Пути-дороги души и Духа. 8

Андрей Якуп
   Шаг седьмой.   
В юридических законах (в программах организации социумов людей, их Духах), касающихся вопросов воспроизводства поколений, необходимо навести порядок, поскольку завязли мы там по самые уши. И всё потому, что простое и ясное, чётко направленное понятие «продолжение рода» подменили заумным понятием «любовь».
Что же такое любовь? Мне раньше ближе всего было определение любви, данное ей на Востоке: «Любовь – это единство трёх влечений: сексуального, эстетического и духовного». Со временем «триединство» в моём представлении превратилось в «двуединство», поскольку «эстетическое» влечение - всего лишь медицинское приложение к влечению сексуальному. Внешняя красота представителя противоположного пола инстинктивно воспринимается секс-партнёром как гарантия здоровья секс-партнёра  и здоровья потенциального общего потомства. Только и всего.
В рассказе Б.Лавренёва, блестяще экранизированном Г.Чухраем в фильме «Сорок первый», всё о «любви» разложено по своим полкам.
Идет гражданская война. Действие рассказа и кинофильма  происходит на Аральском море. Девушка – красный снайпер и конвоируемый ею пленный офицер пережили сильнейший шторм и оказались на острове одни.
На счету девушк-снайпера уже 40 жертв – убитых врагов. На руках приказ -  доставить белого офицера в штаб. Приказы надо выполнять. Офицер тяжело болен. «Робинзонам» удаётся разжечь костер, который сохраняет им жизнь. А раз жизнь сохранилась, она продолжается, и сексуальное влечение вступает в свои права. Красноармейская девушка-снайпер и белогвардейский офицер «любят» друг друга. Любят, пока на горизонте не показывается лодка с вооружёнными людьми. Когда становится ясным, что в лодке белогвардейцы, офицер радостно бежит по мелководью к ним навстречу, а «любящая» девушка-снайпер, стреляет ему в спину. Вот так, в первый момент сексуальное влечение, вместе с эстетическим побеждают духовное, а в последний момент девушка убивает «любимого» из идейных соображений. Так в своём рассказе Б.Лавренёв-Г.Чухрай учат читателей-зрителей, как должен поступать в критической ситуации настоящий патриот своей Родины. Если первый эпизод не вызывает сомнения у читателей-зрителей, то второй … . И ещё один момент ярко выписан в рассказе-сценарии,  подтверждающий народную мудрость – «любовь зла – полюбишь и козла». Даже, если ты -  красноармейский снайпер, а "козёл" – белогвардейский офицер. Но при условии, что другого «козла» поблизости в огороде не видно.
Сексуальное влечение самое сильное; остальные – приложения к нему. Против гормонов не пойдёшь. Период жизни человека -  гормонального безумия, принято называть «любовью», а проще - «гоном» (да простят меня изысканные дамы за зоотерминологию). Женщины и мужчины буквально безумеют  от любви; они, как зайцы, "раз в году косят трын-траву и не боятся ни волка, ни сову". Считается даже высшим качеством любви «безумная любовь». Такая пора наступает у всех, но далеко не у всех со временем заканчивается.
Да Бог с ней, с «безумной любовью», пускай бы занимались сексом на здоровье (секс, действительно, необходим для здоровья). Но, как только «в любви» зарождается третья фигура – ребёнок, система «семья» обязана в интересах социума одинаково учитывать интересы всех её членов. И не нужно сюсюкать: «всё лучшее – детям»: в обществе все его члены должны чувствовать себя в нём равнокомфортно. Вне зависимости от возраста: дети, люди в расцвете сил, старики. Не нужно ставить в пример человеку самцов полевых мышей, которые, достигнув половой зрелости и, пренебрегая пищей, активно «отрабатывают» две недели на ниве оплодотворения мышей-самок. После «трудов праведных» на износ они умирают от истощения. Заодно освободив популяцию от ненужных больше до следующего гона лишних ртов. И не нужно идеализировать самца богомола, голову которого самка съедает еще во время полового акта, как не нужную для его завершения, а телом закусывает  после окончания секса. Наверное, не стоит умиляться, глядя на самопожертвование мышей и насекомых, на их «безумную» «материнскую» любовь к потомству. Не по-людски, это как-то.

    Шаг восьмой.
