Сокровища старых коробок

Диана Лобань
Сокровища старых коробок.

    Запнувшись о намертво вставший торшер, и едва не перелетев через него, я перевела дыхание и огляделась. Точно так же осмотрелся и суетившийся возле меня кролик, всем своим консерваторским взглядом на жизнь протестующий против нарушения установленного порядка в комнате. Сунувшийся было в комнату пес Жулька вовремя остановился на пороге, посмотрел на меня, устало присевшую на торшер, на недовольно скачущего вокруг меня кролика и разумно ретировался. Я бы охотно последовала его примеру, но меня остановили две вещи. Первое – обещала родителям, что к вечеру успею освободить оба книжных стеллажа и платяной шкаф, дабы их можно было сдвинуть, чтобы начать обдирать старые обои. Второе – кролик бы не простил оставшегося  бардака. Маленький, но жутко деловой домашний любимец по имени Нильс терпеть не может нарушения заведенного порядка и начинает психовать даже при обычной уборке, когда стол, стул и даже диван приходится отодвигать, что бы вымыть пол. Что уж говорить о полном разгроме в комнате, который он воспринял как личное оскорбление, не иначе.
    Тоскливо оглядевшись, я встала и снова принялась двигать торшер, пока он не покинул пределы комнаты. Вовремя схватив под пузо выскочившего было следом Нильса,  я водворила кролика назад в комнату и закрыла дверь. Ой, как же я не люблю все это! Нет, меня пугала не перспектива того, что придется переносить книги, занимавшие два стеллажа. Библиотека у нас дома очень большая, и возиться с книгами я очень люблю, не меньше, чем читать их. Да и перенести их не так сложно и не долго. Не проблема и принести потом назад. Так же, как и с одеждой. Но вот все остальное…
    Остальное – это разная мелочь, которая царит буквально повсюду! Вроде и выбросить жалко, и в то же время нет надобности хранить. В  этом плане мы с папой, как две белки – все тащим  к себе, кладем, куда придется, и пусть лежит. Зачем? Вопрос риторический, поскольку сами не знаем. Помните, как у Михаила Задорнова было? «Только у русских людей на балконе может храниться одна лыжа. Зачем? А на всякий случай!»
    И ведь прежде, чем начать переносить книги, надо сначала убрать с полок рамки, распечатки, ксерокопии, сувенирчики, которые я терпеть не могу, но поскольку мне их регулярно дарят, приходится хранить, чтобы не обидеть подарившего. Раз, лет так в пять, на нас с папой находит волна благоразумия, мы сгребаем всю совершенно не нужную мелочь, говоря по-русски, просто хлам, и с закрытыми глазами несем в мусорный контейнер. Почему с закрытыми? А чтобы по дороге не передумать, разглядев через мусорный пакет жутко нужную вещь и не принести все это назад. Однажды раз так было. Папа принес назад древнее кресло, которое парой часов ранее мой брат выкинул из дома вообще и из своей комнаты в частности. Дело в том, что это было не просто кресло, а самая первая мебель из той, что приобрели папа и мама, переехав в наш милый, маленький и уютный городок, тогда еще совсем юный. Конечно, папе это кресло по-своему дорого. Но, поскольку креслу на тот момент было больше двадцати лет, а дачи, куда его можно было бы сослать, еще не было, то папа, погрустив рядом с креслом еще с неделю, уже сам отнес его на мусор. Вот так вот мы тяжело расстаемся с вещами!
   И потому каждый ремонт в нашей квартире, это, прежде всего, перетаскивание старых вещей, даже если это мелочь. Я, например, никогда не выброшу старые открытки и письма. Письма от моей любимой бабули, которой уже нет на свете. И еще письма от моих подруг. Одна из них, Ольга, сейчас живет в Барнауле. С ней мы дружим с детства, её семья жила в том же доме, что и бабуля с дедушкой, и каждое лето мы проводили вместе. Вторая – это Татьяна, которая живет в Канске. Познакомились мы с ней, когда я училась в выпускном классе. Мы тогда обе дистанционно учились в колледже Тантал, который сейчас уже не существует. Таня раньше жила в нашем городе, и увидев мое имя и город в списке консультантов, куда меня зачислили за хорошую учебу, она мне написала. Не помню, закончила этот колледж Таня или нет, но мы с ней так и стали переписываться. Когда часто и регулярно, когда реже. Каюсь, по моей вине, часто я подолгу собиралась написать письмо, а потом приходило сердитое или грустное письмо от Тани, и я писала ответ, с клятвой не теряться, но спустя какое-то время, снова забывала вовремя ответить. Письма мы уже давно не пишем, потому что появился интернет. С одной стороны, это так просто – зашла на страничку в соцсети или открыла окошко Агента, набрала сообщение. Ольга вышла в сеть, ответила.  Или Таня. Но как-то все это не так.
