Глава 8. Друг

Ольга Прилуцкая
   Отметив девять дней бабушке, Светлана улетела в Красноярск. Мама осталась с дедом. Она стала поговаривать о своём возвращении в Союз. Папа соглашался, но настаивал на том, чтобы осесть в Украине. За эти годы они отвыкли от морозов. А Свете нужно было устраиваться на новую работу, искать жильё для себя. Хорошо ещё, что часть её вещей забрала к себе Люда, а остальные хранит бывшая уже соседка по комнате Ира. Вещи тоже надо собрать в одно место. У Светки в буквальном смысле слова голова шла кругом от мыслей и забот. После того, как она в первый раз в своей жизни грохнулась в обморок, у неё часто кружилась голова. Видимо, сказалось напряжение последнего времени. Мама боялась, что у неё возобновилась анемия, которой Света страдала в детстве. Только отдых на Чёрном море тогда помог девочке избавиться от этой болезни. Надо бы и сейчас съездить на море. Мама снабдила дочь деньгами и велела, чтобы Светка, решив проблему с вещами, обязательно поехала отдохнуть на черноморское побережье. На работу успеет устроиться. Слава Богу, финансы позволяют пока содержать единственную дочь. А вообще, лучше бы показаться врачам. Светка и сама так думала. Но патологический страх сковывал её при одной мысли о походе в поликлинику.
   Перед тем как лететь из Алдана в Красноярск, Светлана позвонила Людмиле на кафедру и попросила встретить её.
— А Шурик? Он разве не будет тебя встречать? — задала Людка подруге вопрос, которого та ожидала и  боялась услышать.
— Нет, не будет, — ответила Светка и добавила, желая пресечь дальнейший разговор на эту тему: — Его больше нет. Для меня.
— Поняла, — тактично сообщила Людка, на самом деле ничего не поняв.

   …Врезавшись вместе с другими пассажирами их рейса в толпу встречающих, Светка пыталась отыскать в ней Людмилу. Вдруг за её спиной раздался до боли знакомый голос:
—  Привет,  Старуха!  Ты откуда?
—  О,  Господи!  А  ты  откуда?  Как  ты  здесь  оказался?
Перед  ней стоял Салогуб — возмужавший,  загорелый,  в  модной  джинсовой  паре.
—  Пролётом, — отмахнулся  от  её  вопроса  Володька.
—  А  я  из  Алдана.
—  Ага,  где  золото  моют  в  горах?
— Да, — грустно улыбнулась Света, вспомнив то далекое время абитуры.
— Тебя встречают? Ждёшь кого-то? — спросил Салогуб.
— Люда должна была приехать, — ответила Светлана, оглядываясь по сторонам.
— Наверное, не смогла. Видишь, от встречающих этот рейс уже никого не осталось. Пошли забирать твой багаж.

   Получили сумки. Володька легко подхватил их, запретив Светке  прикасаться к  ним. Отговорив её от автобуса, потащил на стоянку такси. В машине ехали молча. Салогуб назвал водителю адрес Студгородка. Когда проехали квартал, в котором живёт Володя, Светка с удивлением на него посмотрела.
— Ничего, я успею, — успокоил он её.
   Поднялся вместе с вещами в комнату Людмилы. Дверь открыла Вера Григорян.
— Вера?! Что за день сюрпризов у меня сегодня? — ахнула Светка.
— Это ещё не всё! Проходи! — засмеялась Вера, обнимая Свету.

   В комнате за столом сидели Сущевская, Спесивцева и Кимуся.
— Девочки! — у Светки на глазах появились слёзы.
Нервы стали ни к чёрту! Ей хотелось смеяться и рыдать одновременно. Значит, стянуты все силы для дружеской поддержки…
— Ой! А со мной же Салогуб приехал! — вспомнила вдруг Света.

