Коэнзим

Сергей Линецкий
    
      Когда  я  поступил  на  первый  курс медицинского, то представлял  себе светлое  здание  науки  в  виде храма  богини  Минервы, соответственно  ученые  казались  мне  одетыми в  смокинги  долговязыми успешными  красавцами,  как  Крик и  Уотсон, открывшие  двойную спираль  ДНК.
   Вот  и  получилось , что с первых же  дней  учебы я  начал  ходить  на  кафедру  биохимии-  то   самое  место,  думал  я, где  открывают  тайны сложнейших процессов,  происходящих  в  человеческом  организме.
   Так  я  и  вышел  на  доцента  кафедры- Валерия  Николаевича Колмакова,  издавна прозванного  студентами "Коэнзимом". Для  тех,  кто  не  знает-  коэнзим -это  биологический  катализатор многих  ферментов нашего  организма.
   Коэнзим конечно  не  мог  совершать  фундаментальные открытия-  лабораторное  оборудование  кафедры  не  менялось с  19-века- лабораторные  столы  на  вращающихся  чугунных ножках,  реторты,  методики  определения,  скажем  уровня  сахара,  основанные  на цветовой  реакции  растворов- цвет  раствора  сопоставлялся с  таблицами. О  чем  говорить-  много  лет  спустя  я  попал  в  биохимическую  лабораторию фирмы Essilor под  Парижем ,  где  сотни таиландцев с  высшим  образованием занимались  скучнейшим  делом- с  помощью точнейших  электронно-оптических приборов , компьютерных анализаторов они  синтезировали новые  полимеры и  растворы  для  контактных  линз. Французы  занимались  чем  угодно-  бухгалтерией.  маркетингом,  но  только  не  наукой- проводить тысячи  синтезов  с  их  последующим  анализом  способны  только сделанные  из особого  материала таиландцы.
   Коэнзим прекрасно  знал  свой  предмет и  собственно  волновали  его  фарадеевские  вопросы- что  будет,  если.. Его  опыты  были  бессистемны, но  благодаря  им  он  довольно  точно мог  сказать- сколько  адреналина  у  меня  секретировалось ,  когда  в  помещение  вошла  красивая  лаборантка с  большим  вырезом , сколько  желудочного  сока  у  меня  выделилось, когда я  почувствовал  запах пирога,  который  эта  лаборантка  разогревала  в  муфельной  печи.
   Да,  Коэнзим  в  общем  прекрасно  знал и  связно  мог  описать  все  сложнейшие  биохимические  процессы. На  своих  лекциях  он  никогда  не  пересчитывал студентов,  да  и  никогда  не  ставил  тройки- он был  уверен,  что  из  всего  курса биохимией  по-настоящему заинтересуются два-три студента,  и  то  в  соответствии  с  выбранной  узкой  специальностью- ну  скажем биохимией роговицы,  если  кто-то  задумал  стать офтальмологом.
   Я  посещал  Коэнзима все  6  лет  учебы и  потом всегда  с  ним  советовался- его  советы  были  очень  ценны,  если  действительно  разрабатывалась  новая  методика лечения. Так,  Коэнзим  предложил  метод  увеличения проницаемости  мембран в   глазных  лекарственных пленках - не  Нобелевка,  но  крепкая научная  идея с  практическим  результатом- не  что-то  вроде влияния конфет "Раковая  шейка" на  развитие рака  шейки  матки.
   Кстати,  студенты,  посещавшие  Коэнзима  все  время  прохождения  курса,  если  и  не  становились  биохимиками,  то  во  всяком  случае представляли  дельные  и  конкретные  диссертации- новые  методики  диагностики  или  лечения,  основанные  на  конкретных новых  приборах или  материалах.
   Коэнзим был  абсолютные бессеребренник - редактировал  чужие статьи  и  диссертации, сам  написал  докторскую,  но не  стал  защищать,  возился  со студентами,  которых действительно  интересовали  его  биохимические  экскурсы.
   Когда я  уезжал,  то  сказал - " Валерий  Николаевич,  здесь  все  разваливается, если  я  там выплыву,  то  обязательно  свяжусь  с  Вами,  да  Вам  же  там такую  лабораторию дадут,  не  дураки  же  там  в  самом  деле". Коэнзим  грустно  покачал  головой- "Поздно ,  Сережа"..
   Через  год  новые  хозяева  жизни посчитали, что  биохимия  будущим  медикам  нужна  в  сокращенном  объеме ,  теперь  анализаторы электронные  есть и  хватит двух  преподавателей,  прикрепленных к  кафедре  фармакологии.
   Все  биохимики  Питера  радостно  приветствовали Коэнзима,  угощали  чаем- но  выбить  ставку не  могли-  все  сокращалось. Если  бы  я  знал  тогда-  а  я  как  раз  уродовался в  этот  период на суточных  дежурствах-  начало  для  эмигранта. Короче,   однажды  утром  Коэнзим  просто  шагнул  из  окна. Когда  много  лет  спустя я  посетил  альма-матер,  то  кафедры  биохимии  не  обнаружил- вместо кафедры  оборудовали платную  клинику для  лечения ожирения...