На волне истории

Петр Лебедев
Мне не известно, существует ли среди историков концепция, так сказать, волнового движения исторических событий; я бы сказал - прилива и отлива, по аналогии с тем, что происходит на литорали. При этом существует определенный порядок смены фаз состояния берега. При отливе литораль проходит те же стадии, но в обратном порядке. Даже если это не совсем хорошая аналогия, мне кажется, можно видеть нечто подобное в исторических процессах на территории России-СССР за последние 100 лет.

Конец 1916 г., декабрь, Великая война в решающей стадии, монархия еще держится, убийство Г. Распутина, мистического центра монархии, первый предвестник Февраля.

Февраль 1917 г. - антицарский путч, свержение царя и уничтожение монархии; внедрение либеральной доктрины.

Февраль-Октябрь - возрастание хаоса, вскрытие ничтожества и подлости либеральных вождей, затухание идей Февраля, бегство лидеров антицарского путча, постепенный захват власти большевиками.

1918-1921 - гражданская война и победа большевизма, который продержался 70 лет, в течение которых дошел до апогея при Сталине, а потом себя изжил.

В конце 80-х на территории СССР вспыхнули очаги гражданской войны, в которых терпел крах большевизм, торжествовали националистические и рыночные настроения.
Волна исторических событий пошла обратно, проходя (в обратном порядке) те же стадии.

После путча августа 1991 г. к власти пришли либералы. Они долго готовились, под личиной лидеров КПСС, совершали предварительную работу, например, - чтобы не победила монархическая идея, уничтожили дом Ипатьевых в тогдашнем Свердловске; известно, что в этом сомнительном предприятии поучаствовал тогдашний глава указанного города, вскоре пришедший к власти в России.

Либерализм в российском изводе почти сразу показал свое лицо, столь же малопривлекательное как в феврале 1917 г., но изживание этого явления затянулось на 2-3 десятилетия. Формат американского типа власти, введенный либералами, отходит от своего прообраза, подстраиваясь под Российские реалии. Можно ли из этого заключить, что мы переросли идеи Февраля и движемся - отнюдь не обратно в Советы, как приходится слышать, а, скорее, в то, что предшествовало Советам?

Еще недавно модно было обсуждать крипто-британскую империю, якобы стоящую за событиями в России и за ее пределами. Или речь должна идти, скорее, о крипто-российской монархии, не павшей в 1917 г., а стоявшей за всеми событиями во время СССР, обеспечивая преемственность основной идеи до сего дня?

Есть ли эти волны истории в действительности?