Откуда дети все знают?

Альберт Андреев
               
                ПРЕДИСЛОВИЕ
    
     В  моих  рассказах  часто  упоминается  такой  феномен  как  телепатия.  Многие  читатели  Проза  РУ  не  верят  в  то,  что  мысли  могут  передаваться  на  расстояние  без  участия  слухового  и   звукового  каналов,  то  есть  бесшумно  и  мгновенно,  хотя  сообщения  об  этом  феномене  очень  часто  появляются  в  СМИ.  Но  ученые  и  энтузиасты  работают  в  этом  направлении  давно  и  получают  убедительные  доказательства  в  наличии  данного  эффекта,  несмотря  на  отсутствие  специальных  физических  приборов.   И  вот  в  августовском  номере  еженедельника  «Тайны  ХХ века»  за  этот  год  журналист  Игорь  Никитин  опубликовал  сообщение  о  работах  британского  биолога  Руперта  Шелдрейка,  утверждающего  наличие  телепатии  у  людей  и  животных.  Думаю, что  чи тателям  это  будет  интересно.

               

     Наверняка  вы  замечали,  что  если  взрослому  человеку  дать  в  руки  современный  гаджет  последней  модели  -  смартфон  или  нечто  подобное,  то  он  без  инструкции  или  подробных  объяснений  разбираться  в  нем  будет  очень  и  очень  долго.  А  если  та  «игрушка»  попадет  в руки  ребенку,  то  никаких  объяснений  не  потребуется  -  дитя  само  поймет,  куда  и  как  надо нажимать,  да  еще  и  самостоятельно  обнаружит  кучу  незнакомых  хозяину  гаджета  функций.  Этот  парадокс  может  объяснить  теория  британского  доктора  биологии  Руперта  Шелдрейка. 

                КРЫСИННАЯ  ТЕЛЕПАТИЯ
     Для  начала  доктор  Руперт  Шелдрейк  напрочь  отмел  измышления  наподобие  таких:  «Наши  дети  компьютер  с  рождения  осваивают,  а  вот  мы  только-только…»  и  прочее.  Дело  в  не  компьютерах  -  так  было  всегда.  В  конце  Х1Х  -  начале  ХХ века,  когда  взрослые  шарахались  от  «чугунок»  и  «бесовского»  электричества,  подростки  моментально  осваивали  новинки  технического  прогресса.  Почему?  На  этот  вопрос  доктор  Шелдрейк  и  попытался  найти  ответ,  используя  в  качестве  подопытных  обыкновенных  лабораторных  крыс.

     Суть  опыта,  длившегося  ни  много  ни  мало  целых  20 лет,  заключалась  в  следующем.  Поколение  за  поколением  крыс  обучали  проходить  довольно  сложный  лабиринт.  Первые  подопытные  справлялись  с  задачей  достаточно  долго,  следующие  пробегали  лабиринт  уже  более  активно,  третье  поколение  знало  все  преграды,  как  свои  собственные  лапы.

     Казалось  бы,  что  тут  загадочного? Старики обучали  молодых  проходить  лабиринт, а  молодые,  в  свою  очередь,  прекрасно  осваивали  науку  и  передавали ее дальше  - ничего  удивительного,  преемственность  поколений… К  тому  же  крысы  всегда  отличались  умом  и  сообразительностью,  так  что  сенсацией  здесь  вроде  бы  и  не  пахнет.
 
     На  самом  деле  все  было  гораздо  интереснее.  Ведь  за  абсолютно  глухой  стенкой,  отделяющей  вольер  с  подопытными  крысами  от  остального  мира,  находился  еще  один  вольер.  Там  тоже  жили  крысы,  набранные  буквально  с  улицы  и  на  короткое  время.  Они  не  имели  никаких  контактов  с  «первопроходцами»  по  лабиринту  и  основным  контингентом  испытуемых,  но,  что  удивительно,  молодые  «уличные»  крысы  так  же  быстро  обучались  преодолевать  препятствия,  как  и  те,  кто  сидел  с  опытными  «стариками»,  и  иногда  даже  превосходили  их.  Откуда  они  брали  свои  знания? Ведь  их  некому  было  учить.

                НАУКА  О  ЖИЗНИ
               
     Основываясь  на  этом  опыте,  Руперт  Шелдрейк написал  книгу  «Новая  наука  о  жизни»,  которая  была  встречена  академиками  в  штыки.  Это  неудивительно:  ведь  Шелдрейк  покусился  на  святое,  своей  книгой  он  пытался  «протолкнуть»  телепатию  -  лженауку  -  в  мир  официальной  науки.

     Шелдрейк  объяснял  высокую  обучаемость  молодых  крыс  тем,  что  колебания  биополей  мозга,  несущие  информацию  о  приобретенном  опыте,  передаются  их  сверстникам  через  особый  механизм  биорезонанса.  То  есть  молодые  люди  (речь  идет  уже  о  наших  детях)  осваивают  что-то  новое  вовсе  не  благодаря  своей  усидчивости  или  жажде  знаний  (что, кстати,  за  подростками  за  всю историю  человечества  ни  разу  не  наблюдалось),  а  именно  благодаря  биорезонансу.  Каждый  ребенок,  который  узнает  что-то новое,  неосознанно  телепатически  передает  это  знание  своим  товарищам,  живущим  неподалеку.

     Звучит  абсурдно  (именно  потому  книгу  Шелдрейка  объявили  лженаучной, и она была  запрещена),  но  эта  теория  объясняет  и  еще  один  момент  нашей  жизни:  то, что мы  называем  «попасть  в  хорошую  или  плохую  компанию».  Ведь  известно,  что  в  среде  уличных  хулиганов  и  алкоголиков  дети  очень  быстро  сами  становятся  хулиганами  и  алкоголиками,  а  в  окружении  умных  и  продвинутых  сверстников  -  сами умнеют  на  глазах.

     Значит,  дело  не  в  наследственности,  а  в  окружении,  и  не  только  в  желании  подражать,  но  и  в  воздействии  на  мозговом  уровне.  Во  всяком  случае,  опыты  с  крысами  подтверждают  эту  теорию,  но  что  творится  в  нашем  мозге  на  самом  деле  -  ответ  на  этот  вопрос  пока  еще  не  найден.


                20.08.2015 г.