Разрабатывая программу самосохранения социума, необходимо обратить внимание на отработку духовного влечения. Оно, в отличие от сексуального и эстетичного, свойственных также другим видам животных,  у человеческого детёныша занимает больше времени, поскольку распространяется на период взросления ребёнка, который у дитяти «человека в социуме», длится, примерно, до 15-ти лет.  Столько  времени требуется для подготовки детёныша к взрослой жизни. Не мешало бы «юноше, вступающему в жизнь» (девушке) присмотреться к своему избраннику ещё в период «безумной» любви на предмет его духовности. Как он относится к людям вообще, не только к ней, любимой. Ещё лучше, если на формирование файла духовности  обратят внимание люди, занимающиеся разработкой программы самосохранения социума. А пока влюблённой девушке стоит посмотреть, как ведёт себя её избранник с врагами, с которыми, мягко говоря, вынужден «общаться». Не теряет ли он своё лицо. Поверьте, девушки, рано или поздно, отыграв на сцене жизни роль родителей и сохранителей подрастающего потомства, вы останетесь один на один со своим утратившим красоту и молодость бывшим секс-партнёром, к тому же активно крутящим головкой по сторонам. При этом не испытывая к нему никакого эстетико-сексуального или духовного влечения. Последнего, по большому счёту, просто не было и быть не могло, потому, что духовное влечение базируется на схожести подходов к "социуму людей", в том числе, к семье. А у мужчины и женщины в деле продолжения династии задачи разные, следовательно, базовые ценности их психики разные. В инстинкте женщины заложено стремление и сохранить конкретных, рождённых именно ею, потомков, в инстинкте мужчины - дать жизнь своим потомкам и максимально их разнообразить, чтобы застраховать род человеческий от непредсказуемых последствий.
    Выполнившая свою биологическую задачу семья не просто теряет стабилизирующий её фактор – сексуальное влечение, в своё время объединивший супругов. Он начинает «работать против» семьи. Как мужчина, так и женщина (правда, с разным вниманием) начинают инстинктивно смотреть по сторонам в поисках нового секс-партнёра.
В это время, когда обстановка в семье далека от комфорта, супругов удерживает вместе, во-первых, общее хозяйство. Так сказать, общий «бизнес», притом, что у них принципиально разные базовые ценности в вопросе отношения к социуму. Ничего, кроме постоянных конфликтов (стрессов и инфарктов) это не вызывает. Та же причина – разные социальные  установки, вызывают те же последствия в вопросе воспитания общих детей.
Во-вторых, супругов удерживает вместе общее жильё. Квартирный вопрос для большинства населения России, стал пожизненной  тюрьмой без права на УДО.
В-третьих, супругов удерживает вместе забота об общих внуках до их пятилетнего возраста (позже Вы, с Вашим устаревшим жизненным опытом, будете внукам только мешать и станете в тягость).
 В-четвёртых, усталость. И при этом рядом с женщиной, измотанной непосильными нагрузками, несправедливым лозунгом: «всё лучшее – детям», будет жить человек – бывший супруг, с  прагматичным отношением  к окружающему, рядом с бывшим супругом - бывшая жена, склонная несправедливо обвинять его в  «потраченных на него лучших годах». Тогда-то Вы вспомните о духовности, значение которой «пропускали мимо ушей» в годы своего сексуального бума.
Ещё одна причина, возмущающая мирную семейную жизнь, - борьба за лидерство. Любая живая система, будь то простейшая органика или «социум людей», может существовать только, управляясь из одного центра. Т.е., авторитарно. Ну поверьте, нет в Природе «демократических» живых систем. Возьмите, хотя бы, систему «животное»; им в качестве автократора  управляет программа-эго. Система «семья» оказалась, в этом плане, исключением. В ней на управление телом социума одновременно претендуют социумные подпрограммы мужа и жены, разнесенные по разным носителям и, притом, принципиально различные.