   В комнату вошла Людмила с кастрюлей, из которой шёл пар и вкусный запах пельменей.
— Привет, подруга! Его я в магазин отправила. Не сердишься, что я тебя не встретила?
— Обошлась. Привет! А что случилось? — спросила Света.
— Ну, видишь, гостей понаехало! — махнула рукой Людка.
— Ну, ты даёшь! А я ведь могла тебя ждать в аэропорту, чёрт знает сколько. Я как-то привыкла обещанное выполнять и от других жду того же. Я тебе письмо от тёти Ани привезла и ещё кое-чего по мелочам. Потом выдам.
— Всё хорошо, что хорошо кончается! — подвела итог разговора на эту тему Сущевская. — Как долетела?
— Нормально! Он что, тоже с нами ужинать будет? — спросила Светка, имея в виду Салогуба.
— А что тут такого? Жалко, что ли? — спросила Спесивцева.

   Светка неопределённо пожала плечами. Одна Кимуся молчала всё это время, излучая добрый свет из своих глаз-щёлочек.
Вернулся Салогуб с бутылкой водки и коньяка. Сели за стол. Володька оказался рядом со Светкой. Людмила стала раскладывать горячие пельмени по тарелкам. Салогуб занялся напитками.
— Как Оля Бурачок? — вспомнила Света про подругу.
— У неё Олежка приболел. А то бы она тоже приехала, — ответила Аня Ким.
— А как ваши ребятишки? Не болеют? — поинтересовалась Светлана.
— Тьфу, тьфу, тьфу... — поплевала в сторону Спесивцева.
— Слава Богу! — Кимуся улыбнулась.
— Вот интересно, у корейцев Бог тоже с узкими глазами? — спросила её Сущевская.
— Тьфу на тебя, балаболка! — отмахнулась от неё Кимуся.
— Ну, чо попало! — возмущённо передёрнула плечами Спесивцева, слегка отодвигаясь от Сущевской, словно боясь, что Бог может перепутать, кто из них богохульствует.   
— Начинается! — засмеялась Светка. — Танька! Не трогай Кимусю! Ольги Бурачок на тебя нет! А где наша Лариса Романцова?
— Никто не знает! Испарилась дивчина, выйдя замуж! — констатировала Сущевская.
— Ну, за встречу, девчонки! — поднял рюмку Салогуб. — Ох, как давно я не ел ваших пельменей!

   Выпили. Молча стали кушать. Как обычно бывает в таких случаях, все сразу почувствовали голод.
— Танюшка! — обратился Салогуб к Спесивцевой. — А Труба не подойдёт?
— Вряд ли! У него заморочки с работой.
— Какие? Случилось что-нибудь? — удивился Володя.
— Ничего не случилось. Просто его приглашают на работу в два места, а он не знает, какое выбрать.
—  И  куда же? — поинтересовалась Люда.
—  В Братск и  в  Лесосибирск.
—  А квартиру дают? — спросила прагматичная Сущевская.
—  В Лесосибирске, хоть завтра. А в Братске придётся подождать.
— Так чего думать? Езжайте в Лесосибирск! — сказала Светка. — У вас ребёнок растёт. Сколько можно по чужим углам мыкаться?
— Жаль! — произнёс Салогуб. — Мы с Димкой опять ансамбль сколачиваем. Хотели его пригласить.
— Тебя что, с работы выгнали? — засмеялась Сущевская. — Или подрабатывать собираешься?
— Собираюсь. В отпуск хочу на теплоходе музыкантом прокатиться. Может, отпустишь его на один рейс? — попросил он жену друга. —  Или  вместе  поехали! Сын же у матери гостит?
— Я поеду с вами! — воскликнула всё это время молчавшая Вера Григорян. — У меня как раз отпуск приближается.
— А собирайтесь, девчонки, все! Возьмём вам отдельную каюту и поплывём из Москвы до Ростова и обратно!
— Так! — громко сказала Люда, поднимаясь. — Теперь давайте помянем Светкину бабушку, Клавдию Петровну Волевскую. У меня нет бабушек, так я её считала своей, как Светка. Добрый и умный человек она! Была... Жалко, что в прошедшем времени.

