Размышления о смерти Часть 1

Николай Москвитин
Темы «Литература о смерти: то, что знаю».

Часть первая. Библейские и святоотеческие темы.

1. «В тот день, когда с этого древа вкусите, смертию умрёте» Ветхий Завет, перед Грехопадением.

Бог сотворил человека из праха, чтобы он смирялся, именно чтобы уберечь Адама от греха, ведь враг уже существовал. Таким образом, вполне возможно было оставление Адама в раю...до не которого моментв. Бог дал ему заповедь возделывать и хранить райский сад вместе с женою,а чтобы Адам и Ева сохранили свои силы, дал возможность пользоваться своими благами, всеми плодами со всех деревьев, кроме одного. Нет, не древа жизни, хотя оно и давало бессмертие, а Древа Познания Добра и Зла, которое давало смерть. И почему-то ева поверила искусителю, хотя у неё уже было древо бессмертия и захотела съесть плода с древа, дающего только смерть. Почему? И что значил этот её акт?
Святые отцы находят ответ в разрушении соборности, также в том, что Ева не сохранила чистоту исповедывания. Она ответила змию правду,а Богу солгала. Адам, не говоря со змием, говорил с лучшей змия женой, её вид мог бы напомнить ему о Божией красоте, и он мог бы отрешиться от греха, но  нет.
Первые люди фактически узурапировали право Бога решать, что такое добро, а что такое зло. Мы ещё можем знать, что такое хорошо, а что такое плохо, но лишь в тех пределах, которые начертал для нас Бог, а проникать во всё он нам власти не дал. Если бы Ева вспомнила про свойства Божии, она не поверила бы змию. А она вспомнила только его слова, но не свойства. Т.е. этим она уже проявила свою глупость. И уже пребывала в контакте не с Богом, а с дьяволом. И. Согрешивши, увлекла в грех и своего мужа. Однако, они не стали ненавидеть Бога сильно, они стали его бояться. Когда Бог сделал попытку вернуть их в нормальные отношения с собой, спросив «Где ты?», Он имел в виду вопрос «С кем ты», но Адам с Евой, вступив один раз в разговор со Змием, разучились общаться с Богом. И начали сваливать вину один на другого и Бога, а другая на третьего. Адам в итоге даже согрешил ничуть не меньше, чем Ева, потому что оправдывался дважды, хотя Ева и была родоначальницей человеческого греха.
И, когда мы начинаем обвинять других в тех или иных своих проблемах, мы уподобляемся прародителям. Именно сваливание вины и приводит к напряжённости взаимоотношений, так часто возникающих в социуме. Исповедь, в которой мы эти взаимоотношения должны восстановить, не должна содержать такое сваливание вины. А не восстановив хорошие связи друг с другом, мы тем более не восстановим их с Богом. Прародители помирились после рождения детей, и только тогда стали чувствовать снова радость.  Только такой скорбью напряжённости взаимоотношений они привелись к Богу, и с многими из людей это происходит именно так.  И, когда все каются, соборность восстанавливается. Никто уже никого ни в чём не обвиняет, все, как истинные христиане, носят бремена друг друга, не только не обременяя друг друга обвинениями, но и сотворяя акт любви.
Но нет третьего состояния—не с Богом и не с дьяволом. Если в науке и появляется четвёртое исключённое, то это только потому, что есть проблемы, которые может решить только Бог. И мы не должны дерзать открывать теоремы о том, как вывести невыводимое ни из каких доступных нам систем аксиом следствие. Быть может, для этого надо миллион аксиом. Поэтому там, где Богу надо доверять, т.е. в вопросах спасения, связанных с возможностью вечных страданий, там никакого «включённого третьего» существовать не может. Именно эта наша немощь в логике явилась научным дополнением имевшегося с самого начала знания, что мы созданы из праха и нам надо смиряться. И это смирило нас в научном мире.

2. «Если бы люди не согрешили, они бы оставались бессмертными», богословская фраза.

Как уже говорилось, Ева почла для себя Древо Смерти милее Древа Жизни. Почему же враг не уничтожил древа жизни—ведь так бы Ева и Адам тоже бы умерли. Ответ простой: не мог. Поэтому Адам и Ева и не могли бы умереть, если бы не нарушили заповедь. Диавол может переселяться во все точки, где есть противоречие добра со злом, а там, где только добро, он присутствовать и не может, а там, где только зло, не хочет. Как видно, он не мог коснуться Древа Жизни, потому что в нём было только Добро. Он не хотел оставаться в аду, где только зла, а решил полакомиться противоречием. Именно в те минуты, когда всё решится, когда одни пойдут в муку вечную, а другие в жизнь вечную, диавол лишится этого единственного для себя утешения—быть в местах противоречия добра со злом. И в Раю уже не будет никакого запретного древа. Однако, если бы не было грехопадения сразу, оно бы могло быть потом. А теперь через акт грехопадения Господь устроил так, чтобы оно больше не стало возможным. Это акт его милосердия к нам. Поэтому мы сначала согрешаем, а потом в зависимости от покания или не-покания попадаем в своё место.

