Путь, у которого есть сердце

Ольга Тараб
 Волонтеры «Станции Харьков» давно стали добрыми волшебниками для своих подопечных — переселенцев, решая в немыслимо короткие сроки задачки бюрократической системы типа «принеси то, не знаю что, сходи туда, не знаю, куда». Но даже они с восхищением говорят о Ларисе Веселянской: «Она такое может решить, такое сделать…» Так в чем же секрет ее волшебства?
  «Жила-была девочка…» — хорошее начало для сказки. Да только у нашей сказки есть большая предыстория. У девочки был дедушка. И были у него свои мануфактура, дом, загородное поместье, красавица жена. И все бы было хорошо, да пришла кровавая октябрьская революция 17-го года, забрала у дедушки все, что могла, а самого дедушку арестовали сотрудники НКВД прямо на улице в 35-м. И исчез он без следа. Красавица жена родила дочь, и вскоре умерла. Сироту воспитывали добрые тетушки, закончившие в свое время институт благородных девиц.
— Маму воспитывали тетушки Сима и Вера. Жили они в комнате того дома, который раньше принадлежал семье,— рассказывает Лариса Веселянская.— Я приезжала к ним в детстве. Знаете, кружевные воротнички, фотографии в рамках, изысканность. Они водили меня по музеям, показывали город, рассказывали его историю.
— А дедушку искали?
— Искала. Но однажды мама сказала: "Ларочка, не ищи правды в прошлом, ищи ее там, где есть твое место в настоящем. В конце концов ведь не важно, как было тогда, важно, что есть сейчас". И я успокоилась. Поняла, что мама права. Так что я не люблю говорить о прошлом. Скажем так: «Мои корни из Питера».
— Вы родились и выросли в Харькове?
— Да. Хорошо училась, была отличницей. Закончила Университет имени Каразина, экономический факультет. Потом там училась и моя дочь. Замечательный преподавательский состав, прекрасные люди. У меня сохранились об этом времени очень теплые воспоминания.
— Я знаю, Лариса, Вы быстро стали продвигаться по карьерной лестнице.
— В 25 лет я стала начальником планово-производственного отдела в «Харьковметропроекте». А назначили меня потому, что в университете я прошла курс по экономике промышленности, в том числе и строительства. Вы б знали, как тогда метро гремело! Ух! А после развала Союза, уже в новой реальности, я стала директором строительной фирмы. Постигала строительство во всех мелочах и нюансах, подошла ко всему очень ответственно. Даже крупный тендер выиграла. Причем честно, без всяких закулисных игр. Правда, позже об этом жалела, так как приходилось постоянно ездить по Украине, решая вопросы бригад, работавших на объектах. Спала по 3–4 часа в сутки. Это ужасно выматывало.
— А как начался Ваш путь волонтера?
— Все просто. В августе прошлого года мне позвонила знакомая, волонтер Юля Конотопцева, попросила о помощи на вокзале. Я не спрашивала, чем могу помочь. Честно говоря, я такой человек. Мне как помочь кому-то и меда не надо. Помчалась на вокзал. А там работа кипит. Пошла волна переселенцев с Донбасса, и волонтеры «Станции Харьков» помогали им уже во всю. Работа была налажена. Я первый день смотрела и не могла понять, как же я впишусь в это все. И люди! Прерванные жизни, прерванные судьбы, горе и беда. Я была в полном шоке. В тот день меня дочь забрала, мы ехали домой, я рассказывала ей все, что увидела, и мы обе сидели и рыдали…
  С тех пор я стала ходить на вокзал. В тот момент Юля Конотопцева с мамой развозили людей по гостиницам, хостелам, а я формировала группы на вокзале. Несмотря на авральную ситуацию в августе-сентябре прошлого года, государство переселенцам не помогало с жильем. Волонтеры искали сами, куда поселить людей. Сначала расселяли хотя бы на несколько суток, потом подыскивали постоянное жилье. Но даже найти жилье — это полдела. Нужно было обеспечить людей какой-то одеждой, постельным, одеялами и подушками, затем получить справки переселенцев, добиться каких-то выплат. Социальные службы их «футболили», приходилось ходить с ними за руку и всего добиваться. Постепенно работа с социальными службами и стала моей основной деятельностью.
— Много необычных ситуаций?
