Эдди Рознер - белый Армстронг

Олег Маляренко
                Любите ли вы джаз так, как люблю его я?
                В. Белинский   Новое издание
               

Мой рассказ пойдёт о джазовом трубаче, скрипаче, дирижёре, композиторе и аранжировщике Эдди Рознере. Как блестящий импровизатор он был прозван «белым Армстронгом». По некоторым сведениям, так назвал его сам великий Армстронг. К сожалению, имя Эдди Рознера сейчас незаслуженно забыто, хотя его заслуги в развитии советского джаза трудно переоценить. Многочисленные музыканты, композиторы, певцы получили путёвку в жизнь в его оркестре.

Трудную дорогу прошёл джаз в стране, где пролетарский писатель Максим Горький назвал его «музыкой толстых».

Адольф Эдуард Рознер родился 26 мая 1910 года в Берлине в семье польских евреев. Отец — Игнатий Рознер — был ремесленником, эмигрировавшим в Германию из Польши, мать — Роза Рознер — домохозяйка. В семье было шестеро детей.

Адольф в четырёхлетнем возрасте начал играть на скрипке и уже через два года был принят в музыкальную консерваторию в Берлине, которую окончил с отличными оценками по классу скрипки в 1920 году. Затем он поступил для продолжения музыкального образования в Берлинскую высшую музыкальную школу. Вскоре по совету своего дяди он сменил специализацию со скрипки на трубу, увлёкся джазом, с 1928 года выступал солистом-трубачом в джаз-оркестре. В конце 20-х — начале 30-х годов XX века считался лучшим трубачом Европы. В середине 1930-х годов Рознер собрал собственный джазовый оркестр, где играл на двух трубах одновременно.

Скажу откровенно, что это чрезвычайно трудно. Вот я, к примеру, взял в руки всего лишь одну трубу, положил пальцы на клапаны, набрал побольше воздуха, но не смог выдуть ни одного приличного звука.

С приходом в Германии в 1933 году к власти нацистов Рознер бежит в Польшу. Отказался от имени, не желая быть тёзкой лидера немецких нацистов, взяв артистический псевдоним Ади (позже — Эдди) и организовал новый джаз-оркестр, с которым гастролировал во многих европейских странах, записывался на пластинки. В Варшаве познакомился со своей будущей женой Рут и позднее женился на ней.

В первый день Второй мировой войны оркестр попал в Варшаве под бомбёжку немецкой авиации, в результате которой все инструменты оказались уничтоженными. Сами музыканты не пострадали. Эдди успевает покинуть территорию, ставшую немецкой.
Оркестр Рознера перебирается в занятый советскими войсками Белосток, откуда у них была только одна возможность выезда — в Белоруссию. Рознер случайно познакомился с видным партийным деятелем Пантелеймоном Пономаренко, как оказалось, страстным любителем джаза, и под его покровительством организовал и возглавил джаз-оркестр, вскоре получивший статус Государственного джаза БССР. Оркестр Рознера получил специальный вагон для гастролей, который практически стал домом для оркестра.

Летом 1940 года оркестр с большим успехом дал концерты во многих городах СССР и принял участие в декаде белорусского искусства в Москве. В сентябре Рознер с оркестром был неожиданно приглашён в Сочи, где по приказу начальства играл при совершенно пустом зале. Единственным зрителем и слушателем оказался сидящий в затемнённой ложе И. В. Сталин. Концерт ему понравился. Изменил ли вождь отношение к джазовой музыке, трудно сказать.

В годы Великой Отечественной войны оркестр давал многочисленные концерты, как в тылу, так и на фронте. Биг-бэнд Эдди Рознера был одним из первых советских джаз-оркестров, исполнявших музыку в стиле свинг.

В 1946 году в связи с развёрнутыми в СССР гонениями и последующим запретом джаза Эдди Рознер вместе с женой и дочерью пытался полулегально вернуться в Польшу, но был арестован и приговорен к 10 годам лагерей. Он был сослан на Колыму, где собрал лагерный оркестр из лучших музыкантов. Не будь лагерного сидения, и отпустили бы Рознера на родину, его судьба была бы иной.

В 1954 году в годовщину смерти вождя Эдди Рознер был освобождён. После освобождения и воссоединения в Москве семейная жизнь не заладилась — Эдди и Рут развелись. Эдди женился на танцовщице оркестра Галине. Он был женат четыре раза, но до конца жизни поддерживал хорошие отношения с бывшими жёнами и детьми.

