Бродяги Дикого Запада. Моисей Запада Ч. II

Игнат Костян
Усилившиеся репрессии против мормонов в Иллинойсе в 1845 году заставили Янга сократить сроки подготовки общины к исходу на Запад. Большинству мормонского населения пришлось покидать штат в спешном порядке зимой 1846 года, не дожидаясь весны. Распродав за бесценок скот и имущество, группа мормонов численностью 238 человек решила переправиться на Запад морем. Они добрались до Нью-Йорка, погрузились на парусное судно «Бруклин» и в начале июля 1846 года, обогнув мыс Горн, прибыли в залив Сан-Франциско. Лидер этой группы С.Брэннан безуспешно пытался уговорить Янга сделать Калифорнию «новым Сионом». Не добившись согласия, Брэннан с частью своих попутчиков решил остаться в Калифорнии и таким образом порвал связь с мормонской общиной Янга. Впоследствии, занявшись золотодобычей и земельными спекуляциями, Брэннан разбогател и стал одним из влиятельнейших людей в Калифорнии.
Основная часть мормонского населения Иллинойса составила так называемый «лагерь Израиля», который, исполняя указания Янга, зимой 1846 года начал переправляться через замерзшую Миссисипи. На границе штатов Айова и Небраска, вблизи Каунсил-Блаффса,  из-за неприятностей доставленных мормонам индейцами, Янг приказал разбить на зиму временный лагерь, который мормоны назвали «Уинтер-куортерс» («зимние квартиры»). Здесь они должны были провести необходимую подготовку к весеннему переходу. Зима выдалась голодной и холодной для мормонов, в результате чего 700 человек из них умерли от холода.
С наступлением весны 1847 года Янг принял решение выступить из зимнего лагеря на Запад во главе авангардной группы численностью 147 человек. Эту группу он назвал «отрядом пионеров» и спустя четыре месяца, в июле достиг с ней долины Большого Соленого озера.
«Мы с удивлением и восхищением взирали на плодородную равнину, – вспоминал Янг позже, – наверное, это был самый величественный и приятный для глаз ландшафт на планете. Мы подумали, что весьма скоро превратим эту долину в сады и виноградники, а также руками детей Сиона распашем здесь поля».
24 июля Янг собрал единоверцев и торжественно объявил об основании «мормонского царства» на Дальнем Западе.
Мормоны искали уединения, где никто не помешал бы их верованиям и, достигнув Большого бассейна, нашли это желанное уединение в дали от мира цивилизации.
Встретивший в этой пустынной местности мормонов траппер-одиночка, был весьма удивлен, тем, что они собираются здесь поселиться. Ведь еще год назад в этих безлюдных и малопригодных для жизни местах терпел бедствие караван переселенцев из Иллинойса численностью 91 человек под предводительством Джейкоба Доннера и Джеймса Рида направлявшийся в Калифорнию.
К июню 1846 года, преодолев 720 км пути, партия Доннера достигла форта Ларами в Вайоминге, а в августе уже прибыла к берегам Большого Соленого Озера, и за 6 дней пересекла пустыню Большого Соленого Озера. По пути караван был ограблен индейцами, которые увели у путников коров.
На перевале Тракки у одноименного тогда еще озера на подходах к вершине отряд Доннера оказался 28 октября. Внезапно начался мощный снегопад, поднялся сильный ветер, переросший в буран. Люди кинулись спешно разбивать палатки. Однако палатки не были приспособлены для таких условий, да и навыков выживания в суровых условиях у членов отряда, по всей видимости, не хватало. Палатки поставили наспех, кое-как, поэтому они были продуваемы насквозь.
По другим сведениям у переселенцев Доннера даже палаток в достаточном количестве не имелось, так что им пришлось сооружать импровизированные убежища. Они стягивали тенты с повозок и попытались соорудить навесы, закрепляя концы тентов на кустарнике и еловых лапах, но и эти меры не позволили людям получить надежную защиту от вьюги.
Когда метель миновала, оказалось, что слой снега в окрестностях настолько увеличился, что люди вязли в нем по пояс. Вскоре переселенцы убедились, что попытки продолжить путь, и, перейти перевал, безнадежны. Надежды найти в окрестностях дичь и прокормиться также оказались тщетны, ибо бураны вынудили зверей покинуть местность, а запасы провизии у завязших на месте путников сокращались. В этой связи им пришлось забивать скот и лошадей.
Шел день за днем и неделя за неделей. Наступил декабрь 1847 года, люди измученные холодом и голодом, стали забивать собак на съедение.
