Одесса-мама

Анна Дмитриевна Степанова
       1972 год, середина лета. Кто читал мой рассказ «Ходячая энциклопедия - Маричка из Львова», знает, что я обещала описать своё возвращение из Львова в Алма-Ату через Одессу. Я бы не стала этого делать, но мой импортный чемодан таки послужил мне сюжетом одесской истории. Прощались мы с Маричкой в надежде на следующий год увидеться в Алма-Ате, а оказалось навсегда. Ехали мы с Надюшей весело в общем вагоне. В этот вагон молодая пара посадила старушку сухонькую, высокую неопределённого возраста  то ли 80, то ли 90. Только поезд отъехал, спрашивает:
- Діточки мої, а куди цей поїзд  їде?
- А куди Вам треба, бабулечка?
- А Бог його знає. Мабудь куди їде цей поїзд туди мені і треба.
- То їдемо до кінця, а там побачемо може хто зустріне.
Так бедная старушка всю дорогу спрашивала. При ней ничего не было - маленький узелочек и всё. Мы её угостили. Она поела и так сидя уснула. Как проснулась, опять за своё:
- Дитино моя, куди цей поїзд їде?
-До Одеси.
- А де це вона далеко?
- Як доїдемо,  поїзд зупинеться і будемо шукати може хто небудь  Вас зустріне.
Ничего себе ,думаю, не дай Бог дожить, чтобы тебя посадили в вагон и отправили невесть куда. В вагон набилось людей как селёдки, все проходы заняты .Нам повезло, мы сидели у окна. Надюша посмотрела на меня с доброй улыбкой:
- Аннушка, я первый раз еду в этот уникальный город, расскажи мне что-нибудь смешное, одесское.
- А что я из этого буду иметь ?
       Её прекрасные глаза от удивления округлились, лицо помрачнело, даже реснички задрожали. - Надюш, не делай мне смешно своим кислым видом. Если ты в Одессе спросишь у прохожего: «Как пройти на Дерибасовскую?» и услышишь «А что я из этого буду иметь?» твоё лицо должно просиять в улыбке. Ты встретила коренного одессита. У меня была подружка Аллочка -  кладезь одесских анекдотов. На этот счёт у меня в голове дырка. Но я хорошо помню реальный факт. Когда я жила на Тираспольской у Наташи, добрейшей души человек, у неё на короткое время остановилась молодая пара. Один раз  Вероника по известным женским причинам не смогла поехать на пляж. Вадим поехал один. Вот ждём, ждём. Уже ночь,  Вероника сама не своя мечется по квартире. То на улицу выйдет, вернётся, руки ломит, криком начала кричать. В милицию позвонили. В час ночи является Вадим в плавочках, газеткой прикрывается... Вот, что я прочитала в одной из подборок одесских анекдотов. «Во время пляжного сезона редкий день обходился без прохожих, бредущих по городу, завернувшись в  газету. Особым шиком считалось у воров пройти мимо раздевалки и сработать в тот момент, когда дама, сняв с себя нижнее бельё, ещё не успела протянуть руку к купальнику. Ведь интересно наблюдать, как купальщицы и  пловчихи брели по улицам, завёрнутое газетами на самом интересном месте». Вот те и «потеха»... Я предупредила, значит вооружила. У Надежды пропало желание слушать весёлые одесские истории, и мы под стук колёс вздремнули. Когда проснулись обнаружили, что бабуля куда-то исчезла. Вскоре поезд подъехал к Одессе. Мы подождали, пока толпа рассосётся, и направились к выходу. Тут сразу же молодые люди как будто нас встречали. Вернее мой чемодан.
  - Мадам, Вам помочь!?
- Видишь, Надюша, какие в Одессе фраера. Держи ухо востро. На меня этот фраер посмотрел как кипятком обдал и процедил сквозь зубы:
- Да ты шо, тюля макаронная, я ж тебе пальцем не тронул.
