «Мифологическую библиотеку» - одну из наиболее ярких серий екатеринбургского издательства «У-Фактория». Его «Мифы Древней Греции» это не сухое изложение текстов древних памятников эллинизма, а скорее поэтическое пересказ сказаний, в которых прослеживается эволюция жестоких и мрачных архаических богов и героев в прекрасные очеловеченные образы. При этом автор приводит расширенные комментарии, сопровождаемые ссылками на античных писателей, историков и философов. Еще одна книга этой замечательной серии для эрудитов  - «Иудейская богиня». Её автор, известный американский антрополог, ориенталист и библеист Рафаэль Патай, написавший в соавторстве с Робертом Грейвзом книгу «Иудейские мифы», рассматривает в своём исследовании добиблейские корни, связанные с поклонением божествам, имевшим женское начало. Эта книга вызовет несомненный интерес не только у специалистов, но и всех любителей истории.
О том, как возникла и развивалась цивилизация одной из «колыбелей человечества» доступно и увлекательно поведал читателям Майкл Эдвардс  в книге «Древняя Индия», вышедшей в московском издательстве «Центрполиграф». Опираясь на многочисленные исторические свидетельства и артефакты, автор предпринял попытку исторической реконструкции жизни и мировоззрения жителей Древней Индии.
Ещё одно интереснейшее историко-оружейное исследование Альфреда Хаттона «Меч сквозь столетия» («Центрополиграф» ,2005 г.) продолжает тему, начатую книгой Ричарда Бёртона «Книга мечей». О ней я рассказывал в одном из обзоров. Увлекательный труд Альфреда Хаттона «Меч сквозь столетия» погружает читателя в эпоху рыцарства и протягивает историческую линию сражений на холодном оружии до джентльменских дуэлей девятнадцатого столетия.
Издательство «Айрис-пресс» в серии «Библиотека истории и культуры» выпустило уникальный археографический памятник  - список знаменитой «Сербской Александрии», именуемый в русской традиции просто «Александрией». О большой популярности в России сюжета об Александре Великом свидетельствует обилие народных устных сказаний и лубочных картинок. Настоящее издание является наиболее полным текстовым содержанием и богатым иллюстрированным рядом, отражающим основные события жизни и деяния Александра Македонского. Это не только памятник славянской письменности, но и свидетельство преемственности культур от античности к Возрождению, которое отнюдь не является монопольным достоянием Западной Европы.
В серии «Белая Россия» продолжают выходить труды выдающегося историка русского Зарубежья Сергея Петровича Мельгунова, который является самым беспристрастным летописцем революции и Гражданской войны в России. Книга «Красный террор в России» занимает особое место в творчестве историка. Материалы, собранные в ней, - разные по ценности, а иногда и спорные (что признает и сам автор). Но даже если выделить из них только то, что подтверждено официальными признаниями и цифрами советской прессы, то и этого будет достаточно, чтобы масштабы кровавого террора потрясли любого честного человека.  В книгу включены также ранее не публиковавшиеся в России очерки о руководителях ВЧК «Чекистский Олимп» и другие материалы по этой тематике.
Об одной из трагических фигур русской истории Лавре Георгиевиче Корнилове рассказывает новая книга из серии «ЖЗЛ» «Корнилов». Её авторы Александр Ушаков и Владимир Федюк  постарались показать весь жизненный путь этого незаурядного русского офицера, который прошёл путь от подпоручика в Туркестане до генерал-лейтенанта, а затем Верховного главнокомандующего при Временном правительстве. В августе за попытку остановить сползание России к большевистскому перевороту объявлен мятежником и смещен со своего поста. Ну а дальше советская историография заклеймила Корнилова, как одного из вдохновителей Белого движения и сделала его имя нарицательным. Авторы новой книги о Корнилове, а написано о генерале уже немало, постарались, как можно объективнее нарисовать портрет этого своеобразного человека, который до последнего дыхания оставался патриотом России. Среди других исторических личностей пополнивших серию «ЖЗЛ» московский князь Иван Данилович «Калита» и курляндский фаворит императрицы Анны Иоанновны «сиятельный конюх» и «регент на час» Бирон. Однако если книга Николая Борисова посвящена действительно выдающемуся государственному деятелю русской истории, «собирателю Руси» Ивану Калите, то появление персоны Эрнста Иоганна Бирона в «ЖЗЛ» сродни появлению таких личностей как Аракчеев или Нечаев. Автор книги о Бироне Игорь Курукин признает, что его герой не самый симпатичный и выдающийся из персонажей отечественной истории. Однако именно его личность и деятельность наглядно отразили ту эпоху противостояния в российских условиях своего и чужого, которая получила название «бироновщины».
