На краю телебашни

Братья Бирт
               

                После  покорения высоты 120 метров на  воздушном шаре у меня появилось желание побывать на Таллиннской телебашне (Tallinna teletorn). Сама башня высотой  314 метров, а смотровая площадка ("тарелка")  находится на высоте 175 метров. Билет на это мероприятие стоит двадцать евро.  Кроме того расписываешься, что ответственность за все риски берёшь на себя. Участник аттракциона должен иметь вес от 34 до 140 кг, возраст для самостоятельного выхода 18 лет и старше, а также иметь хорошую физическую форму, уметь контролировать своё тело и обладать координацией движения.               
                День выдался на редкость безветренным и солнечным, как раз для такой экскурсии, которая называется «Прогулка по краю башни». И это действительно так, потому что ходишь по самому краю окружности площадки в  метре от пропасти. И желающих так вот погулять сегодня не оказалось совсем. Я пришёл к 11 часам и был совершенно один. Поднялся на скоростном лифте на 21 этаж/170 метров/. Лифт скользит тихо и через минуту я уже был в уютном просторном зале "тарелки". Меня встретил молодой худощавый паренёк-инструктор Мартин. Там он одел на меня страховочный пояс, взял с собой фотоаппарат и мы стали подниматься по винтовой лестнице этажом выше. Вышли с ним за сетчатое ограждение, Мартин закрыл за нами на замок дверь и сразу же пристегнул себя и меня карабинами к небольшим подвижным тросам. Мы шли по краю окружности. Я любовался открывшейся необыкновенной красотой солнечного дня: там вдали раскинулся Таллинн, озеро Юлемисте, Балтийское море, совсем рядом тёмный лес и виднеющиеся маленькие домики. На нас двоих, там за металлической сеткой, смотрели туристы. Им было интересно, как это мы будем себя вести на самом краю площадки телебашни. Но сама прогулка мне не показалась экстремальной, потому как между мной и пропастью есть ограждение из небольшого по высоте металлического  бортика. Он возвышается от основания на полметра. Пик  экстремальных эмоций наступает тогда, когда ты решаешь для самого себя, что надо переступить через этот металлический бортик, сесть на край телебашни и поболтать ногами за её пределами на высоте 175 метров. Я спросил Мартина: "Могу ли я перешагнуть за это ограждение". Он дал добро и даже показал, как это надо сделать. Так что мы какое-то время оба сидели на самом краю пропасти. Затем он поднялся и стал меня фотографировать. Гормон стресса,  адреналин, в моём организме зашкаливал!
                Когда мы с Мартином зашли снова в ограждаемую часть, один  пожилой финский турист на ломаном русском языке сказал: «Ну как  пульс, стучит?» Я спокойно ответил: «Пульс нормальный». Рядом с ним стояла симпатичная молодая женщина, которая с восхищением смотрела мне прямо в глаза.
                Вспомнилось, как 39 лет назад, в 1976 году,  мой брат был активным участником строительства этого олимпийского объекта. Он рассказывал, что  ему приходилось бывать здесь  по  делам строительства. Однажды на высоте 160 метров  он нашёл брак: при установке  оконных металлических  каркасов были пропущены закладные детали. Ему тогда  удалось приостановить бетонирование. Бетонные работы выполняла ленинградская строительная  фирма.  К нему тогда подошёл бригадир монтажников и сказал: «Ты, что хочешь, чтобы мы тебя сбросили отсюда?»...
                Смотреть на рабочих, бетонщиков было очень занимательно, как в цирке. Представьте себе, что вокруг нет никаких ограждений и рабочие ходят с шлангами в руках и поливают бетон в жаркую погоду. При этом они не были даже пристёгнуты  монтажными поясами. Иногда в этом всеобщем трудовом порыве видно было, как нога одного из рабочих проваливалась в какую-нибудь внезапную щель настила. При этом он спокойно, не глядя под ноги перемещался на новое место и продолжал работать, как ни в чём не бывало. Из беседы с монтажниками выяснилось, что за летний сезон на таких высотных объектах всегда погибает один рабочий...
                Запомнились и эстонские строители треста "Таллиннстрой": начальник СУ-4 Рая, прораб Эхала и бригадир Саар. На этом предприятии работали и эстонцы, и русские. И никому не было никакого дела, на каком ты говоришь языке. Главное - это работа.
                На первом этаже, в фойе, я отправил  мои высотные  фотографии на свой компьютер.   Затем я вышел из башни, прошёл некоторое расстояние, глянул вверх и с чувством  огромного  удовлетворения сказал самому себе: «Я сделал это!»
                Ещё хочется отметить, что там внутри "тарелки", в её зале на полу по всей окружности, имеются стеклянные иллюминаторы/диаметром восемьдесят сантиметров/. Если хватит смелости, можно встать прямо на стекло. От вашего веса включается подсветка и под ногами появляется пропасть до самого основания телебашни!  На ковровом покрытии пола крупными буквами написаны названия многих городов мира и расстояния до них: Moskwa - 867 км, Vatikan - 2123 км, Jakarta - 10147 км...

Август 2015г.