17 декабря группа добровольцев численностью 16 человек во главе с поэтом Стэнтоном предприняла отчаянную попытку прорваться через перевал Сьерра-Невада, чтобы привести помощь к оставшимся в лагере. Через три дня после их мучительного, медленного пути началась вьюга. Снег ослеплял людей, и они едва могли идти. Опустившись на снег, выбившийся из сил Стэнтон едва смог развести небольшой костер и написать прощальное стихотворение своей матери. Спустя несколько часов его не стало.
Путь оставшихся в живых пролегал через горы, и продолжался 32 дня.
Только семь человек из группы Стэнтона смогли перейти через перевал и добраться до лагеря индейцев по ту сторону гор. Вид этих людей был ужасен, они были обморожены, истощены, психически неадекватны, едва могли объяснить, что случилось с ними на перевале и какова судьба оставшихся у озера. Имелись основания предположить, что несколько членов группы по дороге стали жертвами каннибализма...
Известный калифорнийский пионер капитан Саттер, о котором будет упомянуто в следующей главе, принялся спешно снаряжать спасательную экспедицию, к которой тут же присоединился и Джеймс Рид, изгнанный из отряда Доннера за убийство одного из переселенцев и добравшийся до Калифорнии в одиночку еще осенью прошлого года. Рид долго не раздумывал, поскольку в караване Доннера оставалась его семья, которую он с нетерпением ожидал в Калифорнии.
По пути спасателям пришлось преодолеть немало преград, основными из которых были все те же снегопады, заносы и снежные бури. К озеру первая спасательная группа пробилась только 19 февраля.

Перед глазами спасателей раскинулась картина: ветхие разрушенные убежища, истощенные тела, поедавшие вареные изделия из кожи, а также страшные следы каннибализма. Среди трупов с отрезанными частями тела оказались 48 полумертвых людей, многие из которых лишились рассудка. Обратный путь спасателей со спасенными также был чрезвычайно труден. Многие из путников умерли по дороге.
Но выслушав рассказ траппера о злоключениях партии Доннера  мормоны и их лидер не дрогнули, и для того чтобы его развеселить уверенно заявили, что они собираются здесь посадить пшеницу и кукурузу.
«Мы проехали тысячу пятьсот миль, чтобы попасть сюда, и я бы с радостью оставила позади еще тысячу, лишь бы найти место, где могут жить белые люди», – отмечала миссис Барлоу.
Небольшая колония мормонов приступила к посевной, начав сажать растения и готовить дома для следующей волны своих единоверцев.
«Нас швырнули как камень с пращи, и мы упали в назначенном месте. И если бы Бог нам в своем откровении указал иное место, мы поселились бы и на голой скале», – говорил Янг.
 Вскоре он, разметив улицы и площади будущего города, который должен был вырасти среди этой пустыни согласно плану Смита, с группой людей Янг вернулся обратно на «Зимние квартиры», чтобы направить  к Большому Соленому Озеру следующую партию переселенцев.
Всего из Иллинойса, согласно мормонским источникам, предстояло переселиться около 15 тысячам мормонов. Многие современники событий отмечали высокую степень организованности самого процесса переселения мормонов в долину Большого Соленого озера, благодаря чему им был обеспечен сравнительно безопасный переход по пустынным и горным районам «Дикого Запада». Переселенцы двигались по пути, проложенному авангардной группой, так называемой «мормонской тропе». Движение шло частью пешком, частью в крытых повозках-фургонах, запряженных волами. Во время стоянок фургоны служили людям кровом, спасали их от непогоды, а составленные в каре представляли собой надежное укрепление на случай внезапного нападения бандитов или враждебно настроенных индейцев.
Из «Зимних квартир» переселенцы отправлялись в путь организованными партиями по 100-200 человек. Во главе каждой стоял назначенный Янгом «капитан», которому все остальные члены партии должны были беспрекословно подчиняться. Нарушившего дисциплину «капитан» имел право изгнать из каравана. Вся жизнь во время похода переселенцев была строго регламентирована, это диктовалось  объективными  причинами  и сложностями  передвижения. За день переселенцам приходилось преодолевать от 12 до 20 миль (т. е. от 19 до 30 км), чтобы успеть завершить все путешествие до начала осени. Весь путь более чем 1200 миль мормоны делили на две части: вначале они двигались по ровной местности по Великой американской пустыне до форта Ларами, а затем следовал переход через Скалистые горы, пока, наконец, по узким каньонам они не выходили в долину Большого Соленого озера.