3. «После смерти перемена человеческой души уже не возможна», богословская фраза.

Итак, после смерти наша судьба решается. Точнее, после страшного суда. Почему же перемена невозможна. Ещё было бы понятно, если бы закоренелые грешники не могли вновь обрести тела. А они обретают после страшного Суда. По всей видимости, Богу неугодно, чтобы нераскаянные грешники спасались. В тексте про Лазаря и богача говорилась, что «ни от нас к Вам, ни от Вас к нам нет перехода». Тем не менее известены случаи возвращения людей к жизни для покаяния, сошествия Господа и даже Ангелов во ад. Но это редко и только по воле Божией, рассчитывать на это не приходится. При жизни люди утешаются больше, чем злые духи—не только противоречиями добра со злом, но и добром, с другой стороны, после Страшного Суда для некоторых из них был бы очень резкий переход от вполне-утешительного состояния  до состояния полностью-неутешительного. Именно поэтому Бог учредил бытие в аду некоторых грешников, дабы для разнообразия путей Своих сделать так, чтобы эти люди хотя один раз утешились противоречием добра со злом на страшном суде, когда и добрые, и злые дела их бы открылись, или вовсе перешли обратно, причём опять не резко.
У католиков есть Чистилище, образ которого в православии—души праведников на Лоне Авраамовом, а также грешнкиов в аду до Страшного суда. Т.е. существует—в прошлом, настоящем и будущем—целых два института, напоминающих чистилища. Но после Жертвы Христовой один из них был уничтожен, а после Второго Пришествия будет уничтожен и второй. В них просто не будет необходимости в силу Божественной воли. Дело в том, что система, порождённая грехом, не может не дать плоды греха. Именно поэтому в принципе было невозможно, чтобы после грехопадения грех ушёл из жизни всех людей. И для кого-то возврата к Господу не будет. И если чего уж и бояться, так именно этого.

4. «Смерть—последняя епитимия», богословская фраза.

Смерть может стать последним наказанием для человека, и он избавится от зла. Фраза эта написана для душ, которых Бог спасёт. Очень редки случаи, когда люди восходили к Богу в теле—наиболее известны Енох, пророк Илия и Дева Мария. Потому что такова воля Божия. Только этим жало греха вынимается из человека, только Богом восстановленные связи с добром могут победить связи с злом, это достигается через смерть и мытарства....либо, что тоже бывает, через блаженную смерть, когда душа нуждается в освобождении от память о греховных чувствах, а значит, и от тела, но сама уже вполне чиста. Для такой души вся епитимия будет заключаться только в ожидании смерти, ибо срок последний Бог мало кому открывает, и есть немного совсем святых, не восшедших в теле, когда они умрут. Есть также святые, чьи мощи сохранились, а души на небесах. Чем это-то объяснить. Как видно, только желанием Господа просалвить Своё имя. Т.е. разнообразхие целей Божиих, которое присуще Его природе (ибо Он предвидит все варианты) и приводит всегда к множеству вариантов судеб, в том числе их концов.


5. «Не бойтесь убивающих тело, ...бойтесь убивающих душу».  Анализ слов Христа.

Страшнее всего, как Вы уже поняли, погибнуть навеки. Именно поэтому потеряв только тело, нам нечего бояться. А если наше тело не умрёт, но повредиться, за кроткое перенесение страданий опять же даруется Царство Небесное. Именно поэтому, ни об убивающих тело в буквальным смыле, ни об обивающих тело в переносном смысле, недо думать со страхом: вот, я сейчас потеряю сознание, сейчас я попаду в бездонную пропасть или в туннель с белым светом...Никакая мистификация смерти никому не приносила пользы в жизни, как мы это позднее увидим во второй части. О таком страхе, который приятен душе, писал, например, Пушкин в Евгении Онегине: «Татьяна верила преданьям//Простонародной старины,//И снам, и карточным гаданьям,//И предсказаниям Луны....» и вскоре про то, как она романтизировала страх. Однако это неполезно, так как содержит грех. Правильное отношение к физической смерти—отсутствие страха перед ней, и правильный чёрный юмор построен именно на физической смерти, а не духовной. И здоровые люди правильный чёрный юмор будут принимать с улыбкой, а неправильный—со страхом. Не бойтесь убивающих тело, бойтесь убивающих душу!

