Перечитывая Гумилева. Выбор веры. Часть 4

Юрий Доронин
Вопрос о выборе веры, изначально,  до крещения  Руси не мог быть решен лишь путем сопоставления четырех мировых религий: православия, католичества, иудаизма и ислама, и пятой, обновленного язычества с балто-скандинавским оттенком.
То есть неверно было думать, что выбор был продиктован только политическими и(или) экономическими расчетами.

«Принудить людей принять веру врага было невозможно, также как и удержаться от усвоения веры друга». Вывод более чем определенный.
И , пожалуй, если не самый важный, на сотни лет вперед определивший жизнь Руси.

И снова о комплиментарности, которая оказалась на порядок важнее сознательных решений князей и королей.
Что ни говори, но недавние враги-хазары были наименее комплиментарны славяно-русам если не сказать жестче.

 И как бы ни были привлекательны новые города и пастбища, скот и золото, захваченные у врага, борьба шла за души людей, а конкретно за разум славян и тюрок.

Ибо у Вернадского сказано « Разум не является формой энергии, а производит действия, как будто ей отвечающие».
Вот за эти действия пассионариев и шла борьба.  Эти действия и дадут  территории, и города, серебро и богатство, и , самое важное, власть над этносом..

Чтобы удержать власть, нужна сила и популярность. Силы всегда хватало. Войско, дружина, бояре с их подручниками без помех обеспечивали покорность  народа. Купить популярность можно  только на короткий срок. Нужна бескорыстная симпатия. И искренность, которая присуща только религии.

В те годы роль политической программы у Власти играло вероисповедание.
И предельная искренность на века между властью и народом.
Чего не было как у иудейского истеблишмента по отношению к кочевникам тюркам и оседлым язычникам -хазарам.
Обманули иудеи простецов.  Но на обмане власть надолго, на века не удержалась.
Ложь была раскрыта, простой народ все понял и только ждал подсознательно своего часа.
И дождался. И Власть не поддержал, разбежавшись по ареалу державы.
Поэтому надо было выбрать такую Веру-программу, которая была бы приемлема и для подданных , и для власти..и   ...крайне важно, для соседей!
Вот почему комплиментарность соседей была определяющим фактором при выборе. Веры.

Так вот о католиках. Или о латинянах.

Приняв крещение в Константинополе, княгиня Ольга не бросилась опрометчиво крестить своих подданных в византийскую веру. Несмотря на благоприятное впечатление , она все -таки решила познакомиться и с постулатами христиан-католиков. Был приглашен епископ Адальберт со свитой, который пробыл на Руси, вернее, в Киеве, около года.
И уехал ни с чем.
Отчего?
Ведома ли были русским искателям веры вся сложность исповеданий у мусульман или споры о догматах у католиков?
А как же!
Воины и купцы, бывавшие в Византии, Малой Азии, на Крите , торговали и воевали.
И хорошо знали уже разницу между суннизмом и шиизмом.
А также и тезис Бл.Августина о предопределенности.
Ибо есть счастливцы, предназначенные к райскому блаженству, и есть несчастные, и какую бы добродетельную они жизнь не вели, всегда останутся за чертой блаженства.

Наши предки хоть и не могли спорить с теологами, но они ощущали, где их хотят просветить, а где использовать. Они уже знали, что латиняне с их Наместником Бога на земле, хотят их использовать. И навязать свою волю.
Они уже ощущали, что Папа -это инструмент не сколько теологического, сколько политического влияния.
Поэтому и остановили свой выбор на греческой вере. Византия только и хотела лишь дружбы русичей и прекращения набегов на их земли.
И потом , в те времена патриархи и базилевсы все-таки занимались разными делами. Патриархи помимо вероисповедальных дел, еще ведали и просвещением.
Но обладали большим политическим влиянием.
 И не назначали себя Наместниками Бога на земле.

