Ночь брит Ицхак - из книги Ты не один

Адам Давид
 
Раби hакадош Хай Диhав (з.л.), один из величайших праведников и мудрецов на Востоке, был хроническим алкоголиком. Однако это не мешало евреям и неевреям оказывать ему почтение и любовь.
Родной брат его отца раби Нисим, главный раввин города, в один из праздничных дней Песаха принимал гостей из Литвы. Когда они увидели в доме пьяного еврея, которого все почтительно называют раби, удивились, разве может быть праведный и мудрый еврей пьяницей? Усадил их раби Нисим за большой семейный стол и рассказал историю своего племянника.
 
Прошлой зимой у школьного учителя родился сын, и он устроил у себя ночью «Седер брит Ицхак». Евреи пришли в его дом молиться и учить Тору до самого утра, как это у нас принято делать в ночь перед обрезанием мальчика. Среди них оказался гость, известный каббалист и учёный из Йерушалаима раби Ицхак Эдри.   
Час, второй, третий сидят они, учатся и обсуждают один из самых сложных разделов Талмуда. Вдруг открывается дверь и шамаш вносит на своих плечах в комнату пьяного раби Хай Диhава, бережно укладывает его на кровать, у стены, целует его руки и садится за общий стол. Удивился раби Ицхак Эдри, но виду не подал.
Прошло два часа усиленных занятий, уже близился рассвет, когда пьяный пробудился, опустил ноги на пол, сел на своей кровати и спрашивает:
– Господа, сколько страниц выучили сегодня?
Старые уважаемые раввины общины отвечают ему:
– Третий и четвёртый разделы. 
– Пожалуйста, – просит он, – вернитесь к началу, я хочу послушать.
– Это невозможно, – возмутился раби Ицхак Эдри, – мы давно сидим здесь, мы уже всё обсудили и решили.
Говорит ему:
– Не сердись на меня и не расстраивайся, уважаемый гость, я прошу пересказать только самое начало проблемы.
Раби Ицхак Эдри повернулся к нему и терпеливо самыми простыми словами, как юному ученику,  пересказал самую суть выученного раздела Талмуда. Раби Хай Диhав внимательно выслушал его и задал ему такой вопрос, который привёл в замешательство раби Ицхака Эдри и лишил значения все те выводы, к которым  пришли учившиеся всю ночь евреи.
Смутился раби Ицхак, но виду не подал, встал с места, сказал, что пойдёт, вымоет руки и ответит.  Вышел в прихожую комнату и воззвал к Элияhу hа-Нави (захур ла-тов). Элияhу hа-Нави объяснил  ему вопрос, и он тут же вернулся в комнату, сделал вид, что вытирает руки и передал ответ.
Выслушал его раби Хай и говорит:
– Вижу я, уважаемый раби, что велики твои познания, поэтому прошу ответить ещё на один вопрос.
И задал вопрос более трудный, чем предыдущий. Задумался раби Ицхак, не знает, что делать, не знает, как быть. Сказал, что надо ему выйти по нужде, придёт – ответит. Вышел и опять воззвал к Элияhу hа-Нави. Тут же он получил ответ, вернулся и объяснил решение задачи.
Говорит ему раби Хай:
– Убедился я, что ты действительно гаон, великий учёный и каббалист, да удостоит Всевышний народ Израиля праведниками, подобными тебе! Прошу тебя о милости разрешить нам ещё один вопрос, последний.
Выслушал раби Ицхак и побледнел, нет у него ответа, встал и направился к выходу, за помощью к Элияhу hа-Нави. Но раби Хай остановил его:
– Прости меня, уважаемый гость, не ходи, не утруждай Элияhу hа-Нави, он тоже не сумеет ответить. 
Затрепетало сердце раби Ицхака, стоит он, не может с места двинуться. А раби Хай сам объяснил, так объяснил, что все мудрецы, все раввины и все евреи, что были в комнате, увидели суть Торы, именно то, что они жаждали узнать во все годы своей жизни. Увидели и поняли, что с раби Хай Диhавом находится здесь, в этой комнате, святой дух, шехина, божественное присутствие. 

