Великому Бунину. По тайному закону

Серж Пьетро
  По какому-то тайному закону, созданному в далёкой старине,
требующему, чтобы во всякую любовь и особенно любовь к женщине, 
входило чувство  жалости, сострадающей нежности, и не только во сне,
я жестоко не любил – особенно на людях –
минут её веселости, оживления,  желания нравиться, блистать, как брызги фонтанов в  огнях  – 
и горячо любил её простоту, тишину, кротость, беспомощность, её лик  судьбы,
её слёзы, от которых у неё тотчас же по-детски вспухали губы...
     Я часто читал ей стихи, их особенно любя.   
Послушай, это изумительно! –  восклицал я.
 "Уноси мою душу в звенящую даль,
где, как месяц над рощей, печаль!"
     Но она изумления не испытывала вообще: 
Да,  это  очень  хорошо, – говорила она,
уютно лёжа  на  диване, как ей было удобней и проще,
подложив обе руки под щёку, глядя искоса, тихо и безразлично, – но почему "как месяц над рощей"?   
   Она слушала одобрительно, но, вероятно, только потому, что представляла себе тайком,
что это она сама сидит в саду, чертя по песку хорошеньким зонтиком.      
   Это, правда, прелестно, – говорила  она, – но достаточно стихов, поди ко мне.
Мне долго казалось, что достаточно сказать: известны ли Тебе 
«эти  осенние накатанные  дороги,  с высокой травой по обочинам и росой,
тугие, похожие  на  лиловую  резину, иссечённые  шипами подков коней, что играют статью, красой,
и  блестящие под  низким  Солнцем  слепящей золотой полосой?» ,
чтобы вызвать  её  восторг. 
Но в любви неуместен торг.
–––––––––

Иван Бунин. Жизнь Арсеньева.
КНИГА ПЯТАЯ. (Отрывок.)
VII
по  какому-то  тайному закону, требующему,  чтобы  во всякую любовь и особенно  любовь к женщине,  входило чувство  жалости, сострадающей нежности, я  жестоко не  любил -- особенно на-людях  -- минут  ее веселости, оживления,  желания  нравиться, блистать  --  и горячо  любил  ее  простоту, тишину, кротость, беспомощность, слезы, от которых у нее тотчас же по-детски вспухали губы...   Я часто читал ей стихи.     --  Послушай, это изумительно! --  восклицал я.  --  "Уноси мою душу  в звенящую даль, где, как месяц над рощей, печаль!"      Но она изумления не испытывала:      --  Да,  это  очень  хорошо,  -- говорила она, уютно  лежа  на  диване, подложив обе руки под щеку,  глядя искоса, тихо и безразлично. --  Но почему "как месяц над рощей"?  Она слушала одобрительно, но, вероятно, только потому, что представляла себе, что это она сама сидит в саду, чертя по песку хорошеньким зонтиком...     --  Это, правда,  прелестно, --  говорила  она.  -- Но достаточно стихов, поди ко мне...    Мне  долго  казалось,  что  достаточно  сказать:  "знаешь  эти  осенние накатанные  дороги, тугие,  похожие  на  лиловую  резину, иссеченные  шипами подков  и  блестящие под  низким  солнцем  слепящей золотой полосой?", чтобы вызвать  ее  восторг.