иконографические этюды 1-7

Николай Москвитин
Законы формы. 2 основных пункта.
1) Обязательно описать, какие эмоции вызывает икона.
2) Переплести эти эмоции с молитвенными словами, в общем случае касающимися приобщению к красоте иконы и духовной красоте изображённого—святого, ангела, Богородицу, Бога или же события, праздника либо чуда.

Глава 1. Ангел-Хранитель.

Иконографический этюд 1.

Сколь чудна Твоя икона, о Ангел-Хранитель! Лицо мужественного воина выражает смелость в охранение меня от врагов, и весь меч не виден, но сколь красноречивей лик Твой! В нём благородство, вы нём спокойное дружеское выражение лица, не слишком гневливое, но серьёзное и внимательное.  Красная накидка твоя и зелёная одежда символизирует духа Святого и кровь Христову, золотая кайма одежды одинакова с цветом крыльев, дабы я понял, сколь важно Твоё служение, что и крылья, и кайма одного цвета. Ты весь огонь, Ты живёшь в райских садах с золотыми плодами, в Тебе все краски рая. Ты держишь крестик, поднимая его и готовясь благословить. Но ты на иконе неподвижен, а в жизни настоящей Ты печёшься обо мне. Постоянство Твоего вида на иконе не таково в действительности, но и в действительности есть постоянные  качества, которые я и назвал—мужество, благородство, дружелюбность, серьёзность, внимательность. А если Ты и  огорчаешься, Твоё лицо остаётся красивым. Но оно становится грустным, всё исполнено жалости, сострадания. Матерние черты в нём проступают, оно только больше проникается любовью, но из него текут слёзы. Водой чистой они омывают духовное пространства, и если они соединятся со слёзами грешника, ангельский лик исполняется  радостью несказанной, чувствуется в нём, как Хранитель хочет тебя приласкать за покаяние, дружелюбие перерастает в выражение жены или мужа, смотря каков человек, охраняемый Ангелом, и Ангел приглашает произнести благодарственную молитву Богу.
Ангел—нестареющий юноша, у которого ни внешность не дряхлеет, ни сердце, и он хочет хранимую душу исполнить теми же чувствами, которыми Сам исполнен, и когда предстоит искушение, он исполняет тебя мужеством, когда напраслину скажут—благородством, когда друг заступится—дружелюбием, когда уважаемый человек начнёт с тобой говорить—серьёзностью, когда любимый человек захочет с тобой провести мнение—вниманием, когда нищий предстанет—жалостью и состраданием, когда услышишь о заблудшем грешнике—вызывает слёзы. Исполняй меня Твоими чувствами, о Ангел, дабы, уподобляясь Тебе, я бы и Богу уподобился.

Иконграфический этюд 2.

Твоя одежда, о Ангеле, осиянна солнцем, и лик светлый, и нимб, и крылья, и воротник, и златой рукав, и часть меча. Яркие. насыщенные цвета одежды и царственный златой цвет показывают Твою красоту и славу, твоё црское достоинство, а невзрачный ли и кудри Твои свидетельствуют о глубоком смирении, о том, что ты  вовсе и не гордишься своей яркостью. И самой скромностью не гордишься, ибо весь Твой взгляд излучает внимание, обращён ко мне, Тебя воспевающему, и ещё, и ещё раз восхищаясь Твоей красотой, я замечаю, сколь незаметен крест в твоей руке. Поистине, Слава Бога—не в красоте креста, а в силе жертвы, и, когда взгляд перейдёт от созерцания красоты и славы к невзрачности и смирению Ангельскому, когда потом эти два чувства соединятся, только тогда сама душа смотрящая тебе уподобится, сам взгляд станет похожим на твой, и ты, призираю на меньшую красоту и меньшую славу души, захочешь дать ей большую славу, и большую красоту, и. Если она смирятся, во истину во ангела она тогда перевоплотится. Даждь мне хоть часть Твоей красоты и Твоей славы, о Ангеле!

Иконографический этюд 3.