   Светлана опустила глаза в тарелку. Горькая складка пролегла у неё между бровями. Выпили молча, не чокаясь. У Светки закружилась голова. Она встала и вышла на балкон. Постояла. Посмотрела, как сумерки спускаются на Енисей, по которому плывёт большая баржа с лесом. Сзади кто-то подошёл, набросил ей что-то на плечи. А, это Салогуб надел на неё свою джинсовую куртку. «Брюки твои мне будут не по росту, Вовик!» — почему-то вспомнила Светка, как Лиля Мерзон хвасталась, что на ней хорошо сидят его джинсы.
— Поехали с нами, Старуха, по Волге и Дону! — предложил ей Володька.
— Тебе профсоюз поручил путёвки распространить? Со скидкой или стопроцентные? —  по привычке съязвила Света.   
— Для тебя бесплатная! — серьёзно ответил Салогуб.
— Мне сейчас только плыть осталось! Столько проблем!
— Нет таких проблем, которые нельзя решить!
— Ох, какой ты смелый! Я в детстве тоже чай горячий пила и всем говорила, что я смелая, как мой дедушка! — грустно улыбнулась Светка, вспомнив Алдан.
— Правильно! Кого бояться?! — засмеялся Володька. — Ну, перечисляй свои проблемы!
— На работу нужно устроиться, раз. С жильём что-то решить, два. И хотя бы вещи стащить в одно место на первое время, три.
— Всё очень просто решается! На работу можно устроиться к нам в ПМК. Общежитие тебе знакомо в Зелёной Роще. Вещи на первое время можешь стащить ко мне. У меня, если ты помнишь, квартира трёхкомнатная, — разложил по полочкам её проблемы Салогуб.
— Ну, я же говорю, что ты смелый парень, просто лихой казак! — покачала головой Светка.
— А я говорю, что некого бояться! — Володька посмотрел ей прямо в глаза, выдержав её долгий вопросительный взгляд. — И вообще, тебе пора выходить замуж.
— Да что ты говоришь?! — искренне удивилась Света. — Ты так считаешь?
— Да, Старуха! Я так считаю, — твёрдо ответил ей Салогуб, не отводя глаз. — Я специально для этого развёлся.
— Давно? — спросила растерявшаяся Светка только для того, чтобы что-то спросить.
— Давно. Я завтра приду, поедем вещи забирать из твоей старой общаги. Пока! — безапелляционно заявил он и ушёл, оставив обескураженную Светлану одну.

