Качели в деревне

Дочки-Матери
*****

Я увидела в одном из фильмов, как дети закручивали себя,  катаясь на веревочных качелях!..  А потом качели бойко раскручивались. И у нас, у бабушки в деревне, были такие качели!

Качели были неотъемлемой частью нашего дома, висели они на большом суку огромной ветлы. Конечно, сначала и ветла эта не была такой большой и взрослой, но эта крепкая ветка - сук ветлы,  отклоненный в сторону подхода к дому - песочно-травяная площадочка перед входом в дом, перед его крыльцом - это было, мне кажется, всегда, что с самого моего рождения, это уж точно.

Вот и старые фотографии это подтверждают. Я, еще совсем крошка, качаюсь на детских качелях ... Может даже мой папа придумал их туда повесить, для своей маленькой дочки и первой бабушкиной и дедушкиной внучки...



А потом эти качели вошли в семейную традицию, дедушка их вешал по весне, с началом теплых ее дней, а к нашему приезду в деревню на лето, уж точно.

К этому времени у моих бабушки-дедушки уже было много внуков, так как и детей они родили много, двоих потеряли в их младенчестве, а вырастили девятерых.

На этих качелях любила присесть и моя старенькая бабушка, в небольшом перерыве между кормлением кур и домашних животных, дойкой нашей коровы Зорьки, бежевой со светлыми и темными пятнами  /очень красивая коровья окраска /и с огромными выразительными глазами; между отгонами проходящего на луга стада от плетня, чтобы он не рухнул и подольше продержался...



Качели, а рядышком, у сложенных под навесом дров, лавочка, да еще горячие от солнца, деревянные и широкие, ступеньки крыльца - вот и место всех встреч.

И соседи и их дети, и друзья и хорошие знакомые бабушкины и дедушкины, здесь у нас собирались, и велись неторопливые беседы о том, о сем в деревне, на огородах, а потом и в самом мире что происходит...

А мы, дети, рядом бегаем, задеваем, для интереса, взрослых своей игрой, включая их тоже в игру, качаемся на качелях и смеемся, и тихо порой себя ведем, или на дереве сидим, или вокруг бегаем - вокруг дерева, с колодцем-журавлем  - тут же, под этим же деревом, ветлой.



А на качели у нас очередь выстраивается, да и старенький  дедушка, пчеловод, всегда пахнущий медом, как казалось, пошутит порой, что и он не против покачаться, а мы оттого еще пуще смеялись.

Я сяду на качели и раскачаюсь, порой до самого неба, как высоко, аж дух замирает, а потом, как надоест так качаться, особо если очереди нет, все разбежались, то любила закручиваться, а потом  так тебя кружит, что еще некоторое время и голова кружится, схожу с качелей и иду как пьяная, и ноги не свои, а мне смешно от этого и взрослые шутят, что еще подзадоривает, иногда и специально притворишься.



Качели эти на толстой сплетенной веревке висят, а внизу удобная деревянная дощечка. Выдержат они любого, даже взрослого человека, сиденье большое, а веревки прочные. А сук высоко, более двух метров от земли, вот и разлет большой получается, и от земли - качаемся и "до неба " взлетаем - эти, конечно, дети,  - "до неба ", а взрослым зачем так высоко, им наоборот, расслабиться - сядет кто-нибудь из них, а через несколько минут и голову на бок клонит, засыпает, да еще солнышком пригретый.



Бабушка моя всегда аккуратная, в светлом, летом, платочке, на ней юбка темная, "немаркая", простая кофточка в горошек или мелкий цветочек и обязательно фартук с большим карманом впереди. В этом фартуке она и возле печки ворожит и готовит нам вкусные щи, кашу, к празднику пироги печет,  и воду греет для всей семьи, помыться, т.к. бани у нас нет, только душ потом уже появился. На этот фартук , собрав его перед собой, в мешочек, бабушка собирает овощи с огорода, к столу.

А недавно моя тетя мне рассказала еще один незатейливый секрет бабушкиного фартука, что он у нее двусторонний: одна его сторона для грязных работ, а другая - гостей принимать и для всех нас, после работ, бабушка перевернет свой фартук и уже чистая, а вот юбка потому и темных тонов.

Как помоется моя бабушка, в банный день, а я ей еще и спинку потру - бабушка меня подзывала помочь ей и это очень хорошо - я, видя ее старческое тело, уже обвислые груди, которыми она стольких детей выкормила, как-то еще больше и глубже понимала и чувствовала ее.


Ведь во многих семьях мы видим наших родителей и бабушек только в одеждах и по другому их не представляем... Не во всем это хорошо... И вот я благодарна судьбе, что терла своей бабушке спинку, и ничего плохого в этом, уверяю вас, нет.



Отвлеклась я немного от качелей. Да что там - они и до сих пор  - дядя мой, бабушкин сын, их по весне вывешивает! Живо еще то дерево, ветла наша, правда его толстые ветви расходящиеся уже много раз спиливали, чтобы на дом не завалились и молнии чтобы его обходили,  а основной  его ствол, толстющий, с взрослыми расходящимися ветвями-сучьями и с новой порослью, еще стоит, на мою радость - люблю я это дерево. Правда качели уже висят не на той самой толстой ветви, а пришлось дяде приделать металлическую трубу-консоль, но на том же самом месте, против лавочки и крылечка.




22.08.2015г.

*******