6. «Нет ничего больше, как если кто положит свою душу за други своя». Анализ слов Христа.

Естественно, боясь смерти духовной, люди могут желать смерти телесной с целью делания невозможности смерти духовной. Именно такой мотив у героев и самоотверженных людей, и это их психология. Явление любви жизнью ещё не так похвально, как явление любви смертью, потому что последнее хотя и желательно для умирающих, но сопряжено со страданием. Но они уже не боятся физической смерти, поэтому не боятся и причин страдания, связанного с физической смертью. Закон страдания от неестественной смерти объясняется достаточно просто: нарушение привычного состоянии слишком быстрым способом рождает усиленное чувство боли в голове человека. Кроме того, герой, умирающий за друг, утешает и самого друга, ещё и являя пример настоящей дружбы, так и что и сам друг, и очевидцы поступка, как правило, спасаются. А почему же большего нет? Потому что в этом заключается весь человеческий род. В конечном счёте это все люди, а «Други» сказано лишь из-за человеческой немощи. Впрочем, бывали случаи и смерти за врагов, например молящихся в плену и концлагерях за своих мучителей, т.е. случаи смерти мученической за врагов. Кроме тго, важно учитывать ещё, что враги могут остаться внутри себя врагами для жертвующего собой ради них человека. Господь всегда говорит нужные слова. Таково объяснение этой фразы.

7. «Смерть, где твоё жало//ад, где твоя победа», известный богослов: значение жертвы Христа;

Умершие за Господа люди оказываются в раю. Это стало возможно после смерти Христовой. Хотя и сейчас находится немало очень унылых людей, живущих «без просвета», зло стало как тень. Даже злые атеисты говорят слово «Господи», даже разбойник сострадает семье Марии и не убивает Младенца Христа, даже и Пилат относится к Христу по человечески. Абсолютного зла нет. А теперь открылась возможность перейти от тени к свету. Бог фактически, не найдя возможности привлечь заражённые грехом сердца, излил на них свет, дабы они, хотя познав, что такое Свет, сами направились к свету. Это достигается в таинствах церкви. И такие люди аки звёзды в ночи, и являясь светом, освещая тёмный объект, рождают тень, и сам этот объект, а именно душа, видя эту тень, начинает думать о её причине. И тоже обращается к Свету, который излился на неё. Поэтому победе не остаётся место: свет душ и свет Христа освещает всех людей, и они видят свои тени и обращаются к Нему. А те, кто всё же это не делают, тем не менее начинают реагировать на свет, они могут творить меньше зла, чем творили до этого, в худшем случае, у них остаются только знания о добре, а не Любовь, но сами эти знания согревают их. Яд вынимается из души, вся уверенность врага в победе рушится, нельзя назвать победой частичную победу, нельзя назвать жалом показанное, но не вонзённое жало.

8. Иуда: смерть предателя.

Итак, всё же есть предатели. Грешившие даже после пролитого на них света Евангелия, они, как видно, были одними из нерадивых учеников, указанных в притче как «место при дороге», «каменистое место» и «место, окружённое терниями». Они оттолкнули протянутую к ним руку, будучи крайне горды. Они, наверное, думали, что она их ударит, не понимая, что бьют не по их добру, а по язве, дабы она из них выскочила. Эти люди не готовы страдать, так как изнежились жизнью. И выбравших нечестную жизнь без Бога последний проклинает и кого-то приводит к Себе, а кому-то попускает впасть в предательство. Смерть предатели Иуды была после чувства раскаяния, т.е. он как бывший апостол получил шанс покаяния, но он думал, что эти угрызения совести будут невыносимы для него, и предал Бога второй раз. Пётр предал Христа даже три раза, но эти предательства не были столь тяжкими и он покаялся. Мы видим, что Господь опять являет все варианты судеб, какие считает нужными со всеми видами решений каждой из одинаковых проблем, которые встают перед людьми. И если от чего-то погиб один человек, от этого оживёт другой. Это закон жизни, и если бы не было отрекшегося Петра, в истории через любое время был бы какой-нибудь отрёкшийся человек. Ход истории приводит Человечество к совершенной гармонии добра и зла, и только разная активность людей объясняет, почему злых людей оказывается больше, чем добрых. Жизнь в широком пути, жизнь предателя в любом случае должна существовать, но как важно, чтобы этим предателем оказался не ты. Чтобы ты прикрыл грех предателя. Молитвой за него, другим добрым делом. Исповеланием имени Христова. Поэтому все возможные предательства надо знать, поэтому должно быть зло в литературных произведениях.