Одежда твоя, о Ангел, в складках, и это говорит мне о том, насколько ты близок к людям, и ко мне, грешному. Похожие, но более тонкие линии, проходят и по крыльям, и ещё более тонике—по воротнику. О истинно, разнообразие параллельности и непараллельности наводит меня на мысль, что твои крылья—иного свойства, чем одежда, и твой воротник—иного свойства, чем крылья.  Они служат для разных целей—первое для твоего служения, второе—для твоего уподобления красивому яношу, а третье—для украшения, аки девицы. Ты горишь и матенрностью жены, и служению мужа, и целомудренность обоих видна в твоей одежде, которая двух цветов. О О, истинно, ты и вестник, ты и матерь, ты и друг. Восхвлаяю Тебя, Ангел святой!


Глава 2. Господь Иисус Христос.

Иконографический этюд 4.

В Твоём лике, о Господи, ненарушимое ничем спокойствие и милосердие, ибо Ты и Бог, справедливо судящий людей, но ныне Ты отдаёшь себя в жертву нам, и Твой венец терновый, из земных растений соделанный, в руках людей сделался орудием, как они думали, муки и бесчестия. Но мука сия была осмысленная и бесчестие сие было мнимое. Твоя багрово-красная одежда свидетельствует о крови, пролитой Тобою, а Твои власы касаются этой одежды, подобно тому, как они потом будут касаться креста, истинного стралдания и истинной жизни. Жизнь—не в одеяниях пышных и коронах, но в венках и рубищах.  И только этим мы, люди, можем стяжать такое же ненарушимое ничем спокойствием, так что самое страдание наше не будет для нас обременительным. Аминь.

Иконографический этюд 5.

Твои власы, о Господи, извиваются, как и Твой венок, но они распущены, а кенок сжимает их верхнюю часть. Это образ Богочеловека, Человека, страдающего подобно нам и свободного, подобно нам, подверженного, как и мы, свободе и необходимости. Но Ты обладал властью, которой не обладаем мы и сие начертано на нимбе Твоём, освещающим и венок, и власы, и свободу, и  страдания. Всё существо наше должно быть таким—и волос головы не упадёт без воли Божией, но общее в ней для всех—страдания, венки. И тогда мы станем святы, подобно Тебе, о Господи. И никакие колючки на венке не заставят нас отчаиваться в пользе влас, никакие страдания не креста не отвратят нас от Тебя, Единого Владыки и Спасителя. Аминь.

Иконографический этюд 6.

Брови Твои, Господи, не как усы, ибо глаза не как уста. И без слова евангелия святого Твой взгляд мне, окаянному грешнику, не являл бы весть спасения. Но се, венец терновый дуги, подобные устам и бровям содержит, и поэтому страдание Твое и взглядом, и словами изображается. Ты—Совершенный Бог и Человек, Всеведущий и Вездесущий, Твом очи на каждом клочке пространства и Ты знаешь, как устроить нашу жизнь. Пусть же мы будем Тебе подражать, и взглядом быть подобными милосердным матерям, а слоовом—учёным мужам, и, Пресвятую Деву вспоминая нынешним постом, поучимся, как быв женою, изрекала слова мудрости, и как Ты, будучи мужем, являл милосердную о Ней и нас заботу, да зрим перед собоц небесную семью и беседуем с нею, просвещаясь словом святым и утешаясь ликом небесным Тебя, святых и Девы. Аминь.

Иконографический этюд 7.

Нерукотворный Спас. В Твоём лике, о Господи, ясность, внимание и Вопрос. Вопрос о том, с Тобою ли мы, принимаем ли мы Твою благую весть. Если Твой лик изобразится на ткани души нашей, Он закроет греховные дырки на ней.  Душа осветится светом нимба Твоего, и власы, не падающие без воли Твоей и душу соделают всю рабою Твоей святой воли. Это будет сделано не только нашими усилиями, но и Твоей Божесивенной рукою, ведущей нас по жизни к спасению. Если мы спасёмся, мы дадим верный ответ на Вопрос, нам заданный нам заданный Тобою с вниманием и ясностью. Аминь.