— Много. Вот один из примеров. К нам обратился Василий Иванович (имя изменено — прим. ред.), пенсионер, бывший шахтер. Незадолго да Майдана на шахте в Макеевке был взрыв, в результате которого он сильно пострадал и стал инвалидом. Во-первых, государство должно было ему выплатить компенсацию, во-вторых предприятие должно было оплатить больничный лист. В Харькове есть специальная социальная служба, которое выплачивает пособие по профзаболеваниям. Он обратился к ним. Они его отправили в Макеевку на эту шахту за личным делом.
— Подождите, но Макеевка — это территория ДНР. Вы хотите сказать, что пенсионера, инвалида отправили в зону военных действий за бумагами?
— Да. Мы еле успели его с автобуса снять, когда он туда направлялся. Не знаю, как я это сделаю, но я пообещала, что смогу ему помочь. Но самое абсурдное в этой ситуации то, что бумаги, которые он бы привез, были бы с печатями ДНР, и здесь бы были этой же службой признаны недействительными.
— С ума сойти. Как же у Вас получается решать подобные вопросы?
— Все дело в отношениях с людьми. Не надо видеть в чиновниках врагов. Я стараюсь в каждом соцработнике увидеть не болтик в огромной бюрократической системе, а человека. Я не осуждаю их работу, не критикую, не ставлю им оценки. Я со всеми договариваюсь. Ссориться, ругаться — не конструктивно. В каждом чиновнике я нахожу человеческое и взываю к этой стороне характера.
— Улыбнись и тебе улыбнутся в ответ?
— Как-то так. Ведь хорошие люди везде есть. Я стараюсь в каждой социальной службе найти человека, желательно начальника, с которым я смогу контактировать, решать вопросы. Добавлю еще: я понимаю проблемы чиновников. Они сейчас между молотом и наковальней. Киев требует одно, местные власти — другое. И что делать? Никто не знает. Есть добрые пожелания, но нет механизмов их реализации. Страна попала в новую для себя реальность, и еще много пройдет времени, прежде чем мы сможем научиться жить по-другому.
— Сейчас запущен новый проект «Станция семьи». Что-то изменилось?
— Да. Работы проект добавил,— смеется Лариса.— Раньше информация обо мне среди переселенцев передавалась по «сарафанному радио», теперь люди целенаправленно идут на «Станцию Харьков» и ко мне в частности за решением своих проблем. И их много, реально много.
— Вы работаете в команде?
— Да. Консультантов по социальным вопросам трое. Со мной работают Аня Тимофеева и Таня Самбуева. Мне очень повезло с девочками. Они так естественно влились в процесс, как будто всю жизнь занимались социальной адаптацией. Они умеют выслушать, успокоить, подбодрить. Словом, я очень рада, что рядом со мной такие замечательные люди.
— Как много людей к вам обратилось за июль-август этого года? Какие проблемы?
— В июле у нас было 300 человек. В основном это женщины, пенсионеры, инвалиды. Вопросы все те же. Оформление пособий, работа, жилье. В августе добавилась своя специфика. Стали обращаться к нам студенты за помощью. На днях решили восстановление мальчика из Луганска в институте на 4-й курс юридического факультета. Кстати, мальчик пропустил прошлый год, так как был в плену у боевиков. Перенес пытки. На ноги его ставили уже в Харькове. Я смотрела на его мужественную маму, которая все отдала в обмен на жизнь ребенка. Тяжело. Сейчас она ищет мужа. Его тоже забрали боевики, и он пока числится без вести пропавшим.
— Лариса, Вы многое прошли в жизни, многое узнали, что по-Вашему, является самым сильным испытанием в жизни человека?
— Меня жизнь убедила, что самое сильное испытание — это деньги. Из-за них люди попадают в зависимость, из-за них совершают не свойственные им поступки, теряют свободу. Я знаю, каким бы не был богатым человек, но все равно, хоть иногда на совести скребут кошки, появляется чувство вины, приходит расплата.
— Что самое важное в жизни?
— Любовь. Любовь помогает понимать, прощать, договариваться, жить дальше. Без любви невозможно быть счастливым. Любовь вела меня по жизни, и какие бы я не совершала ошибки, но я руководствовалась добрыми намерениями, и жизнь всегда мне помогала.
  Я слушала Ларису Веселянскую, волонтера «Станции Харьков», ее слова о добре, любви, человечности, и понимала, что чтобы быть настоящим волшебником, не нужна палочка и особое заклинание, нужно просто желание помочь ближнему. «Жила-была девочка, звали ее Лариса, у нее было доброе сердце, и стала она настоящей волшебницей» — вот такая сказка.
Ольга Тараб
Собственный корреспондент «Станции Харьков»
Фото Натальи Филатовой