9. Memento mori, латинская присказка.

Боясь такой же участи, которая постигла Иуду, будем помнить о смерти. Полезно прямо написать, можно и по-русски, т.е.так: помни о смерти! Memento mori! Записка будет овеществлять мысль о смерти, и таким образом будет контакт со зрением, а может быть, и тактильный. Последнее может быть и в приложении к мощам. Произнесённое вслух, оно будет влиять и на слух, Встреча с трупом может дать понять это и обонянию. А болезнь из-за отравления даст почувствовать это и вкусу. Таким образом, смерть может напоминать о себе через все чувства. И мысль-памятование о смерти без контактов основных пяти чувств будет шестым чувством-памятованием о смерти. Поэтому наиболее традиционная записка «Помни о смерти» может существовать и в другой форме. И это действительно подтверждает история. Кто-то готовил себе гроб. Кто-то, быть может, часто присутствовал при похоронах или ходил на кладбище; кто-то пишет стихи о смерти и зачитывает друзьям. Кто-то делает всё из вышеописанного. Кто-то, правда, с другою целью, принимает горькие лекарства. Яд, конечно, насильно принимать нельзя. Но горькие лекарства тоже напоминают о смерти, несмотря на то, что подтверждают жизнь. И это может быть ещё одним, быть может, до сих пор незамеченным, плодом болезни. Так что весь человек может быть переведён в напоминание о смерти, и эта специальная форма существования, которая будет в одном из новых фантастических романов моего авторства.

10. «Тот, кто будет постоянно думать о смерти, вовек не согрешит», богословская фраза.

Если мы будем думать о смерти, мы не будем думать о грехе, потому что первое—добро, а второе может быть и добром, и злом, но если добром, то иного вида, а если же злом, то следует иметь ввиду: доброе и злое в жизни одного человека неодновременны. Мысль о смерти может быть результатом греха, но грех не может быть результатом мысли о смерти. Поэтому возвращение из мысли о смерти к греху, может быть только от внешнего влияния—злых сил, грехов людей. Поэтому интраверты и экстраверты имеют разное отношение к возможности возвращения ко греху после мысли о смерти, как раз именно первые этому менее подвержены. Вот он «Эгоизм с оборотной стороны» Люди, не до конца сведущие в вопросах религии и психологии, конечно, могут ошибаться. Даже не понимая, что осуждаемые ими люди, во-первых, не виноваты, а, во-вторых, ещё и имеют преимущество. Они больше думают о смерти и меньше подвержены грехам.

11. Воскрешение мёртвого: с какой целью?

Какая же цель в воскрешении мёртвого? Если смерть—такое благо, и в настоящем, и в будущем смысле, если только смерть даёт вход в новую жизнь подавляющему большинству людей и если только думы о смерти одни всегда могут нам быть полезны? Эта цель—в даровании веры другим людям, также для того, чтобы они познали и самую смерть через возвратившихся очевидцев, и загробную жизнь, в которую сами попасть не могут, так как тогда их пришлось бы поместить во ад. Кроме того, воскрешение людей осуществляет возможность, которая без этого могла бы осуществить только машина времени, которую придумать невозможно. Но Бог использовал своё могущество не для создания машины времени, хотя в принципе Он и может создать такую машину. Но это людям было неполезно, потому что в этом случае у времени была бы другая мерность, и это были бы другие существа. А зачем? Решение Бога об одномерности времени связано с тем, что человек в двухмерном времени мог выбрать бы и добро и зло, либо же зла могло бы быть больше. И поскольку первое невозможно, было бы возможно второе. Именно поэтому нужно было воскрешение мёртвых.

12. «Ежели что и смертоносное выпьют, не повредит им»: с какой целью было так в Деяниях сказано?

Зачем же насильно умерщвлять других? Ведь это преступление. А тут оно ещё и к результату не приводит--? Возможно, умерщвляющие не знали о резульртате давания смертоносного, но в любом случае естество апостолов было изменённое. Как и всех святых людей. Поэтому это было сказано с целью прославления имени Божьего, когда он угодных ему людей наделяет сверхъестественными дарованиями, причём уже в этой жизни. Уже были рассмотрены сверхъестественные дарования после смерти—Лоно Авраамова, вечная жизнь, во время смерти—мощи, и теперь мы переходим к дарованиям во время жизни. В принципе, описанное выше дарование делает жизнь святых людей более безопасной, но не намного, ибо других опасностей полно. Такая неполнота благодати дана людям для смирения, ибо злые духи, более могущественные и ныне, и когда-то и более мудрые, чем люди, злоупотребили своим могуществом. Поэтому неотравление явствами может ещё и ограничивать желание людей. Вот с какими целями это сказано.