   Когда разошлись все остальные, Люда раскрыла для себя старенькую, видавшую виды раскладушку, уложив подругу на свою кровать.
—  Ну,  рассказывай!  Что случилось? — сказала она,  выключив  свет.
—  С  кем? —  горько  спросила  Светка.
—  С Шуриком. Об  остальном  я,  кажется,  знаю.
— Он полюбил другую. Огонь его любви горит не ярко, но ровно, — неожиданно для себя фыркнула Света. Нервное, видать.
— Вот идиот! Неужели, правда? Так и написал?! — громко расхохоталась Людка.
Светка не выдержала и тоже закатилась громким смехом. Так и смеялись они, пока слёзы не выступили на глазах.
— Прекрати, Людка! С нами с обеими сейчас истерика случится! И никакой он не идиот. Ну, если парень сумел так полюбить, что поделаешь?
— Да уж, не каждому дано так любить! «Не ярко, но ровно!» Это ж надо! А ты что?
— А я ничего. То есть, я сглупила немного, наверное. Написала ему письмо в стихотворной форме, дурочка, и отправила сгоряча по новому обратному адресу. Подумала, что раз он его написал, значит, всё-таки надеется на ответ, хоть и предложил больше не писать, не встречаться. А может, это просто привычка воспитанного человека отвечать на письма…
— Ага! Воспитанный! Нашёл время про свою любовь тебе сообщать, скотина! Не в том месте он воспитанный! Салогуб хоть и не такой воспитанный, а как узнал, что у тебя горе, хотел в Алдан лететь, чтоб с тобой рядом быть в трудную минуту. Еле уговорила ждать тебя здесь. Я ж не думала, что твой Шурик — такая гниль! Боялась, как бы они там не встретились, — распалилась Людмила.
— Так он не случайно в аэропорту оказался?! — настал черёд удивляться Светке.
— Ну, конечно! Он уже давно мне надоедает, всё про тебя расспрашивает!
— Говорит, развёлся с женой, — вспомнила Славуцкая.
— Давно уже! Я только тебе не говорила. Думала, что Шурик серьёзнее!
— Так ты что, считала, что, узнав о его разводе, я променяла бы Сашу на Салогуба? — искренне удивилась Светлана. — Нет! В тот момент я бы этого не сделала ни за что. Да и сейчас не знаю... Володька мне действительно, как брат. Мне даже кажется иногда, что я его люблю! Но так я любила бы брата, о котором всегда мечтала. Впрочем, мне сейчас совсем не до любовных переживаний. Столько горя в моём сердце, Люда, если бы ты только знала!
— Ну, давай спи, Светочка! Отдыхай! Бог с ними, с кобелями! Все они хороши, — как-то по-бабски горестно проговорила Люда. И добавила: — А Салогуб всё-таки мужик! И красивый, гад, стал! Я с ним однажды по улице вместе шла, видела, как девки так и зыркают на него, так и зыркают!
— По-моему, он и был симпатичным. Просто мы не обращали на это внимания. Он же свой!
Уже засыпая, Людка вдруг спросила:
—  Стих-то  не  прочитаешь?
—  Нет, —  коротко  ответила  ей  Светка.
    
   
   На следующий день с утра пораньше, едва Люда ушла на работу, заявился Салогуб.
—  Привет, Старуха! Ну, поехали твои вещи перевозить ко мне.
—  Привет! Ты серьёзно?
— Серьёзней не бывает! — засмеялся Володька. — Давай, в темпе. Дел ещё невпроворот!
   Столько напористости и воли было в нём, что Светка неожиданно для себя подчинилась. Съездили в её бывшее общежитие, забрали вещи. Привезли их на квартиру Салогуба. Володька открыл дверь одной из комнат.
— Пусть твои манатки хранятся здесь! Эта комната свободна. Я её мог бы даже сдавать запросто! Не хочешь ко мне в квартирантки? Дорого брать не буду. Приставать тоже. Ты уж извини, пыльно у меня. Некогда прибираться.
Светка молча смотрела на него и улыбалась. Вспомнила, как в колхозе совершенно бескорыстно приютил их у себя в доме Иван, чудной  мужичонка. Володька, взглянув на неё, спохватился:
— Слушай, надо бы пообедать. Ты, наверное, есть хочешь? Что-то ты бледная!
— Да нет, спасибо! Поем у Людмилы.
— Ещё чего! Могу я проявить себя гостеприимным хозяином или нет? — возмутился Володька.

   Почти эту же фразу говорил ей и Саша. Как будто в другой жизни всё это было! А что, если взять и выйти замуж за Салогуба? Пусть и её огонь любви горит… Как там, у Миронова? Тьфу ты, Господи! До чего только ни додумаешься!
Салогуб вышел из кухни в переднике с бутылкой коньяка в одной руке и маленьким блюдцем с нарезанным лимоном в другой. Поставил всё на журнальный столик.
— Старуха, может, поиграешь? — показал глазами на пианино.

   Светка вспомнила, как давно она не прикасалась к инструменту. В Алдане было совсем не до того. Почему-то в последние годы получалась так, что за пианино она садилась в основном благодаря Салогубу. С ним вообще связаны многие жизненно важные вехи для неё. Удивительно, как совершенно чужие люди начинают с определённого момента играть значительную роль в твоей судьбе, даже если ты этого не очень хочешь. Действительно, какие-то потусторонние силы иногда вертят тобой, как хотят! Света подошла к инструменту. Тронула клавиши, прошлась по ним в длинном арпеджио. Тихонько, по крещендо заиграла своё любимое произведение Свиридова к Пушкинской «Метели». Ей казалось, что эта музыка как нельзя лучше созвучна с её нынешним состоянием души.
— Здорово ты всё-таки играешь, Старуха! Люблю я тебя слушать! Ну, давай к столу, — пригласил Володя.