Помню, как старательно я писала подругам письма, стараясь написать и что-то веселое, или поделиться какими-то переживаниями, или просто мыслями от прочтения новой книги или посмотренного фильма. А как долго выбирала открытки на праздники, и старалась заранее отправить, что бы мои подруги успели их вовремя получить. С каким трепетом проверяла каждый день почтовый ящик и как радовалась, увидев там письмо от подруги или от бабушки. Было здорово, если там лежали два письма! А если три, то это был настоящий праздник! Когда в бабулином письме я находила небольшие письма от младших брата и сестры, то праздник удваивался! Так же у меня хранятся их детские самодельные открытки к моему дню рождения. Раскрашенные разноцветными карандашами и пестрящие самыми теплыми пожеланиями, они заставляют улыбнуться каждый раз, как попадаются на глаза.
   Пара строк, написанные время от времени на страничке в соцсети или в Агенте, заменили нам настоящие письма. А что такое электронная открытка? Ее не сохранишь на память, в отличие от той, которую подписала подруга или бабушка. Да, с одной стороны удобно, что можно связаться в любое время с кем угодно. С другой, никакая переписка в режиме онлайн не заменит той теплоты общения, которая хранится на бумаге. Все письма и открытки у меня хранятся в отдельной подарочной коробке в недрах шкафа. 
   И вот туда я и  лезу после того, как три пакета мелочи с книжных стеллажей перекочевывают в гостиную вместе с книгами и одеждой. Осторожно вынимаю немного потрепанную, но красивую подарочную коробку, открываю крышку..  Вы знаете, что письма пахнут? Чем? Бумагой, чернилами и теплотой. Они такие и есть даже на ощупь – теплые. Уютные. И вот три стопки в коробке. Одна – это письма от бабушки. Это самая толстая пачка, там хранятся еще те письма, которые написаны до моего рождения. Я люблю их перечитывать, словно заново узнаешь бабушку и дедушку. Вторая пачка – это письма от Ольги. Первая половина из Прокопьевска, вторая из Барнаула, куда Олина семья переехала в середине девяностых. Несколько раз у Ольги менялся адрес, поскольку они часто переезжали, и сказать по правде, я и сейчас не знаю, по какому адресу живет моя подруга. Его заменил электронный адрес и три странички в соцсетях. Или даже четыре. Третья пачка – это письма от Тани из Канска. Ее адрес я до сих пор помню наизусть, поскольку за последние почти девятнадцать лет он не менялся. Ну да, первое письмо от нее я получила в августе 1996 года. Целая эпоха прошла…
Неожиданно для себя замечаю в глубине шкафа еще одну коробку, поменьше. Снедаемая любопытством, вытаскиваю её оттуда и открываю.  Боже ж ты мой…  Вот так встреча… 
   Записки. Целый ворох старых, школьных записок. А еще тетрадка со стишками и переписанными песнями. Песни разные – и из любимых фильмов, и песни любимых исполнителей. Такие тетради были в свое время у каждой второй девочки – украшенные рисунками, вырезанными картинками, обведенными разноцветными ручками названиями песен. Помню, подобный альбом мне показывала  моя бабуля, и я тогда из ее альбома переписывала что-то в свою тетрадку.
   Осторожно перебираю школьные записки. В основном от моей школьной подруги Жени. Она пришла к нам в седьмом классе и мы сразу подружились. Сейчас она живет в соседнем с нами Красноярске и мы периодически общаемся. Женя из тех девушек, что с годами становятся только краше, словно бутон розы, распускающий свои лепестки по одному, медленно расцветая и хорошея. И по общению такая же веселая, умная и легкая на подъем.
    Неожиданно на глаза наворачиваются слезы, становится грустно, но это светлая грусть.  Хочется и смеяться и плакать одновременно. По одной читаю записки, и сразу приходит так много воспоминаний, что хватило бы на целую книгу.
В той же коробке лежат и мои старые тетради с «пробой пера» и рисунками к ним моей подруги детства Алены Макеевой, тогда еще Сергеевой.  «Пробы пера» привели меня в Российский Союз Писателей, а Алена стала востребованным фотографом, настоящим мастером своего дела. К Алене записываются  аж за пару месяцев заранее, особенно в преддверие праздников и выпускных. Наверное, так и бывает, когда ты остаешься верен детским мечтам. 
   Случайно глянув на время, я ахнула и стала торопливо собирать назад в коробки свои находки. Тут откуда-то вываливается еще один старый пакет – в нем старые вырезки рецептов из журналов. Подумав с минуту, я решительно кладу его в пакет для мусора. Во-первых, я уже давно вегетарианка и рецепты мясных рулетов и тому подобного мне не нужны. Во-вторых, книг по кулинарии дома и так хватает. На крайний случай, есть тот же интернет.
   Бережно выношу из комнаты две коробки и ставлю их под столом в гостиной. И начиная обдирать старые обои, думаю о том, что после ремонта надо подобрать этим сокровищам место получше и поближе, что бы за чашкой чая перечитать и письма, и записки, и песни, и может быть, они подарят мне немало новых сюжетов..