Честь имею! Часть 62. Накануне перестройки

Александр Ковалёв 7
Глава V11

На финишной прямой
       (1986—1993 гг.)

В условиях перестройки, развернувшейся в стране и армии, перед коллективом училища встали задачи решительного перехода к интенсификации учебно-воспитательного процесса, приближению обучения к тем требованиям, которые предъявляла к выпускнику служба в войсках. В этот период училище возглавил генерал-майор Н. Гайдук.
В это время был осуществлен комплекс мер по дальнейшему совершенствованию процесса обучения и воспитания, повышению качества командирской и методической подготовки офицеров, укреплению организованности и дисциплины, углублению и закреплению знаний, прочных умений и навыков курсантов, обеспечению дальнейшего роста престижа отличной учебы.
В этот период стало практиковаться применение в учебном процессе активных форм и методов проведения различных видов занятий. На кафедрах в ходе преподавания предметов обучения применялись структурно-логические схемы, опорные сигналы, учебно-тренировочные карты. Использовались такие формы и методы активизации обучения и усвоения учебного материала, как диалоговые лекции, «круглые столы», «политбои», «мозговые атаки», «мозговой штурм», ролевые игры, творческие дискуссии, пресс-конференции и прочее.
С этой целью в 1990 г. совместно с кафедрой общественных наук Орджоникидзевского зенитно-ракетного училища ПВО имени генерала армии И.А. Плиева авторским коллективом (В.Н. Гуменюк, А.П. Ковалев, Л.В. Мардахаев, И.Т. Сиднев, Х.М. Хабибуллин) было подготовлено учебно-методическое пособие «Активные методы и формы обучения и их использование в подготовке курсантов». В 1991 г. полковник Б.П. Лазыкин и подполковник В.Н. Шевченко разработали с учетом специфики училища программу обучения с использованием ЭВМ.
На кафедре марксизма-ленинизма, под руководством ее начальника кандидата философских наук В.Н. Беликова, основные усилия были сосредоточены на приближении преподавания общественных наук к требованиям реалий жизни, повышении идейно-теоретического и методического уровня проводимых занятий, формировании у будущих офицеров научного мировоззрения. Преподаватели кафедры В.Н. Гуменюк, А.Е. Кодзаев, А.П. Ковалев, Б.П. Лазыкин, и В.Н. Шевченко активно внедряли элементы проблемного обучения, использовали на занятиях структурно-логические схемы, технические средства обучения.
В ходе семинарских и практических занятий по партийно-политической работе, основам психологии и педагогики полковники С.П. Богданов и X.М. Хабибуллин умело применяли такие формы обучения, как деловые игры, ролевые ситуации, решение логических задач, определение практических заданий, которые вооружали курсантов умениями и навыками, необходимыми будущим офицерам в их практической деятельности. По отдельным темам истории кандидат исторических наук А.А. Гальперин и подполковник М.И. Юрченко проводили занятия в музеях города и училища. Они постоянно стремились привить курсантам интерес к прошлому и настоящему нашей страны, народа, Вооруженных Сил.
По инициативе преподавателей И.Н. Багаратьяна и В.Н. Тонких некоторые занятия по политической экономии проходили на крупнейших предприятиях города. В ходе их проведения на примере практической деятельности конкретного завода курсанты знакомились с ходом экономических реформ. В целях более полного учета требований, предъявляемых к молодым офицерам в войсках, на кафедре регулярно организовывались встречи с выпускниками, проходящими службу в войсках, был заведен журнал учета их отзывов и пожеланий.
Интенсификации образовательного процесса во многом способствовало и создание учебно-методических пособий по наиболее сложным темам. Все проводимые занятия носили ярко выраженный военно-прикладной характер. Большое значение коллектив кафедры придавал индивидуальной работе с курсантами, поддержанию тесной связи с командованием и активом батальонов.
Для преподавателей кафедры иностранных языков, возглавляемой А.П. Бутенко, характерным являлся постоянный поиск путей интенсификации учебных занятий, вооружение курсантов твердыми знаниями иностранного языка. Преподаватели М.Д. Гадзиева, Т.И. Иванова, Л.П. Полунина помимо учебной деятельности проводили большую воспитательную работу, активно участвовали в проведении тематических вечеров, диспутов, других мероприятий в подразделениях.
Преподаватели физики и математики Т.И. Гарагуля, Г.А. Кайгородова, Е.И. Озернова особое внимание уделяли формированию у курсантов прочного теоретического фундамента, необходимого для глубокого овладения боевой техникой и военной специальностью.
Постоянную заботу о совершенствовании физической закалки офицеров и курсантов училища проявляли преподаватели кафедры физической подготовки и спорта. Под руководством офицера В.В. Козлова кафедрой была проделана значительная работа по совершенствованию спортивной базы училища. С этой целью был построен городок для интенсивной отработки силовых упражнений, в горно-спортивном центре оборудованы горная полоса препятствий, место занятий по рукопашному бою.