   От коньяка Светка отказалась. Пощипала немного из того, что наставил Володька. Села поглубже в старое мягкое кресло. Хорошее оно, уютное. Так бы забраться в него с ногами, накрыться с головой пледом и уснуть. А проснувшись, понять, что всё, случившееся в последнее время, — не что иное, как дурной сон. И с бабулей, и с Сашей... Хватит! О Саше больше ни слова даже в мыслях!
— Что, не нравится, как я приготовил? Плохой я, по-твоему, повар? — спросил Володя.
—  Ну, что ты?  Всё очень вкусно. Просто у меня нет аппетита. Я вообще мало ем.
— Ну, погоди, сейчас десерт принесу. Уж от этого ты не откажешься!
Володька подскочил, быстро сходил на кухню и вернулся оттуда с бутылкой «Токайского» и апельсинами.
—  Господи!  Откуда  это  в  наше  время? —  удивилась  Светлана.
—  Из  тёплых  краёв,  с  юга  нашей  Родины!
—  Не  поняла...
— Помнишь, когда мы были на втором курсе, у нас в ансамбле играл Димкин однокурсник, чернявый такой парень. Он сам из Ростова-на-Дону. Институт окончил, уехал туда работать. Да со стройки быстро свалил, устроился с друзьями в ресторан работать. Уже училище искусств окончил. Говорит, что музыкантом в кабаке быть сейчас выгоднее, чем прорабом.
   Светка поморщилась при слове «кабак». Салогуб заметил это и засмеялся.
—  Извини, забыл, что ты любишь русский язык только в классическом варианте.
—  Ну, почему же? Пожалуйста, разговаривай, как привык.
— Ну, а недавно Димка случайно с этим Костей встретился в Москве. Тот себе инструмент крутой приобрёл там. Повспоминали былое. То да сё... Слово за слово...  Димка тоже загорелся идеей возобновить свою музыкальную деятельность. Он же с Лялькой развёлся уже года два как... Короче, Светка, Костя приехал сейчас в Красноярск по своим делам и предложил нам из Москвы до Ростова на теплоходе доплыть музыкантами. А там он посадит на корабль свой состав, а мы, может быть, сможем поиграть в Сочинском кабаке. Извини, в ресторане, — увлечённо рассказывал Володька. — У меня как раз отпуск подходит. Два года работал без отпуска. Вот хочу съездить. У меня же мать в Ростове живёт. Давно не виделись. Поехали с нами!
— Ну,  ты  в  своём  уме,  Володечка? —  поинтересовалась Светлана. — Как я поеду? Хотя, если можно будет купить путёвку, то я смогла бы, конечно. Родители как раз дали мне денег на поездку в Сочи. И отпускные с расчётными я должна получить. Всё равно стаж у меня уже прервался... Надо подумать. Вера Григорян тоже собиралась вчера. Интересно, насколько серьёзным был её порыв?
— Да купим мы вам путёвки! Я в лепёшку расшибусь, но устрою тебе эту поездку! Лишь бы ты захотела! А до Сочи из Ростова рукой подать!
— Фантазёр ты, Салогуб! Пора мне. Спасибо за помощь, за обед.
— Ну, кто же тебе ещё поможет, если я — твой самый первый институтский друг, — похлопал её по плечу Володька. — А фантазёр я по линии отца. Он у меня такое придумывал, бывало! Помнишь, я рассказывал тебе, как мы Новый год встречали на Красной площади? Он и сейчас меня зовёт к себе в Германию, да не всё так просто, как нам хочется. Ну, поехали, я тебя провожу немного. А потом к Димке и Трубе нужно будет заскочить. Может, и правда, они с Танюшкой поедут с нами? Вот было бы здорово!
— Да уж, конечно! Пошли, — поднялась с кресла Светка.
Они шли к остановке троллейбуса, и Светлана не знала, что в это время из окна проезжавшего мимо автобуса их видел Саша Миронов.