В новом совместном проекте  издательств «Алгоритм» и «Эксмо» - серии «Оклеветанная Русь» - вышли книги Сергея Лесного «Откуда ты, Русь? Крах норманнской теории» и Вадима Кожинова «Правда о сталинских репрессиях». Уверен, эти издания восприняты будут неоднозначно. Особенно, среди нашей поредевшей за последние годы «демотусовки». Кожинов поднимает вопросы долгое время «табуированные» новейшей историографией. Он пытается с позиций исторической объективности рассказать об истинных пружинах сталинских репрессий. Историк русского Зарубежья  Сергей Лесной, привлекая огромный массив исторических документов, доказывает, что  исторические корни русского народа никоим образом не связаны с варяжским приходом в русские степи и полесье. 
Когда, кем и  для чего был создан один из самых русофобских мифов о «кровавом тиране» Иване Грозном? Кому эта легенда была выгодна раньше? Кто горячо заинтересован в ее возрождении в наше время? И, наконец, кем он был первый русский самодержец Иван IV – «мучителем» созданной им могучей державы или мучеником за нее? Над всеми  этими  непростыми вопросами предлагает задуматься автор книги «Иван Грозный: «мучитель» или мученик?» Наталья Пронина. Этот интересный труд продолжил совместную серию издательств «Яуза» и «Эксмо» «Мифы без грифа». Среди других совместных проектов издательств «Яуза» и «Эксмо» хотел бы отметить две новинки из серий «Русские тайны» и «Внутренняя война». В первой – вышло интереснейшее исследование Ильи Деревянко «Белые пятна» русско-японской войны», в котором автор отходит от расхожих толкований прежних историков, прославлявших героизм русского солдата и клеймивших бездарность командования. На самом деле главнокомандующий А.Н. Куропаткин не был «паркетным генералом» и тупицей, на которого свалили все шишки. Другое дело, что русская разведка и контрразведка в войне 1904-1905 годов, кроме того, что  столкнулась с достойным и изощренным противником, которому помогали спецслужбы ряда западных стран, проявила себя далеко не лучшим образом.
В серии «Внутренняя война» Александр Шубин выпустил не менее интересное исследование «Анархия - мать порядка. Между красными и белыми». Феномен «махновщины» ещё очень мало изучен, а между тем практика повстанческого движения крестьянства в годы Гражданской войны была важным фактором, который во многом предопределил поражение Добровольческой Армии и других белых формирований, как на Юге страны, так и Сибири. Другой вопрос в том, что Ленин сумел переиграть анархистов, как переиграл «левых эсеров» и прочих союзников в борьбе за власть в России. Однако столь серьёзное обращение к теме анархизма в русской революции заслуживает всяческого одобрения со стороны любителей истории, которые не приемлют карикатурных трактовок  Нестора Махно. Всё же это была значительная историческая личность, достойная серии «ЖЗЛ».
А теперь обратимся к исторической беллетристике с авантюрно-криминальным оттенком. В серии «Исторические приключения», издаваемой питерской «Азбукой», вышли романы Дэвида Томпсона о начале освоения дикого Запада. Три романа из сборника «Король горы» объединены общим героем Натаниэлем Кингом, бухгалтером из Нью-Йорка, который бежит из города навстречу приключениям и на поиски «величайшего сокровища в мире», о котором пишет в письме его почтенный дядюшка. Гораздо динамичнее, чем у Фенимора Купера и даже Томаса Майн-Рида.
Другое петербургское издательство «Амфора» продолжает радовать нас очередными хрониками брата Кадфаэля – известного монаха из Шрусберийского аббатства, бывшего участника крестовых походов и покорителя женских сердец. И вновь бенедиктинскому монаху приходится распутывать нити очередных заговоров и преступлений, которыми изобилует Англия XII века, где бушует пожар междоусобной войны.  В седьмой и восьмой тома историко-детективных романов писательницы Эллис Питерс вошли хроники: «Роза в уплату», «Эйтонский отшельник», «Исповедь монаха» и «Ученик еретика».
Книга Хавьера Сьерры «Тайная вечеря» блистательно продолжила новую «амфоровскую» серию «Ключи от тайн». Хавьер Сьрра предлагает свой, неожиданный взгляд на одно из самых гениальных произведений великого Леонардо да Винчи, фигура которого в последнее время затмила не только всех титанов Возрождения, но и всех исторических личностей от Александра Македонского и Юлия Цезаря, до Гитлера и Сталина. Повествование-расследование испанского писателя построено на достоверном историческом материале, предлагая нам  версию создания самой знаменитой фрески Леонардо.
Не менее интересную серию «Тайны великих» выпускает входящий в холдинг «ОЛМАмедиагрупп» Издательский дом «Нева». Среди новинок серии – исторические версии жизни, деяний и гибели таких исторических личностей как Гай Юлий Цезарь, император Нерон и Наполеон Бонапарт. Главное в книгах серии совершенно оригинальный взгляд на фигуры, ставшими хрестоматийными образцами гениального злодейства. Но оказывается можно взломать веками складывавшиеся стереотипы. Авторы книг «Гай Юлий цезарь. Гений или злодей?», «Нерон. Денди, которого считали сатаной» и «Наполеон. Как стать великим» - Александр Петряков, Александр Горский и  Алексей Щербаков не ставили своей целью переписать историю, они лишь отыскали в ней некоторые прорехи, позволившие пролить новый свет на портреты их героев.