Халява

Ильич Попов
      Борис Кушев в начале девяностых годов на «заре малого предпринимательства» устроился инженером в железнодорожный НИИ, где заведующий лабораторией Сергей Иванович Славин предложил ему должность заместителя директора организованного при его  подразделении научно-производственного предприятия. Основными видами  деятельности ТОО «НПП РУД» были «разработка и внедрение на предприятиях железнодорожного транспорта технологий по ремонту узлов и деталей подвижного состава, а также поставка запасных частей». Впрочем директором Сергей Иванович являлся номинально, доверив коммерческие функции Борису, а сам в это время практически полностью отдавался выполнению научной тематики, да ещё готовился к защите кандидатской диссертации.
      У Кушева, между тем были достаточно амбициозные планы по использованию экспериментальной базы лаборатории, включающей отдельно стоящий двухэтажный корпус, оснащённый крановым хозяйством и расположенный рядом с железнодорожными путями, идущими через станцию Свердловск-товарный.
      Среди учредителей предприятия был Пётр Николаевич Неугодов, заведовавший в одном из управлений Министерства путей сообщения  поставкой запасных частей для вагоноремотных предприятий, по инициативе которого и было учреждено «товарищество». Славин понимал, что такая деятельность сопряжена для него, не имеющего коммерческого опыта, с личным риском, но время было такое, когда предприимчивые люди быстро сколачивали состояния, а некоторые даже становились олигархами. Впрочем и законодательство было достаточно либеральным, поэтому «игра стоила свеч».
      Первую сделку организовал Пётр Николаевич, который используя свои связи и влияние, договорился с Южно-Уральским дизельным заводом на поставку Северной железной дороге запасных узлов для рефрижераторных секций. В то время процветал «бартерный расчёт» и на эквивалентную сумму на Куйбышевскую железную дорогу был поставлен «по бумагам» вагон тормозных колодок, с приличной «маржой». Славин особо не вникал в детали «бартера» и дал Кушеву доверенность на его оформление и проведение взаиморасчётов. Учитывая, что была галопирующая инфляция, то при «заинтересованности» причастных лиц и задержке платежей от этой сделки получился в итоге «навар» равный стоимости трёх с половиной автомашин «Нива», одна из которых предназначалась «фирме», а оставшиеся две подельникам. При этом «половина машины» числилась задолженностью перед ТОО«НПП РУД», не имевшего в этот момент  средств для её полной оплаты.
      «Ниву» Борис доставил своим ходом из Тольятти в Екатеринбург и сразу же предъявил Сергею Ивановичу, как первое совместное приобретение. Правда все документы были оформлены на Кушева, что тот объяснил это необходимостью ускорения проведения сделки, пока не успели поменяться цены, а машину пообещал потом переоформить на предприятие. Однако, время шло, а документы подтверждающие проведение «бартера» с Куйбышевской ж.д. задерживались, что вызывало беспокойство у Славина.
      С наступлением огородного сезона Кушев предложил Славину взять в аренду  земельный участок площадью двадцать соток в деревне, расположенной в шестидесяти километрах к юго-западу от Екатеринбурга. Поехали в выходные, захватив с собой молодых сотрудниц Ларису и Юлю, шестилетнего сына Бориса Андрея и сына-подростка Славина Илью. Мужчины копали огород лопатами, девушки и дети рыхлили землю граблями, а потом сажали картошку.  Андрей кидал картофелины в лунки, которые вскапывал Сергей Иванович и рассказывал, как готовится к предстоящей учёбе в школе. Во время отдыха мальчик спросил:
–  Дядя Серёжа, а у Вас есть новый костюм?
–  Есть Андрюша.
–  А машина?
–  Нет, ещё не заработал на неё.
–   А мой папа купил машину!
      Славин от признания мальчика даже опешил, он вспомнил народную мудрость: «Устами ребёнка глаголет истина», выходит в семье Борис говорил о машине как об их собственности. Но ведь никаких документов на машину у «фирмы»  не было, а на все запросы с Куйбышевской дороги ответов не поступало и сам поехать туда он не мог.  Это сделать вызвался Кушев и Сергей Иванович, чтобы не вступать раньше времени в конфронтацию, вынужден был согласиться, тем более, что Борис принёс ему для предприятия три миллиона рублей наличкой, полученной от другой сделки, правда, опять не представив документы. Славин почувствовал реальную угрозу для себя. А что было делать?
      Шёл 1994 г. и в стране повсеместно создавались различные фирмы, занимавшие у населения деньги под повышенные проценты, обгонявшие инфляцию, которые позже назвали «финансовыми пирамидами» и Сергей Иванович решил рискнуть, разместив на короткое время полученные от Кушева деньги в компанию «Русский дом Селенга», оформив документы на тёщу Надежду Николаевну, ветерана ВОВ, рассчитывая на её фронтовые льготы. Когда Кушев вернулся без обещанных документов и попросил деньги на новую сделку, Славин ему отказал. Если бы Кушев был по отношению к начальнику искренним и предложил этими деньгами доплатить за четвёртую «Ниву» для Славина, то между ними сохранились бы доверительные отношения, но он решил просто отказаться от этих денег в пользу Сергея Ивановича.
      Но было уже поздно на них рассчитывать. Президент России Б.Н. Ельцин 11 июня 1994 г. издал Указ «О защите прав инвесторов», спровоцировавший панику среди вкладчиков, а государство, якобы для защиты их интересов, стало арестовывать повсеместно собранные «финансовыми пирамидами» народные деньги. В итоге «халявная выручка»  пропала. Сергей Иванович уже не рассчитывал на быстрый успех от коммерческой деятельности Кушева, но вынужден был завершить сам выполнение обязательств по договору поставки запасных частей для Белорусской железной дороги на сумму 25 миллионов рублей. Однако на дизельном заводе сменилось руководство и они согласны были поставить оборудование только в комплекте. Такой вариант не устроил заказчика, который при этом отказался от возврата денег, настаивая на выполнении условий договора. Пришлось опять пойти на риск и положить деньги в банк на депозит под высокий процент. Прошло два месяца, "бартер" срывался, как неожиданно белорусы согласились на возврат перечисленных денег без предъявления претензий, что и было сделано. За счёт полученных процентов Славин хотел доплатить Куйбышевской дороге за четвёртую "Ниву", но там отказали, сославшись на произошедшее подорожание, и вернули долг обесцененными деньгами.
      Славин, рассерженный на Кушева, отстранил его от дел в предприятии, но вынужден был держать в лаборатории на минимальной зарплате, не имея оснований для увольнения, а тот не давал повода, находясь на работе полный день.
      Вскоре у Бориса угнали автомобиль и он его нашёл в разбитом состоянии. «Халява» кончилась и Кушев уволился в поисках более денежной работы. А Славину наконец-то улыбнулась удача, его работы оказались востребованы на вагоноремонтных предприятиях, хорошим подспорьем для выполнения которых было его «малое предприятие». Больше он не доверял никому. 

Картинка из Яндекса