*   *   *
   Это было замечательное путешествие! Салогубу всё-таки удалось уговорить Бородиных присоединиться к ним — они решились устроить себе отдых накануне крутых перемен в своей жизни. Светка с Верой Григорян купили путёвки в двухместную каюту. В молодости всё решается легко и просто! Встретившись в красноярском аэропорту, компания присела под сосной на свои сумки и чемоданы. Открыли бутылку «Шампанского». Символически выпили «за предстоящие гастроли и отдых», помолчали, как полагается перед дальней дорожкой, и пошли на регистрацию рейса. Перелёт до Москвы не заметили за разговорами, смехом и воспоминаниями.

   В Москве, прежде всего, погрузились на теплоход под названием «Новиков-Прибой», заняв каждый своё место, и отправились в город. Вечером нужно было встречать поезд из Ростова с Костей и музыкальной аппаратурой. Сходили на Красную площадь, побродили по Кремлю. У Светки свои воспоминания связаны с этими местами, у Володьки Салогуба — свои. Вернувшись на теплоход, как полагается, отметили встречу «Токайским», которого Костя привёз с собой целый ящик на всё время путешествия. А утром отчалили.

   Сибиряки впервые путешествовали на теплоходе по таким местам. У парней  днём репетиция, вечером работа в ресторане или на открытой палубе. Женская половина компании не могла нарадоваться отдыхом, надышаться речным воздухом. Светка много спала и по чуть-чуть ела. Чувствовала она по-прежнему себя не очень хорошо, барахлил желудок. Но душа у неё отдыхала. Эта поездка казалась ей истинным подарком судьбы.

   Поначалу они с Салогубом встречались только за столом в ресторане, иногда на экскурсиях. Через несколько дней путешествия, отоспавшись, Вера со Светой присоединились к парням и Бородиным, которые после работы, часов с двенадцати ночи отдыхали на палубе, сидя в шезлонгах, потягивали «Токай» и соки. Любовались звёздным небом, ночной рекой, огнями бакенов, лениво перебрасываясь словами. Говорить совсем не хотелось. Только бы наслаждаться красотой реки, свежестью воздуха и покоем. Салогуб заботливо кутал Светку во что-нибудь тёплое, а она благодарно ему улыбалась. Иногда ей казалось, что у неё, действительно, появился старший брат, с которым спокойно и надёжно. Расходились обычно часа в два ночи, каждый раз опасаясь проспать завтрак.

   Десять дней до Ростова пролетели незаметно в отдыхе, экскурсиях и музыке. В Ростове компания распалась. Костя, посадив на теплоход новый состав музыкантов, отправился с Димкой и Бородиными в Сочи, договорившись с Салогубом встретиться там через несколько дней. Володька поехал к матери. А Вера и Света, согласно своим экскурсионным  путёвкам,  осматривали  достопримечательности Донского края в течение трёх дней, оставаясь на теплоходе. Потом Володя со Светой проводили Веру в Москву, куда поплыл «Новиков-Прибой», продолжая свой круиз, и отбыли на поезде в Сочи. Светка ни в какую не захотела знакомиться с Володькиной матерью, искренне считая, что это совершенно ни к чему.   

   В Сочи напряжённая вечерняя работа парней в ресторане компенсировалась дневным отдыхом на море. Светлана загорела, волосы её выцвели на солнце, отчего глаза стали похожи на русалочьи. Так, во всяком случае, казалось Салогубу. Она напомнила ему сейчас Славуцкую-третьекурсницу на свадьбе у Бородиных. Нет, сейчас, пожалуй, Светка даже красивее стала! Он чувствовал, что всё сильнее влюбляется в неё. Это была уже не мальчишеская влюблённость студенческих лет. Жизнь кое-чему научила Володьку за эти годы. Он сказал себе, что непременно именно здесь, а не в Красноярске, должен расставить все точки над i в отношениях со Светланой. Поговорить с ней Салогуб решил незадолго до отъезда.

