В России в 1834 году инженер генерал-адъютант Карл Андреевич Шильдер разработал и построил на Александровском литейном заводе подводный корабль. Это была цельнометаллическая подводная лодка, созданная впервые в мире, первенец российского подводного флота.
Через 150 лет после первого в мире испытания подводной лодки конструкции инженер-генерала Шильдера, гордости Российской науки, в газете Ленинградская правда от 26.08. 1984 года, на четвертой странице будет отмечено это событие и помещен даже маленький чертеж этой лодки. Статья называлась «Ракетоносец … XIX века». Написал статью член общества «Знание» А. Шабунин, и за это ему - спасибо.
«Сто пятьдесят лет назад, 29 августа 1834 года, близ Петербурга, произошло событие, о котором тогда, знали немногие. В сорока верстах от города в верховьях Невы производилось испытание первой в мире цельнометаллической подводной лодки, оснащенной боевыми ракетами.
Многие специалисты в той или иной степени были причастны к ее созданию: военные и гражданские инженеры, группа артиллеристов и офицеров флота, рабочие петербургского Александровского завода под руководством мастера Горохова…
Но двух следует назвать особо – Карла Андреевича Шильдера и Александра Дмитриевича Засядко.
К.А. Шильдер (1785-1854), русский военный инженер, участник многих войн, человек большого мужества и отваги. Занимаясь теоретическими и практическими проблемами борьбы в военное время с вражескими кораблями, он создал проект оригинальной подводной лодки, которая могла использовать против них мины и, кроме того, стрелять ракетами из-под воды по любым целям. Таких судов не имела в то время ни одна морская держава.
Лодка была небольшой, около 8 метров в длину, имела две башенки для входа, несложные оптические приборы для обзора поверхности моря. Могла плавать под парусами, а для движения под водой имела особые лопасти-гребки. Их приводили в действие четыре человека.
Лодка была хорошо вооружена. На длинном штоке подвешивалась мина. Во время подводной атаки шток с миной вонзался в борт вражеского корабля. Затем, отойдя на безопасное расстояние, команда могла подорвать мину с помощью электрического тока.
Снаружи к бортам лодки были прикреплены строенные ракетные станки, оснащенные приспособлением, позволявшим изменять угол их возвышения. В нужный момент ток гальванической батареи воспламенял запалы, и шесть ракет одновременно направлялись к цели.
Изобрел эти установки инженер-артиллерист А.Д. Засядко, ракеты которого начали применяться в русской армии уже с 1817 года. 29 августа 1834 года он с интересом наблюдал за испытаниями подводной лодки конструкции К.А. Шильдера. Испытания, проведенные в присутствии Николая I и высших представителей военного министерства, показали правильность всех технических расчетов. После испытания лодку отвели в Кронштадт, где опыты с нею были продолжены.
В том же году К.А. Шильдер сконструировал новую подводную лодку, способную преодолевать довольно большие расстояния. Она так же была оснащена ракетами А.Д. Засядко.
Так полтора века назад в нашей стране появились первые подлодки-ракетоносцы, намного обогнавшие свое время».
К этой статье можно добавить только то, что 29 августа 2015 года исполняется 181 год, как первая в мире цельнометаллическая лодка военного инженера Карла Андреевича Шильдера была испытан на Неве. И поблагодарить А. Шабунина, что он вспомнил двух главных основоположников космической техники, назвал их по именам, даже указал на то, что Засядко наблюдал за испытанием подводной лодки Шильдера , на которой были установлены ракеты Засядко.
Так и мы тоже вспомним о великом открытии российской военной науки.