Мы с Надюшей взяли чемодан посередине вдвоём и все же ещё пару желающих помочь попались нам на пути. Всё же мы благополучно сели в 1 троллейбус и доехали к дому, где жила тётя Катя. Мы с ней часто переписывались. Она постоянно звала меня в гости. Но когда я заявилась с подругой, тётя Катя встретила нас возмущённо:
- Аня, ты решила, шо у меня тут отель? Так таки нет. Здесь всего лишь однокомнатная квартира.
- Надюша - моя подруга, она приехала всего на пару дней, посмотреть  Одессу.
Я всеми фибрами души почувствовала всю свою оплошность. Что делать? Хоть стой, хоть падай.
       Всё случилось так внезапно, так непредсказуемо, у меня просто не было возможности спросить разрешения приехать с подругой на пару дней и дождаться одобрительного ответа. Я поступила не свой страх и риск. Нас пригласили к столу попить чаю. Дядя Вася засобирался: «Где тут «брехунец», т.е. газета мусор собрать? Раньше, Аннушка, высшей мерой социальной защиты в СССР именовался расстрел. А теперь одесситы не без основания считают этим мусорные баки. Мы таки стали жить лучше. В мусорных баках уже роются прилично одетые люди. Удивительно, как это за право рыться в мусорниках никто не догадался устраивать комиссионный сбор. Говорят, что в качестве социальной защиты пенсионерам разрешили переходить дорогу на красный свет светофора».
       Своим анекдотом Василий Георгеевич как-то разрядил обстановку и напомнил мне Аллочку. Вот от какого дерева было то яблочко! В Одессе с баками особый порядок. Кто-то их имеет, а кто-то нет. У кого нет, тот собирает мусор в газетку и так незаметно подбрасывает в какой-нибудь мусорник. Сколько я помню, каждый раз, когда я приезжала к тёте Кате, всегда мусор заворачивали в газетку и брали с собой, когда выходили на улицу. Мусор выносят по звоночку.  В неопределённое время подъезжает машина, а если тебя не было дома - пеняй на себя. Мы вышли за дядей Васей и стали думать, что же нам делать. Надюша предложила мне поехать на вокзал и в крайнем случае взять билет на следующий день. Билет мы взяли на следующий день на вечер. А мне в агентстве аэрофлота взяли билет на два дня позже. Мы решили использовать каждую минуту, чтобы посмотреть как можно больше достопримечательностей Одессы. Совершенно незапланированно в ранг незабываемых достопримечательностей  вошло посещение туалета. Все, конечно, помнят  туалеты в советское время. Но это был случай особенный, неповторимый. В тот день по неизвестным причинам туалет на вокзале оказался закрыт. Мы с Надюшей помыкались сюда туда, пришлось обратиться к пожилой даме: «Где? Куда?»
- Идите тудою, кудою люди идуть, и попадёте на Привоз. Там душу успокоите.
      Пошли мы «тудою». Очередь как в Мавзолей. Сразу поняли куда. Вопрос  дотерпим или нет стал также остро, как «Быть или не быть». Бог миловал, вошли вовнутрь. Таки да, тут прямо светопреставление! Большой если можно назвать холл, серый зацементированный пол, запашок  - не только в горле спазм, но и из глаз слёзы потекли. И тут - самое интересное: три разодетые в широкие цветные юбки и блузки с разными бусами и украшениями, накрашенные цыганочки торгуют косметикой: губнушками, кремами, духами и т.д. Каждому, кто облегчил свою нужду, предлагают ещё и судьбу предсказать. Такое было единственный раз в жизни. Мы, проигнорировав их назойливость, вышли счастливые и пошли через Привоз понаблюдать настоящие сцены одесского юмора. Надюша даже взяла блокнот, чтобы записать интересные выражения. Ведь Привоз – базар, своей славой затмивший некогда самый знаменитый в мире Стамбульский рынок. Пошли мы по рядам. Старый еврей интересно торговал «кугочку».
- Сколько денег ваш цыплёнок?
- Оденьте глаза на морду, это же почти индюк.