   Света по-прежнему чувствовала в сердце боль от потерь, обрушившихся на неё. Тем более она была благодарна Володьке за его отношение к ней — деликатно-дружеское и заботливое. Ни разу Салогуб не нарушил своего обещания, которое дал ей перед поездкой — они с ней давние друзья и только. А большего и быть не может! Светка, посоветовавшись с Таней Спесивцевой, всё-таки сходила к врачу. Её предположения подтвердились. Именно поэтому она считала, что их отношения с Володей должны оставаться такими, какие они есть!

   
   Наступил последний для сибиряков вечер в Сочи. Были взяты билеты на поезд, собраны вещи и аппаратура. Прощального застолья устраивать не стали. Ресторанскими посиделками насытились вдоволь вприглядку. И хоть по-прежнему действовало правило былых времён «на работе не пьём, лучше выдайте сухим пайком!», после работы тоже не было особой потребности в спиртном. В этот последний сочинский вечер каждому хотелось попрощаться со своими любимыми уголками города. Бородины отправились в «Ривьеру», Димка с Костей пошли заканчивать свои курортные романы. Салогуб и Светлана, сев в такси, покатили на Ахун. Совершив восхождение по серпантинной лестнице башни, они оказались на смотровой площадке. Вечерело. Город, слегка подёрнутый дымкой, был как на ладони. С криком мимо проносились чайки. Словно что-то тревожило их. А может, это просто у Светки было так неспокойно на сердце? Вот и кончилась сказка. Но во всякой сказке после трудных испытаний и горестей наступает счастливый конец. Ей до конца ещё ой, как далеко! Что-то ждёт её впереди?
— Красота какая! Так бы сам и полетел, как эти птицы! Жалко, что приходится уезжать отсюда, хоть и соскучился уже по дому немного, — раздался голос Володьки. — Старуха, выходи за меня замуж! — вдруг безо всякого перехода предложил он.

   Светка искоса, не поворачивая головы, взглянула на него. Она, пожалуй, ожидала этого. Пусть не так скоро,  не сегодня,  но чувствовала, что что-то подобное он ей скажет.  Ожидала… и не была готова к этому.
— Ни к чему это, Володя! — после долгого молчания, наконец, ответила она.
— Что значит, ни к чему? Ни к чему вообще или конкретно за меня? — глухо спросил Салогуб. — Ты хочешь сказать, что ты меня не любишь? Совсем не любишь?
   Светка неопределённо пожала плечами. Посмотрела вдаль, потом на Володьку.
— Пошли вниз, а? — сказала она ему и первой направилась к лестнице.
Внизу на открытой эстраде играли музыканты, ели, пили и танцевали отдыхающие. Вечерняя жизнь счастья на горе Ахун била ключом. Присесть было негде. Прошли в лес. Облюбовали два пенька. Сели. Помолчали. Первым молчание нарушил Салогуб:
— Я готов сделать всё, чтобы ты меня полюбила! Впрочем, если за столько времени нашего знакомства этого не случилось, то надеяться мне, пожалуй, не на что! Я понимаю...
   Столько горечи было в его голосе, что Светке стало безумно жаль его. И себя почему-то тоже.
— Я  мог  бы сказать тебе,  что мне неважно,  любишь ты  меня или нет. Но это было бы неправдой. Хотя, иногда я готов терпеть и это, лишь бы ты стала моей... женой, — уточнил он всё-таки после недолгой паузы.
— Тебе так нужна хозяйка в твоей трёхкомнатной квартире или как? — попыталась свести всё к привычной шутке Светлана, но поняла, что шутка не сработала.
— Всяко, Старуха, всяко ты мне нужна. Всяко и всякая! — с жаром проговорил Володя. — Я готов ждать тебя сколько угодно... Но лучше побыстрее.
— Ну, что ж... — решилась Светка. — Ты действительно мой первый и, наверное, единственный друг, не считая девчонок. Поэтому я скажу тебе... Я могла бы тебя обмануть и воспользоваться твоим предложением. Но вранья между нами никогда не было и не будет. Потому-то я и говорю тебе, что не могу стать твоей женой.
— А ты бы попробовала, Старуха, обманула. А потом, глядишь, и полюбила бы меня, кто знает? Я же пообещал тебе сделать всё для этого. А я обещаний на ветер не бросаю, ты ведь знаешь... —  Салогуб  снова  стал  прежним  ироничным  Салогубом.
— Всё ты уже сделал, Володька! Тебе не в чем себя упрекнуть. Дело совсем не в этом!
— Я понимаю, что дело в тебе! — с горечью усмехнулся Салогуб.
— Да, дело во мне, Володя! Я жду ребёнка. И, как ты понимаешь, не от тебя. Если бы я знала об этом раньше, я вряд ли поехала бы с тобой куда-нибудь... Так что, извини! — с печальной улыбкой развела руками Светлана, а про себя подумала: «Так тебе и надо!» Только кому так надо, она, пожалуй, и сама не знала.