По сути неудачи Адальберта в своем визите в Киев, как и неудачи католической пропаганды среди славян происходило от двух причин: латинская Библия была непонятна как восточным, так и западным славянам, а переводы ее не допускались; поэтому убеждение заменялось принуждением., и лишь спустя много лет, во времена Реформации, переводы Библии появились, как величайшая заслуга и победа положивших за это свои жизни протестантов

И конечно же, корыстолюбие и жестокость латинян. Им были нужны территории и власть. Что в начале ХIII века католики и подтвердили, объявив Крестовый поход против Православия.

Но в конце IX века общество Европы, как светское, так и духовное, находилось в состоянии духовного упадка.
Официальная теология не знала, как и что возразить поборникам предопределения.
Полное нравственное разложение. Папа Иоанн XII (955-964гг.)  устроил в своем  дворце гарем из продажных женщин (до чего довел католиков целибат!), пьянствовал, давал пиры в честь языческих богов и сатаны. Напомню, именно во время его правления в Ватикане к нам забрел на огонек епископ Адальберт. Знала ли княгиня Ольга о художествах адальбертовского начальника?
Конечно, знала. 

А тут еще эти катары-манихеи.
Катары отождествляли злого бога- создателя мира с богом Ветхого Завета -Яхве, переменчивым, жестоким и лживым, создавшим МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР для издевательств над людьми.
А как же Христос? спрашивали иные , непосвященные.
А Христос имел небесное эфирное тело..и ел и пил для видимости, чтобы не заподозрить себя перед Сатаной...
Так говорили катары для новобращенных.
Однако же для верных членов общины предлагалось другое обьяснение:
« Христос-творение демона: он пришел в мир, чтобы обмануть людей и помешать их спасению.»  А настоящий Спаситель еще не приходил.
Манихейство сие даже не христианство и не ересь. Это антихристианство.
Но имело на Западе грандиозный успех.
Секта. И «папа» их жил где-то в Болгарии. Во как!
Знала ли о катарах-манихейцах-альбигойцах княгиня Ольга?

Скорее всего, знала. Даже если в общих чертах, насколько ей позволило образование и понимание, а также возможные последствия принятия такой Веры. И с таким Папой.
А раз Вера-это политическая программа, то к кому на Западе примыкать?
К распутнику папе, катарам Прованса и Тулузы?
Нет, не глупа была княгиня Ольга, а далее и Александр Невский, выславшие из Русской земли немецких миссионеров.

А что же древние Боги? Их было много. Были свои, были и соседние, вовсе не чужие. И им тоже поклонялись А вдруг и они помогут?
Двоеверы..не христиане, но веруют в Перуна, Хорса, Мокошь, Сима, Регла..всего тридцать богов. Сварог-бог огня. Хорс-бог Солнца, Перун- Перкунас ( в Литве).
В Ростове стоял еще в XI веке идол Велеса- покровителя скота и пастбищ. И проповедники долго и , иногда безрезультатно уговаривали мерян — местных жителей отказаться от своих богов и принять христианство.
Но меряне убили св.Леонтия и прогнали епископов Илариона и Федора.

 А были еще волхвы. Они возбуждали народ против женщин, которых считали виновницами голода. И убивали их.
Что ж за учение у этих волхвов? «Бог, мывшись, отерся ветошкою и бросил ее на землю, а диавол сотворил из ветошки человека, а бог, что ему оставалось делать?..вложил в человека душу».
А ваши боги каковы?- спрашивали волхвов?. Они указали на чертей, изображенных на иконах.

И только в XI веке  православие и и книжное образование сломило открытое сопротивление воинствующего язычества- учение волхвов. И как народ не уклонялся, иногда очень умело от обучения чужой вере, исход борьбы был предрешен.
Многобожие уступило продуманной организации православия с ее поддержкой властью, просвещением, доступом к мировой культуре.
А во главе стояли русские пассионарии, стремившиеся к почестям и возвышению в  структуре системы — государства.