47. Советская живопись. Завершение темы

Владимир Морозов 5
ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 47. СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ. ЗАВЕРШЕНИЕ ТЕМЫ.


            По предыдущим описаниям советской живописи у читателей может создаться впечтление, что автор бездумно и безоговорочно восхваляет советскую эпоху.

     Умный читатель может задать умный вопрос: "Если всё было так правильно, если жизнь шла на подъём, если появились люди нового, более высокого, качества, если всё действительно было так возвышенно и замечательно, то почему всё это в конце концов рухнуло? Разве может погибнуть от внутренних причин то, что находится в состоянии правильного здорового развития? Погибнуть от внутренней причины может лишь то общество, которое содержит в себе неизлечимую (или незамеченную) прогрессирующую болезнь. Разве не так?"

     Да, так. Но тут есть одно существенное "но". Кто не знает и не учитывает этого важного нюанса советской истории, тот никогда ничего не поймёт в ней правильно.

     Дело в том, что вся советская история состоит из двух, совершенно разных, даже противоположных периодов. Советский Союз после 50-х годов принципиально отличается от Советского Союза до 50-х.

     Нет, я не буду разводить здесь серьёзные политические рассуждения. Я просто хочу ответить этому гипотетическому умному читателю, что неизлечимая прогрессирующая болезнь возникла лишь во втором СССР, после того как он ушёл с курса первой половины советской истории, и возникла именно по причине этого ухода.

     Говоря строго научно, общество второй половины уже не может быть названо советским, если правильно понимать подлинный смысл этого великого слова. Но поскольку при утрате действительного содержания внешняя оболочка общественного устройства по виду, формально оставалась прежней вплоть до 90-х, всё же принято употреблять это слово и говорить так: "раннесоветское" и "позднесоветское" общество.

            
            Отразилось ли постепенное и закономерное разложение позднесоветского общества в его искусстве? Конечно. И можно было бы привести примеры этого художественного упадка. Но я не хочу. Да, нарастали примитивщина, казённый шаблон, угодливое прислужничество, красивая ложь или бездуховное выпендривание. Но нет никакого желания показывать эти примеры. Кто тогда жил, тот помнит. А кто не жил, поверьте мне на слово, - этой гадости было немало.

     Но и в позднесоветском обществе сохранялась ещё сильная инерция от мощного разгона раннесоветского искусства. У кого-то получалось лучше, у кого-то чуть слабей, но высокий и чистый дух искренней социалистической романтики ещё не сдал свои позиции полностью.

     На эти произведения и будем смотреть, если хотим понять особенности действительно советского искусства.

                ----

            1). В заголовке - картина художника Алексея Широкова "За Родину!" И если мы уже коснулись военной темы, то вот ещё пример - картина, изображающая девушку из московского ополчения. Художница Наталья Гохберг, "Комсомолка. 1941":

http://rwarrior.narod.ru/Artp08.jpg

    
            2). Картина художника Константина Васильева "Прощание славянки":

http://mtdata.ru/u23/photo8209/20699992610-0/original.jpg


            3). Если говорить о революционной теме, то среди позднесоветских произведений, в основном искусственно напыщенных, выделяется хорошая картина "Солдаты революции" художника Владимира Холуева, на которой изображён обход руководителями бойцов Красной Гвардии в 1918 году. Эту картину почему-то хочется долго рассматривать; у меня, во всяком случае, так.

http://sovietart.net/gal2/s10-12.jpg         

    
            4). В отличие от лживой приукрашенности или дешёвых индивидуалистических вывертов позднесоветского времени, целый ряд художников, многие из которых сформировались в раннесоветский период, ещё сохраняли собственный подход к изображаемой жизни. Сочетание честного простонародного реализма, светлого оптимизма и особой, советской, поэтичности, о которой говорилось в 45-й главе, ещё оставалось и во второй, нисходящей, половине советской истории.
         
     Вот полная радости, счастья и солнечного оптимизма прекрасная вещь Татьяны Яблонской "Утро":

https://i.ytimg.com/vi/wJTZ-GMrG00/maxresdefault.jpg    


            5). Валерий Хабаров, - "Девочка с книгой":

http://uchim.org/img/portret-mily-xabarova.png
    

                ----

            Очень интересно было бы посмотреть на дальнейшее, ещё более высокое, развитие подлинно советской художественности. Как и куда она пошла бы дальше, если бы общество продолжало развиваться прежним здоровым порядком, а не свалилось от героических взлётов к корыстной обывательщине? К сожалению, история не дала нам увидеть эту перспективу.

     То уникальное поколение уже почти всё ушло или вот-вот уйдёт. Многие великие ценности утеряны и забыты. Другие времена, другие понятия.

     Так пусть хоть лучшие образцы того искусства напоминают нам об этом. Может, не всё угасло. Может, сохранённые огоньки потом вновь разгорятся в будущих поколениях?