«Тело социума» - это и есть муж, жена и ребёнок, вместе взятые. Каждый из них в каждом вопросе гнёт свою линию и, как правило, не слышит других. Но в этих спорах есть и четвёртый собеседник, защищающий интересы социума «семья» - сама семья и все социумы, складывающиеся на её базе. Это территориальные, производственные, профессиональные, религиозные, партийные и т.д. объединения. Их «души» - брачные договоры, конституции, трудовые договоры, библии, партийные программы и т.п. заинтересованы в одном – в сохранении своего базового кирпичика – семьи, навечно. Все они, движимые свими корыстными интересами, требуют «вечной любви» (пожизненного заключения) вопреки требованиям инстинкта. Требования четвёртого собеседника – социума, пошли в разрез с генеральной линией на сохранение усложняющейся Жизни за счёт разнообразия её форм. Мини-социум – семью, общество в сугубо утилитарных целях заложило в основу своей хозяйственной структуры и стало яростно пропагандировать «любовь на всю жизнь», преследуя две цели: обеспечить каждому мужчине в его трудовой деятельности бесплатного надсмотрщика и незыблемость своей хозяйственной пирамиды во времени. (Обществу «текучесть кадров» ни к чему.) Пропаганда «вечной любви» вступила в противоречие с задачей «перезагрузки», целью которой было: «больше потомков хороших и разных». Рождение оных обеспечивала смена секс-партнёров. Да, тандем муж-жена давал детей, не повторяющих ни одного из родителей, но меньше отличающихся друг от друга, чем потомство каждого из секс-партнёров, вступивших в новую половую связь. Природа недвусмысленно показала это, выдавая гениальных детей семьям, состоящим из генетически удалённых родителей, и увеличивающееся количество потомков-даунов семьям, состоящим из близких родственников (двоюродные братья и сёстры), изолированным группам населения (староверы) и даже небольшим странам со стабильным населением  (Финляндия). Даже европейские королевские дворы, роднившиеся из политических соображений, не избежали печальной печати инцеста – белокровия.
    Я не хочу сказать, что описанные мною причины, дестабилизирующие семью, всегда калечат каждую из них. Нет, "каждая несчастная семья несчастна по-своему" (Л.Толстой.) Хочется надеяться, что в мире есть и счастливые семьи, к сожалению, я их не встречал. Но, кажется мне, что у каждой из них есть «в шкафу свой скелет». Просто не всякая семья об этом кричит на каждом углу.

    Семья идёт той же "естественной" дорогой, по которой идут все живые системы. Это зарождение, становление, развитие, расцвет, ступор и разрушение. (См. рис. "Схема жизни систем".)
К сегодняшнему дню "семья людей", принявшая форму «домостроя» и потеряла два из трёх обеспечивающих устойчивость системы качеств. Сотрудничество оказалось вытесненным конкуренцией, главным образом, в борьбе за роль лидера-автократора. Физической силе, которая обеспечивала "мужу" в семье животных главенствующее положение, возникла альтернатива – интеллект. Появилась возможность выбора, кому быть в семье людей автократом вне зависимости от пола: силовику или  интеллектуалу.
Мощную поддержку институту «семьи» оказали сосредоточившие в своих руках законодательную власть (формулирование юридических законов -  программы сохранения социума, его Дух), «изощрённые интеллектуалы» - владельцы капитала, не брезгующие силовыми методами борьбы и сосредоточившие свои силы на приобретении в частную собственность орудий производства. Они (в первом поколении), как самцы полевых мышей, работая на износ, выкладываются полностью. … Мало того, "владельцы заводов, газет, пароходов" материально заинтересованы в сохранении существующей хозяйственной и политической структуры общества, обеспечивающей им привилегированное положение. Заинтересованы, в том числе, в сохранении семьи - базового кирпичика хозяйственной структуры общества. Кирпичика, который сейчас на глазах теряет прочность и разрушается. Во втором поколении капиталистов, когда к руководству предприятиями приходит «золотая молодёжь» - рантье – «владельцы заводов …», не прошедшие боевую закалку в борьбе за капитал, их имущество переходит в более предприимчивые руки.

  Помимо социально-экономических причин, распаду "семьи людей" способствовали противоречия между биологической и хозяйственной функциями семьи. Вызваны они тем, что общая цель элементов семьи (мужа и жены) – воспроизводство потомства, у людей, как у "потомков" животных, локализована во времени в рамках одного "помёта" -  цикла 6 – 20 лет. Первые год-два супруги сосредоточены на зачатии потомка ("безумная" любовь). Следующие год-два-пять, семью удерживает на плаву задача сохранения беспомощного существа, которое без их защиты погибло бы, и  формирование из примитивного животного человека-эго. До четырнадцати - двадцатилетнего возраста ребёнка мужа и жену связывает забота о его формирование как элемента системы "социум людей". В этот период семейная лодка даёт течь: биологические инстинкты, расширяя диапазон потомков-мутантов, настоятельно требуют  смены секс-партнёра, что затрагивает интересы социума, успевшего приватизировать конкретную семью как кирпичик своей хозяйственной пирамиды и кровно заинтересованного в её "вечном" сохранении. Общий бизнес, общее жильё, общее имущество взывают к сохранению бизнес-партнёрства  (а с ним принуждают к секс-партнёрству) на всю оставшуюся жизнь.