   Помолчали. Светка думала о том, что нужно просто встать и идти к такси, как будто не было этого разговора. Не целовать же его «по-дружески», как написал ей недавно один её бывший знакомый...
— Ну, вот что, Старуха! — Света вздрогнула от неожиданности. — Теперь тебе тем более нужно выйти замуж за меня. Просто необходимо! Не ради меня, не ради себя, а ради него, маленького человечка, который скоро появится на свет. У ребёнка должны быть и мать, и отец, поверь мне, я знаю это лучше, чем кто-либо! Повторяю, я сделаю всё, чтобы тебе и ему было со мной хорошо. Я тебе клянусь, что ни разу не спрошу у тебя, кто его отец. Вот это мне действительно безразлично! Это твой ребёнок, этого мне достаточно. Если захочешь, он будет и моим. Станет тебе со мной совсем тошно, уйдёшь, держать не стану. Тут уж я буду знать, что сделал всё, что мог.
— Господи, Володя! — Светка смотрела на него во все глаза. Вдруг одна мысль поразила её: — Салогуб! Мы так давно знакомы с тобой, я к тебе так привыкла, что не представляю, как смогу поцеловаться с тобой! А ты говоришь жена...
— А давай попробуем! — Володька, не дав ей опомниться, поцеловал Светлану. Потом сказал: — Старуха, ты подумай до Ростова...  Поехали в город, ещё кое-куда надо сходить.

   Приехав в Сочи, они пошли к морю, туда, где обычно загорали днём. Там столкнулись с Бородиными. Скоро, не сговариваясь, подтянулись и Димка с Костей. Сели на камни. Глядели на лунную дорожку в море, на корабли и хотелось, чтобы это никогда не кончалось...

   В Ростове, прощаясь с Костей, Димка сокрушённо вздохнул:
— Эх, мужики! Как нам с Салогубом будет не хватать вас в Красноярске! И зачем только жизнь разбрасывает людей в разные стороны?!
А Светлана, улучив минуту, когда они остались с Володькой одни, спросила его:
— Ну что, Салогуб, ты собираешься знакомить меня со своей мамой?
— А что, ты решила? — посмотрел на неё Салогуб и поцеловал её. Второй раз в жизни.

   Мать Володи очень обрадовалась, когда сын представил свою будущую жену и сказал, что они ждут ребёнка. Оставшись наедине со Светланой, она обняла её и проговорила:
— Я так рада за Володю, за тебя, Светочка! Это такое счастье, что у вас будет ребёночек! Поверь мне, я знаю, что говорю!
Светлане показалось, что она ещё что-то хотела сказать, но передумала. Светка и сама чуть было не проявила свою всегдашнюю честность, да вовремя спохватилась, подумав о том, что это уже не только её тайна.