 - Так сколько этот цыплёнок тянет?
- Сорок рублей. Так берёшь?
- Не имей меня за идиота. Скорее нет, чем да.
       Это явно поединок коренных одесситов. Мы, простофили, увидели нужный товар, спросили цену, заплатили и пошли своей дорогой. Таких и на Привозе много. Но для коренного одессита поторговаться – это кайф. А если ещё удастся «поставить на уши», т.е.  разыграть, это - высший пилотаж. Идём вдоль прилавков дальше. Мужчина пытается продать как он говорит кролика, а может кошку, кто его разберёт. Покупатель с недоверием смотрит на это голое серовато голубоватое тело. Продавец пустился в философию.
- Было же время, считали счастьем довольствоваться, чем придётся. Папа в детстве кошку имел за счастье, а ты от кролика плюёшься.
       Все эти перлы Надюша записала в блокнот, и мы поспешили к морю. На 1 троллейбусе подъехали к порту. Перекусили в кафе и на прогулочном катере отправились в часовую прогулку по морю. Морской солоноватый воздух освежил, взбодрил нас. Маяк, бескрайние морские просторы, пассажирские суда и десятки торговых  судов со всего мира с разгрузочно-погрузочными кранами, всё подтверждало масштаб Одесского порта. После часовый прогулки мы, словно обновлённые, с новыми силами поднялись по эскалатору Потёмкинской лестницы.    
       Мы оказались в центре Приморского бульвара, пожалуй, самого любимого места туристов и одесситов. С одной стороны бульвар обрамляет здание Дворца пионеров, с другой – здание горисполкома. Оба они - памятники русского классицизма. На самом краю обрыва расположена крытая колоннада, с площадки которой открывается прекрасный вид на Одесский залив и порт. В полукруглых  нишах здания горисполкома стоят скульптуры древнеримских богов. Украшает бульвар памятник А.С. Пушкину, на пьедестале - надпись «А.С.Пушкину – граждане Одессы». В центре бульвара - памятник градоначальнику Одессы генерал- губернатору герцогу Ришелье. Приморский бульвар небольшой, но именно здесь есть, чем восхищаться и запомнить на всю жизнь. В приподнятом настроении мы вернулись домой. Дома нас ждал неожиданный сюрприз. Василий Георгиевич пригласил  нас в ресторан Красный. Сам принарядился как Лондонский жених и поджидал нас. Тётя Катя не возражала.  Мы поделились происшествием на Привозе. Я спросила разрешения принять  душ. Свеженькие, приодетые отправились в заведение, куда и не мечтали попасть. Ресторан Красный ничем особенно по современным меркам не отличается, разве что обои, скатерти, всё красное, а главное - это старинный ресторан, здесь побывало много знаменитых людей,  даже ощущается запах истории. Василий Георгиевич, выражаясь одесским языком, «расстегнулся», т.е. потратился по полной.  Он обратился к нам:
- Что барышни желают выпить и закусить?
- Вы сегодня хозяин, Вы угощаете. Полагаемся на Ваш вкус.
А вкус у него настоящего знатока. Он долго выбирал, и официант записал целый список нам незнакомых блюд. Мы были явно смущены.
- Василий Георгиевич, а не слишком ли это!?
- Василий, Василий...  В Одессе популярен только Василий Иванович Чапаев. А так - как клятва  «Чтоб меня Васей звали»! Не давите мне на мозоль. Имя Вася - не мой выбор. Судите сами, как понимают имя «Вася» в одесском анекдоте: Абрам притащил домой кота.
- Сарра! Смотри, какой красивый кот! Он будет у нас жить.
- А как мы его назовём?
- Мойшей.
- Ты, мишигене коп, разве можно животную называть человеческим именем?
- Ладно. Пусть будет Вася.