В 1954 году при Мосэстраде Рознер создал Эстрадный оркестр, наряду с многочисленными выступлениями, снимавшийся в кинокомедии «Карнавальная ночь». Присутствие Рознера на сцене отличалось виртуозными инструментальными соло и безукоризненным артистизмом. Оркестр принадлежал к числу ведущих свинговых составов в СССР, постоянно гастролируя по городам Союза с красочными шоу-программами, включавшими в себя универсальную палитру произведений. Свою любовь Рознер отдавал джазу, при этом репертуар его оркестра выходил за рамки джаза, что было обусловлено как широтой музыкальных интересов его самого, так и требованиями, предъявлявшимся в ту пору к эстрадным исполнителям.

Вклад Эдди Рознера и его биг-бэнда в развитие джаза и эстрады в России трудно переоценить.

С мая 1969 года начался новый виток борьбы с западными влияниями и новые негласные ограничения для евреев. Оркестр продолжал оставаться невыездным. Рознер безуспешно хлопотал о туристической визе, желая посетить родственников, проживающих в США. Тщетными оказались надежды Эдди Игнатьевича на то, что он будет представлен к званию Заслуженного артиста Российской Федерации. Все эти факторы ускорили развязку. В 1971 году «Росконцерт» вынудил Рознера уйти на пенсию.

В январе 1973 года Рознер выехал в Германию (Западный Берлин), где после продолжительной болезни 8 августа 1976 года ушёл из жизни. Похоронен на Еврейском кладбище берлинского района Шарлоттенбург, известного с 20-х годов прошлого века как центр русской эмиграции.


В середине 50-х годов века минувшего я, как и большинство моих сверстников, был страстным любителем джаза. Моими кумирами были Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Элла Фитцджеральд,  Гленн Миллер, Бенни Гудмен и многие другие. Единственной возможностью их слушать были зарубежные радиостанции. Слушал я их по ночам, так как тогда в эфире было меньше помех.

Из советских джазменов я предпочитал Эдди Рознера. Он был более доступен, так как гастролировал с концертами по стране. А по радио его исполнение не передавали никогда. С большим трудом я купил его пластинки и слушал их постоянно.

Летом 1961 года  я увидел афишу о предстоящих гастролях в Симферополе Эдди Рознера с оркестром,  моментально загорелся желанием посетить концерт. Помчался в кассу театра, но оказалось, что лучшие билеты уже проданы. У меня была в театре знакомая, и через неё купил два билета в третьем ряду. Этим я решал две задачи: услышать живое исполнение джаза прославленным музыкантом, и произвести впечатление на девушку Олю, которая ещё не знала, что станет моей женой.

И вот мы в театре. Первый ряд кресел занимают большие начальники, среди которых я не подозревал любителей джаза. Второй ряд занимали те, кто их охранял и сопровождал. И только третий ряд занимали простые труженики прилавка и тёплых мест.

Поднимается занавес, и мы видим во всём блеске биг-бэнд и Эдди Рознера. Он элегантно одет, с галстуком-бабочкой,  с красивыми усиками и завораживающей улыбкой. Говорит с заметным иностранным акцентом. Берёт в руки трубу, и в зал летят чарующие звуки, перехватывающие дыхание. А потом в мелодию вливается оркестр, который сам представляет волшебный инструмент. Окончание музыки завершается громкими аплодисментами и восторженными возгласами. Непрерывным потоком несут букеты. И так на протяжении всего концерта. Я и моя девушка целиком поглощены музыкой. Казалось, что её можно слушать до бесконечности, но всё имеет конец.

В завершение концерта все встают и долго аплодируют, выражая благодарность оркестру и виртуозному трубачу и дирижёру за полученное удовольствие.

К Эдди Рознеру выстроилась очередь желающих получить автограф. Он оглядел её с усмешкой, и сказал, что подпишет не больше двадцати. Я стоял довольно далеко, и у меня было мало шансов получить заветный автограф. Когда маэстро собрался уходить, я выхватил из кармана лист из польского журнала с его портретом, поднял над головой и замахал. Он это заметил и оставил мне автограф, высказав, что в этом зале я самый большой его поклонник. Возможно, что так и было.

Билеты на концерт стоили по четыре рубля, деньги немалые по тем временам, но я был готов заплатить гораздо больше, чтобы послушать вживую своего кумира. Под неизгладимым впечатлением от концерта я неспешно проводил Олю домой. По дороге она хотела вернуть мне деньги за билет, что вызвало во мне неудержимый смех.

Когда я шёл на следующее свидание, то случайно заглянул в карман пиджака и нашёл там четыре рубля и сразу заподозрил, как попали туда деньги.

- Колись, птичка! Четыре рубля ты подбросила мне? – спросил со смехом.
- Признаюсь я, - ответила она смиренно. – Сама не пойму, как это получилось.
- Ладно. Замнём это дело. Давай эти деньги прогуляем в ресторане.

Что мы и сделали. Когда поднимали бокалы шампанского,  я сказал тост:

- За тебя, Олечка, за нашу любовь и за здоровье Эдди Рознера!

Так мы отметили встречу с замечательным музыкантом, человеком-легендой.