13. «Без воскресения Господа Иисуса всё христианство было бы тщетно», богословская фраза

Если воскресение людей так необходимо для полноты бытия, то воскресение Христа было с другой целью. Цель эта была в том, чтобы дать самую возможность воскресения в жизнь вечную. А без этого воскресения люди попали во ад, т,е. Не избавились бы от греха. И никакие попытки со стороны человека не могли без внешнего, негреховного Источника привести к спасению. В принципе, добро могло существовать, но оно не было бы вечно, оно бы погашалось злом. Нужен был неприкосновенный источник, Неопалимая Купина. Кроме того, не было бы главного Смысла, не было бы стимула. Ибо если самый главный вопрос нерешён, решение менее важных вопросов к решению его не приведёт. А все люди задавились меньшими вопросами. Только Бог мог правильно задать вопрос о спасении и правильно на него ответить. И именно поэтому до сих пор невозможно вполне познать тайну спасения. Но можно бесконечно приближаться к ней и знать о ней сколь угодно много. Поверьте, в тексте, который соответствовал бы содержанию Тайны Спасения было во много раз больше слов, чем во всех текстах за все времена. Неудивительно, что святые отцы и сказали, что без Воскресения Христова всё было бы бессмысленным.

14. Условность термина «Смерть души»: абсолютного зла нет.

Абсолютного зла нет. Смерть души—это синоним омертвения, причём последний более точен. Потому что память о Добре истребить нельзя.  Никакими грехами. Можно, правда, дезориентировать человек, навести злом в голове человека хаос. Но, если бы душа и правда была мёртвая,  она бы просто не существовала. Она действует, а действие—признак жизни. Истинный смысл термина «Смерть души»--крайне унылое, лишённое света и радости состояние. В этом состоянии добрые мысли повисают без применения. Именно поэтому нужно искать добро в себе, потом обращаться к Источнику добра и просить спасения. Господь спасёт нас! Абсолютного зла нет! главное—как можно больше быть причастными Добру, и тогда мы будет вкушать от Древа Жизни, от Того, кто Путь и Истина—от Христа, от Его плоти и крови, от Его благодати.

15. Участие в панихиде как долг православного христианина.

Долг православного христианина включает участие в панихиде. Тех, кто умер, надо поминать, поскольку, как уже было сказано, они не могут сами изменить свою Судьбу, а наша смерть закроет такю возможность для нас, однако «блаженны милостивыи, яко тии помилованы будут». Кроме того, на панихиде мы поминаем многих, значит, с большей вероятностью какие-то из людей будут обращать внимание на те или иные имена. Т.е. поскольку панихида—соборное делание, Бог посреди молящихся и их молитва сильнее. Кроме того, те отношения которые нас связывали с умершими людьми, не должны отмирать все, а, напротив, важнейшая их часть,т.е.  духовноные отношения, должны сохраняться. А имена поминаемых будут напоминать нам о знакомых людях с такими именами, только такое воспоминание должно быть  непроизвольным, так как иначе мы нарушим принцип «Соборности». Но уверяю Вас, подсознательно указанный элемент всё равно будет присутстововать. Таковы основания того, почему участие в панихиде—долг для православного христианина.

16. Посещение кладбища как назидательно полезная вещь.

Здесь Вы видите своих предков, отошедших ко Господу, имена и фамилии, и даты жизни стёрты временем на осыпавшихся надгробьях, у подножья которых или лежат цветы, или горит лампада в сосуде. Здесь Вы видиет символ Церкви—крест, то тут, то там напоминающий о себе, о вечности, о Боге. Дороги как бы соединяют, быть может, несоединённых в прошлой жизни людей...
Поработайте в своём участке, подметите дорожки, вызвавшись это сделать, положите цветы у подножия надгробья, зажгите лампаду.
Итак. Такое посещение кладбища для Вас будет назидательным и полезным.

17. Выхождение души из тела и возвращение обратно: с какой целью.

Иногда души людей, вышедши из тел, возвращались обратно. Так было при воскрешении лазаря и при других воскрешениях Иисусром Христом, пророками, апостолами, святыми. Но для чего? Чтобы: прославить Господа, сподобившего кого-то воскресить человека; наставить людей, преподнесши им яркое свидетельство о существоавнии и характере загробной жизни; дать повидаться родным и неродным людям для утешения и наставления; наконец, просто очистить воздух и землю от тления. А потом эти души опять восходят на небо...