С раннего детства маленький Хай не мог жить без книг, а в юности ему не было равных в познании сокровенного. В восемнадцать лет он закрылся в своей комнате и выходил только в туалет и в баню. С раннего утра до поздней ночи сидел он, читал и писал, читал и писал, а мама раз в день приносила ему еду. 
Когда человек поднимается к вершинам мудрости, Сатан умножает противодействие, чтобы его свалить. Пришли к его маме соседки, сидели, пили кофе и между делом спросили о сыне. Поделилась она своей тревогой, что он три года не выходит из дома, всё что-то пишет и пишет, исхудал, осунулся, а ведь ему жениться пора. 
Говорят они в один голос, что она потеряет сына, если не оторвёт его от этих занятий. И посоветовали очью, когда будет спать, сжечь все его рукописи. Так она и сделала, пока спал, сожгла все его бумаги, ни клочка не осталось.
Проснулся раби Хай, подошёл к столу, а стол пустой, от его труда только пепел в печи. Обхватил голову руками и упал без сознания. На крик матери прибежали соседи, подняли, положили на кровать, он открыл глаза, смотрит, но никого не видит и никому не отвечает. 
День за днём идут, а он между двумя мирами, ни в том, ни в другом, не живой и не мёртвый, лежит, а сквозь кожу кости светятся. Смотрят врачи, советуются, но не знают, как лечить. Собрались мудрецы Торы у его постели, и кто-то сказал, что может быть арак, то есть водка поможет, пусть выпьет.
Дали ему, влили насильно полную чашку арака в рот, он  выпил и уснул. Сутки он проспал и проснулся с чистым рассудком, встал с постели и есть попросил. Поправился он, разум прояснился, и сила тела вернулась. После этого каждый день мама давала сыну арак, оказалось, что это хорошее лекарство от его болезни. Так и сейчас, когда пьёт – нормальный человек, когда трезвый – больной, привык уже и не может жить без водки.

Однажды в Шабат hа-гадоль, в день Великой субботы, раби Хай проснулся, прочитал утренние благословения, хотел выпить свою привычную дозу, а водки нет, кончилась с вечера. Поспешил он к Эльмалиху, хозяину маколета, магазина за углом. Пришёл, просит открыть магазин, дать ему в долг бутылку арака, а хозяин не соглашается, говорит, что суббота сегодня особенная, надо спросить у главного раввина города.
Пошли они в синагогу, а там как раз время между утренней молитвой и мусафом, главный раввин раби Нисим поднялся на биму читать наставление общине. Шабат hа-гадоль – важный день, в большой синагоге полно народу. Раби Хай еле протиснулся и примостился под стойкой, что отделяет мужскую часть зала от женской, от эзрат нашим. 
Смотрит он на раби Нисима, на дядю своего, ждёт, но тот не знает, что племянник его здесь. Открыл раби Нисим рот, а слов нет, забыл всё, что хотел сказать, пусто в голове. Смутился он, открыл книгу, смотрит и не понимает, что там. Тогда спросил громко на весь зал:
– Раби Хай Диhав, мой племянник здесь?
– Здесь, – отвечают из зала, – вот он сидит!
Говорит раби Нисим:
– Сынок, не позорь меня и не мешай евреям, ведь сегодня Шабат hа-гадоль, освободи меня.
Отвечает раби Хай:
– Ладно, ладно, дорогой дядя, если  Эльмалих откроет свой магазин, я освобожу тебя.
– Эльмалих, иди скорее, открой ему, – говорит раби Нисим.
Ушли раби Хай и Эльмалих, а раби Нисим тут же вспомнил свой дэраш, всё, что приготовил сказать евреям в этот день. А когда завершил и благословил общину, объявил вовсеуслышание:
– Господа, раби Хай Диhав святой человек, на нём печать Всевышнего, будьте с ним осторожны, всегда и везде оказывайте ему почёт.
Так оно и было.