В обучении и воспитании курсантов особая роль принадлежит командирам и политработникам учебных подразделений. Офицеры A.В. Варданян, Ю.П. Горев, Ю.В. Жаров, Н.С. Захаренко, Н.Ф. Калашник, В.Ф. Корниенко, С.М. Кучерявый, В.Б. Лащевский, С.В. Лыткин, B.В. Малахов, С.А. Миненко, А.В. Митусов, С.В. Митусов, Н.Ф. Самохвалов, О.А. Сечин, В.В. Стукалов, В.В. Титов и многие другие уделяли первостепенное внимание вопросам обеспечения примерности подчиненных в учебе и службе, воинскому воспитанию, укреплению дисциплины и организованности. Многие из них за высокие показатели в подчиненных подразделениях неоднократно поощрялись командованием, а старшему лейтенанту О.В. Дерию, взвод которого на протяжении нескольких лет был одним из лучших, в 1988 г. была вручена медаль «За боевые заслуги».
Большой вклад в организацию учебного процесса, развитие и совершенствование учебно-материальной базы вносили подразделения обеспечения учебного процесса. Офицер А.А. Демиденок, прапорщики А.М. Цвиринько, В.Г. Рассказов, сержант Б.Н. Жуков, рядовой В.Н. Шпак и другие своим добросовестным воинским трудом решали важные задачи качественного обеспечения занятий, активно участвовали в строительных и ремонтных работах.
Большие усилия для повышения качества учебы, поддержания боевой техники и транспортных средств на должном уровне прилагала техническая часть, которой руководили заместители начальника училища по технической части и вооружению полковники П.И. Васильев, а затем В.Н. Яринич.
В организацию учебно-воспитательного процесса, жизни и быта училища вносили свой вклад рабочие и служащие Советской армии — преподаватели и лаборанты, работники отделов и служб, машинистки, официантки и повара, сотрудники библиотек, медицинской части и др.
Большие и ответственные задачи, от которых в полной мере зависит использование человеческого фактора, настроение курсантов, решали службы материального обеспечения. Вопросы быта, питания, обмундирования курсантов — задачи первостепенной важности, на их решение направлялась деятельность полковника В.А. Деяхина, рабочих и служащих Н.Д. Бармуты, О.Н. Насоновой, Е.В. Шаховой и др.
Оперативному решению всех вопросов жизни коллектива училища, обеспечению нормального хода учебного процесса во многом способствовали работники отделов училища офицеры Е.А. Сысолетин, В.Г. Ярцев, К.П. Малхасьян, рабочие и служащие Советской армии М.П. Сухоруков, В.А. Подобед, В.Е. Палаш и др.
Активный вклад в учебный процесс вносил коллектив типографии училища, возглавляемый заведующей Г.С. Бычковой. Многие здесь, как, например, Н.А. Огиенко, трудились по 15—20 лет.
Важное место в обучении курсантов занимали учебно-производственные мастерские, где начальником был офицер С.Н. Левенец. В стенах мастерских курсанты получали практические навыки в работе на различных станках. Большинство изделий, изготовленных здесь, шли на укомплектование и пополнение учебно-материальной базы.
Постоянную заботу и внимание о здоровье личного состава проявлял коллектив работников медицинской службы, возглавляемый Л.Р. Осиповым, а впоследствии В.С. Колесниченко. В поликлинике на протяжении длительного времени трудились ветераны училища И.А. Соколова, З.Н. Буреш, Р.А. Попандопуло. Они вкладывают в свою работу душевность, чуткость и заботу о больных.
Большой вклад вносили в организацию и обеспечение образовательного процесса работники библиотеки Н.П. Сизова, ветеран труда Н.В. Илларионова и др. Коллектив библиотеки активно участвовал в культурно-воспитательной работе, привитии курсантам любви к книге и умения работать над собой.
Значительную организаторскую и воспитательную работу с членами профсоюза на этапе перестройки проводил актив и профсоюзный комитет училища, возглавляемый служащим Советской армии Г.А. Вечер. В успешном решении задач, стоящих перед коллективом училища, немалая заслуга была ветеранов труда Т.И. Гарагули, В.И. Зыряновой, Т.И. Ивановой, В.А. Суворовой, Л.С. Полуниной, Л.Д. Петриковской, Л.В. Протасовой и др. Неоднократно выходили победителями социалистического соревнования профгруппы кафедр и служб, возглавляемые А.П. Бутенко, Г.С. Бычковой, Е.И. Озерновой, В.А. Старкиным.
Примером добросовестного отношения к выполнению своих обязанностей являлись участники войны, трудившиеся в училище Ю.А. Архипов, Н.Д. Бармута, А.А. Гальперин, А.Я. Гринсон, В.И. Козюбенко, А.Т. Костенко, М.А. Марчешкин, Н.А. Огиенко, В.Е. Палаш, Н.И. Слепихин, Л.В. Соловьева, М.П. Сухоруков, Д.С. Тюрин, В.И. Яковлев.
Заслуженной славой в коллективах пользовались ветераны училища О.С. Албазина, И.Н. Багаратьян, Л.А. Путренко, Н.Т. Спиряев, И.Ф. Ходоренко, П.М. Целиди, Н.С. Шумаков и др. Большую работу по военно-патриотическому воспитанию курсантов проводили ветераны училища, участники Великой Отечественной войны, бывшие выпускники, Совет ветеранов вуза, возглавляемый И.А. Цогоевым, активно ведший поиск выпускников училища, отличившихся в боях, поддерживавший с ними активную переписку, организовывавший встречи выпускников с курсантами, походы по местам боев.