       Вспомним крылатую фразу  Крылова:  «А Васька слушает да ест» и приступим. Незабываемое  наслаждение мы испытывали, дегустируя неизвестную до тех пор нам еду да ещё в под аккомпанемент  живой музыки. Трио в сопровождении флейты и скрипки исполняло популярные одесские  мелодии преимущественно жаргонного блатного  содержания. Начались танцы. Молодой элегантно одетый юноша пригласил Надюшу. Она действительно выделялась красотой среди всех. Высокая, стройная блондинка с классически правильными чертами лица ещё одного сердцееда покорила сразу наповал. Они танцевали великолепно. И юноша готов был всю жизнь танцевать с ней. Надюша часто сталкивалась с такими ситуациями и была устойчива перед соблазнителями. Юноша провожал её и, не стесняясь нас  открыто признавался Надюше в любви. Надюша ответила:
- Спасибо большое за прекрасный вечер, а сейчас  прощай.
Дядя Вася, обращаясь к юноше, усмирил его пыл.
- Слышал принц желание принцессы, так подчинись.
       Юноша отстал. Домой мы вернулись поздно. Вошли тихонько на цыпочках, не дыша. У них была действительно одна большая комната 30 кв. метров и большая тахта, на которой  могли разместиться свободно и 5 человек. Дядя Вася всегда спал на полу на кухне. У них было правило - не беспокоить друг друга, и мы изо всех сил старались быть невидимками. Утром как только встала тётя Катя, мы быстро оделись и вышли, чтобы зря не теряя времени знакомиться с Одессой. Прошли мы через сквер на площади Советской Армии. Здесь стоит памятник Воронцову, генерал-губернатору Новороссии, и великолепный фонтан. Немного дальше с самого утра собирается толпа болельщиков футбольной команды Черноморец. Пожалуй, это специфика Одессы. Круглый год, футбольный сезон или нет, идут бурные дебаты. Порой спорят до инфаркта.
       На трамвае мы проехали на улицу Короленко к художественному музею. Он - недалеко от мединститута, и я любила посещать его. Здесь широко представлено творчество М.К.Айвазовского. В его картинах видишь, слышишь и ощущаешь запах моря. Есть работы Рокотова, Левицкого, Кипренского, Репина, Врубеля - впечатляющее богатое собрание знаменитых художников. По улице Павлова спустились к мединституту. Воскресный день, никого не было. Мы посмотрели памятник Пирогову и памятник медикам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны. Вернулись в центр. Конечно, Одесса - это колыбель и центр притяжения талантов во многих сферах. Здесь трудились Н.И.Пирогов, Д.И Мендилеев,  И.И.Мечников и т.д. А поэты и писатели – пожалуй, начнём с Пушкина, а также А. Мицкевич, В.А.Жуковский,  П.А.Вятземский, В Г.Короленко, Я.П.Полонский, Шолом-Алейхем, А.И.Куприн, И.А.Бунин,  А.П.Чехов,  А.М.Горький, И.Я.Франко, Леся Украинка, А.Н.Толстой,  К.И.Чуковский, В.Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров и т.д., всех не перечислить. Мы решили проехать с Надюшей на экскурсионном автобусе по маршруту «Литературная Одесса». Два часа слушали рассказы, смотрели мемориальные таблички, где жили наши любимые классики и вышли из автобуса совершенно обалдевшие. Описывать всё бесполезно. Просто всем к сведению, если будете в Одессе, и кто-нибудь из великих Вас заинтересует, можете легко посмотреть, где он жил и чем занимался в этом прекрасном городе, а если включить воображение, то и на миг представить себя его современником.