  В итоге, сегодня патриархальная "семья людей" "под ударами социально-экономических и хозяйственно-биологических противоречий распадается. Точнее, кардинально преобразуется, сохраняя свою главную цель – продолжение жизни в следующем поколении - «полные» семьи распадаются, превращаясь в «неполные» с матерями-одиночками. Или женщина решается на то, чтобы вопреки общественному мнению, родить "для себя", игнорируя институт семьи. Возникают "гостевые" семьи. Резюмируя, можно сказать, что сегодня социум "патриархальная семья" исчерпал себя как система  и находится в точке распада "Y" (См.рисунок в начале статьи.)
Семья умирает естественной смертью, перебирая случайные варианты и отбрасывая неудачные, что  сопровождается стрессами у всех участников событий. Примеров, на слуху, хоть отбавляй: Ромео и Джульетта, Отелло и Дездемона, Катерина Островского, Анна Каренина Толстого и т.д. Но это – вчерашние литературные герои.  Сегодняшняя действительность страшнее. И омерзительнее. В инете было опубликовано следующее сообщение. «Екатеринбургскому фотографу Дмитрию Лошагину предъявлено обвинение в убийстве жены – фотомодели Юлии Прокопьевой.  … Убийство было совершено в ночь с 22 на 23 августа 2013 года … между Лошагиным и его супругой, оставшимися наедине, произошла ссора, в ходе которой обвиняемый, находясь в состоянии алкогольного опьянения, напал на потерпевшую, нанес ей множественные удары ногами, после чего схватил женщину руками за голову и сломал ей шею. … После этого Лошагин вывез тело жены в лесной массив, где оставил недалеко от автодороги "Старомосковский тракт". Мужчина также попытался скрыть следы преступления, для чего облил голову убитой горючей жидкостью и поджёг.»

Снижается среднестатистический срок "жизни" семьи, процветают гражданские браки. Стрессы в семье негативно отражаются на формировании социумной подпрограммы подрастающего поколения, то есть, травмируется психика последующего поколения и на будущее закладывается негативная карма. Нынешний, далеко не "первой свежести", социум пытается в своих интересах продлить агонию "административными" методами, но во благо ли людей?
Сегодня задача не в том, чтобы сохранить патриархальную семью, а в том, чтобы разрабатывая программу сохранения социума «семья» (её Дух) не выплеснуть с водою ребёнка. Сделать «лучше», а не, «как всегда». Для этого необходимо поиск решения проблемы из русла случайного развития событий, как следствия случайного стечения обстоятельств, перевести в русло целенаправленного формирования обстоятельств, которые приведут к заранее  поставленной цели. Исходя из опыта становления «систем вообще», напрашиваются следующие действия.
Первое. Семья как институт воспроизводства потомства юридически должна возникать (регистрироваться) в момент зачатия ребёнка, когда возникают три её составляющие: дитя, мать и отец.
Второе. Необходимо развести в пространстве биологическую и хозяйственную функции семьи, сделав её членов - мужа, жену и детей - экономически и территориально независимыми друг от друга. Самое интересное, что прецедент такого "разведения" сегодня уже имеет место быть. В Европе – "гостевая семья" в КНР (Тибет, провинция. Юньнань и Сычуань, ветвь народности Наси – Моса) – своя оригинальная модель семьи. Мужчины и женщины там живут раздельно общинами каждая из которых ведёт своё хозяйство. В женской общине Моса каждая женщина детородного возраста  имеет свою отдельную комнату, где может принимать мужчину по собственному выбору и его согласию. В семье Моса считается бестактным интересоваться интимной жизнью членов общины: мужчины «приходят в гости», когда все в общине уже спят, и уходят, пока все ещё спят. Такие отношения люди Моса называют чистой любовью, независимой от меркантильных соображений.
- Непривычно, да? А по существу?
Дети до пяти-шести лет живут с женщинами, считаясь детьми общины, после чего мальчики уходят к мужчинам. «Сожительство» продолжается до тех пор, пока люди испытывают взаимное  влечение, иногда довольно долго – рожают по несколько общих детей. При этом в жизни и словаре Моса отсутствуют такие понятия и выражения как ревность, изнасилование, убийство.
- Что имеет смысл позаимствовать у Моса? Смотрите в следующей публикации - «Пути-дороги души 9».