Воспоминание

Леонид Мелас
        В 1975 году в Хельсинки с целью смягчения международной напряженности между СССР и странами Европы было подписано соглашение по безопасности и сотрудничеству. Среди многочисленных пунктов прав человека было право гражданина СССР переехать для постоянного  места жительства в любую другую страну.
       В это время я служил в Советской Армии в городе Казань. Обзавестись квартирным телефоном большая проблема, число желающих значительно превышало возможности ЦТС. У меня телефона не было, а нужно срочно позвонить в другой город.  Телефонный переговорный пункт находился недалеко от моего дома. Стоимость  переговоров по сравнению с нынешней была смехотворной, но процедура заказа разговора…. Мне объяснили, что переговорить  я смогу между
2-мя и 3-мя часами ночи.
       Представьте громадный переговорный зал, абсолютная тишина, в которой шепот превращается, чуть ли не в крик. Такой резонанс. В зале телефонистка, я и семья: муж, жена лет 45-и мальчик лет 10-12.
       Первыми пригласили семью. Им звонил старший сын, который оформил переезд на постоянное место жительства в Израиль. Родители из последних сил пытались его отговорить:
    -  Почему поздно? Не езжай и всё…, - уговаривала рыдающая мать.
Отец давил строгостью. Бесполезно. Наконец, трубку дали младшему брату.
    - Мося, не уезжай. Не позорь меня! Я пионер, завтра мне стыдно будет идти в школу.
      Я горжусь мальчиком и временем, в котором мы тогда жили.