Сапоги и медведи

Владимир Майоров
                Язык до Киева доведет, а сапоги до медведя


       
         Как ни старайся, а всего не предусмотришь и обязательно попадешь в историю.
         Например, вот в такую.

         В конце сезона у нас, двух штатных ИТР, осталась единственная пара сапог, а весь запас по разным причинам вышел из строя. Злого умысла в том не было; обувь берегли, как могли, чуть на руках не носили, но нехоженая тайга с мелкими и крупными препятствиями изрядно потрепала ее, и пришлось  нам последнюю неделю маршрутить через день.

         Сегодня была моя очередь оставаться в лагере, и поутру я не спешил окончательно просыпаться, с противной для напарника улыбкой прислушиваясь к его возне. А когда он кряхтел,натягивая сапоги, даже сочувственно помычал в полусне,сладко потягиваясь в синтепоновом коконе и меняя лежачий бок на противоположный.

         Но поспать после его ухода не удалось.

         И десяти минут не прошло, как благостная тишина лагеря, взбаламученная утренней суетой и только-только отстоявшаяся после ухода  работников, была взорвана мощным звуковым разрядом, в котором смешались крики и невнятные звуки.

         Голос, искаженный ненавистью и обертонами, я узнал не сразу, а когда догадался, что орет Артур,удивился еще более.

         Кого и за что он так распекает, неизменно вежливый, как пионер,а сейчас матерящийся,словно боцман на корабле,нечаянно упавший в незакрытый люк?

         Разгадка пришла, а вернее, прибежала быстро. Уже через минуту послышался торопливый топот сапог, и с криком: – Медведь, ети его так - в расположение вихрем ворвались наши охотнички. Занырнули в палатку,подхватили ружья и унеслись обратно.

         Чуть погодя раздался выстрел.
        -Ну, чего там?
        -Не догнали, за речку ушел. Стрельнули в воздух для острастки. Все, мы побежали...

         На обеде расспросил, что там случилось.

         Тем утром господин инженер,немного обогнав народ, держал путь в северном направлении,чуток фальшивя и вполголоса напевая казачью песню.

         Косолапый,которого в начале сезона мы согнали с его законного места, устроив там свою полевую стоянку, в одиночестве и шумно сопя плелся по своим делам на запад.
 
         Не сговариваясь, оба одновременно вышли на перекресток дорог, где и столкнулись  нос к носу - белый поменьше с черным побольше.

         Встреча оказалась быстротечной: один только и успел от души обложить другого матюгами,  а второй  резко изменил свои планы и ходко удалился на левый берег ручья.

         Вечером кое-как сгладили Артуров стресс шуточками и утешениями, что зверю от такого ора тоже не поздоровилось,и наверняка он занемог и пр.Были выдвинуты разные версии относительно болезни,которую мог подхватить мишка,а местный Дима тут же поделился воспоминаниями об известных ему катастрофических последствиях громких криков на братьев наших меньших.

        -Есть у нас в селе мужик, который орет громче любого соседа и всякого жителя. Вот однажды его собака днем на охоте допустила промашку, и он ее отматерил так, что слышно было за сто шагов,а бедняга пришла домой и икала до самого вечера.

         В другой раз он пришел на пожню и в своем шалаше застал группу зайцев,которые копались в его вещах.

         Он заорал на них,посмеиваясь,продолжал рассказчик, и вопил так, что чуть голос не сорвал, а все разбойники умерли от сердечного приступа,не добежав до ближайших кустов,куда рванули,спасаясь от рассвирепевшего хозяина скарба.

        -Что, прям все? Может, хоть кто уцелел? - усомнился я.
        -Легли, как один - твердо ответил Дима.

         На следующий вечер возвращаюсь из маршрута по магистральной просеке.  По сторонам медленно наплывают и так же неторопливо уходят назад угрюмые ельники и недавние вырубки,заросшие молодым подлеском,густо простроченным золотыми нитями поздней осени.Дорога накатанная, но не близкая; механически переставляя ноги в дежурных сапогах, стараюсь отделаться от навязчивой мелодии,преследующей меня последний отрезок пути.Вовремя вспоминаю советы сведущих людей: попробовать переключить кнопку в голове на обдумывание какой-либо важной задачи.

         Почему бы сейчас вслепую не сочинить коротенькую историю о вчерашнем приключении Артура? Вот и занятие нашлось. Песенка и вправду отстала; дальше больше: придумался  зачин, диалоги, а потом как обрезало: последняя фраза не задается.

         Размышляю и шагаю себе,бездумно глядя под ноги; в какой-то момент поднимаю глаза взглянуть,далеко ли отворотка к лагерю, и вижу впереди мишку,сунувшего морду в колею,залитую водой. Между нами шагов тридцать,и я еще по инерции успеваю сделать пару.Тот ни с места,а в мою сторону и не взглянет.
 
         Что такое - шел я не бесшумно, а скорее наоборот,отчетливо бухая тяжелыми броднями по подсохшей земле,а тот вроде и не слышит. Оглох, что ли? И ветер с моей стороны – неужели  и нюх потерял?

         Прикинул, что по всем признакам выходит одно: это тот самый косолапый,кто встретился намедни Артуру, но только контуженный в результате рандеву. Получается, совсем плохой стал; но с другой стороны, и от калеки польза есть: мне вот пригодился, чтобы рассказ закончить.

на фотографии: та самая дорога, вырубки