       А мы слегка перекусили и по Дерибасовской  через Театральную площадь направились к уникальному, неповторимому Одесскому Театру Оперы и Балета. У меня просто не хватит слов, чтобы описать всё его великолепие. Я выставила картинку, а вы напрягите фантазию и представьте, какая там сказка внутри. Широкие мраморные лестницы, украшенные амурчиками и музами, ведут в красивый пятиярусный зрительный зал. Его плафон с филигранно исполненной люстрой украшают картины в золотых рамках, изображающие сцены из произведений В.Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Двенадцатая ночь». Я всегда любила сидеть на галёрке. Безукоризненная акустика позволяла слышать даже пиано. А декорации и всё действие смотрится как сказка. В послевоенные годы театральному зданию угрожала осадка. Чтобы спасти театр, необходимо было защитить его от грунтовых вод. В 1956 году была произведена силикатизация грунта вокруг фундамента. Театр спасли, отремонтировали. Надеюсь, он ещё много лет будет восхищать своим великолепием. Прошло так много лет, я порою забываю самые обычные слова. А любимых артистов помню до сих пор. Таю Мороз мы бегали слушать ещё когда она училась в консерватории. А её Виолета – это высший класс исполнения и потрясающий сценический образ. Я старалась не пропускать ни одного спектакля с её участием. Или А.Рихтер - его Мефистофель как вихрь взлетал на бочку, его дьявольская энергия, красивый голос во много раз выигрывали у знаменитого баса из Большого Театра А.С Пирогова. Его грузное тело как монумент большей частью было неподвижно, после Рихтера он даже вызывал раздражение. Посчастливилось слушать и других гастролёров, в том числе Павла Лисициана, Елену Черняй - потрясающая Кармен из Болгарии - и т.д. Из балерин невозможно забыть Е Караваеву в балетах Пер-Гюнт Грига и Шурале Яруллина. К сожалению, когда мы были с Надюшей, театр был закрыт. Мы походили вокруг. Попрощались с морем, с тыльной стороны хорошо было его видно.
       Возвращаясь домой, мы немного остановились возле беседки на театральной площади. Там по воскресеньям играл оркестр. Это был заключительный аккорд нашего вполне успешного весьма короткого путешествия. Надюша купила большой букет и торт. Мы поблагодарили Тётю Катю и Василий Георгиевича, и я проводила Надюшу на железнодорожный вокзал. На этом наше короткое  знакомство прервалось навсегда.
        На следующий день я поехала на кладбище с тётей Катей. На могиле Аллочки всегда свежие цветы. Мы положили от Надюши и меня два букета. Повспоминали многое. Тётя Катя жаловалась, что никак не может найти хорошего скульптора. Даже на Урал ездила. Вернувшись с кладбища, я ещё немного побродила по пассажу на Дерибасовской, выполняя заказы, и на следующий день собралась домой. Тётя Катя провожала меня в Аэропорт. Она чувствовала себя неловко, что нагрубила нам в первый день. Я же всё понимала, она каждую минуту была напряжена как струна. Мы вдвоём поплакали, и она уехала, не дождавшись, пока я сяду в самолёт. Я стою в очереди на регистрацию, немного успокоилась. И тут кстати такой забавный одесский анекдот рассказывали. Я открыла рот. «Вот - думаю – приеду, расскажу». Буквально через минуту глянула вниз – чемодана нет. Рот сам закрылся. Что же делать? Надюшу предупреждала, а сама проворонила...
- Обратитесь к милиционеру!
Я к милиционеру.
- Не волнуйтесь, мы скоро найдём.
       Я не села на этот рейс, ждала до следующего дня. Добрые люди мне объяснили, как это делается. У специалистов есть чемодан с пустым дном. Один отвлекает, а другой мастер работает. Потом ещё дадут ценный совет – обратитесь к милиционеру. И тем временем незаметно исчезнут. Милиционер успокоит – «Найдём». Святая наивность. Жду до сих пор. Пришлось всё-таки лететь в Алма-Ату. Мама каким-то внутренним чутьём узнала, что чемодан мой украли, и была рада, что я вернулась жива. Мне пришлось как-то восполнять убытки. Зимой я устроилась подрабатывать дворником, убирать снег на площадке строительных материалов в ботаническом саду и на выставке. Зима была снежная, мне приходилось вставать в 3 ночи, убирать два участка и потом ещё ехать в областную больницу и там вкалывать на полторы ставки рентгенологом. К весне скопила деньги и рассчиталась с долгом. И всё же, я люблю тебя Одесса-Мама и скучаю.