Переселение мормонов на Запад в современный штат Юта было завершено в целом к 1849 году. Янг привел гонимую миром секту в дикий край и создал для них новый город. Мормоны стали считать себя Богом избранными людьми.
Новое место обитания мормоны назвали Дезерет, что, согласно «мормонской библии», означало «медоносная пчела». Границы  этой территории и непризнанного федеральным правительством мормонского штата не были четко определены, однако Янг полагал, что мормонские владения должны занимать всю территорию Большого Бассейна вплоть до границы с Мексикой. В Дезерете был воссоздан тот социальный порядок, который существовал в Наву. Янг вместе с тем учел ошибки, совершенные его предшественником, и запретил мормонам заниматься земельными спекуляциями, а также торговать с «язычниками» (сюда входили все не мормоны) и вообще потребовал ограничить все контакты с окружающим миром. Последнее осуществить было довольно трудно, так как на занятой переселенцами территории в 210 тыс. кв. миль издавна жили индейцы племени ютов. С ними мормонам волей или неволей приходилось общаться, а иногда и воевать.
Дезерет посещали и белые люди. В особенности участились визиты бродяг с началом «золотой лихорадки» в 1848 году. По дороге в Калифорнию золотоискатели часто вынуждены были останавливаться в Дезерете, чтобы пополнить запасы продовольствия и приобрести необходимое снаряжение. Таким образом, «благословенное одиночество», о котором мечтал Янг, было относительным. Ему, однако, удалось отговорить мормонов от участия в таком соблазнительном предприятии, как золотодобыча, и ориентировать их на традиционное занятие сельским хозяйством, благодаря чему община сохранила свою целостность.
Занятие сельским хозяйством в долине Большого Соленого озера оказалось делом довольно трудным и хлопотным. Почвы в том обширном крае, куда пришли мормоны, оказались отчасти щелочными, а большинство рек и ручьев, которые протекали по плато Большого Бассейна, либо впадали в соленые озера, либо бесследно исчезали в песках. Лишь одна узкая полоса земли на западных отрогах горного хребта Уосатч (горный хребет на западе США, является частью Скалистых гор. Простирается приблизительно на 260 км от границы штатов Юта и Айдахо на юг, до центральной части Юты. Представляет собой западную границу Скалистых гор и восточную границу региона, известного как Большой бассейн – И.К.) была пригодна для выращивания сельскохозяйственных продуктов, и на ней мормоны сосредоточили все усилия. В специально сооруженные резервуары они собирали драгоценную пресную воду, бегущую по каньону, и отводили ее по каналам на поля. Так была создана первая в американской истории система искусственного орошения.
Ирригационная система в долине Большого Соленого озера сооружалась объединенными силами всех жителей, каждый должен был внести долю своего труда пропорционально количеству пахотной земли, которое ему было выделено. Таким образом, эта система стала крупным кооперативным предприятием, обеспечивавшим водой поля мелких фермеров. Понимая огромное значение этого предприятия в условиях полузасушливого климата Большого Бассейна, мормоны взяли контроль над ним в свои руки. Был издан ряд законов относительно регулирования подачи воды на поля, установлен специальный «комитет наблюдателей» из числа чиновников церкви, которые следили за использованием воды и состоянием оросительных каналов. Контроль за водой давал мормонам огромную власть над людьми, и теократия, установившаяся с самого начала в Дезерете, была обязана в первую очередь именно этому обстоятельству. «... Нигде гений Янга не проявился так ярко, как в удачном выборе нового места жительства: в пустыне контроль церковной общины за водой означал контроль над самой жизнью людей», – подчеркивал историк Ф.Мерк.
Освоение долины Большого Соленого озера требовало значительного числа рабочих рук. Поэтому Янг признавал необходимость усиления миссионерской деятельности на востоке страны и за океаном.
12 октября 1849 года Янг издал «Послание», которое было разослано во многие штаты и благодаря миссионерам стало известно за их приделами. Стремясь привлечь людей в Дезерет, Янг в весьма оптимистических красках рисовал картину общественно-политического развития страны и выражал надежду, что «братья из других штатов и стран обретут здесь свое счастье». В упомянутом «Послании» Янг утверждал, что «жители Большого Бассейна, установившие законное провинциальное правительство, принявшие конституцию и избравшие администрацию, ожидают, что на ближайшей сессии конгресс США примет Дезерет в Союз как свободный и независимый штат». Однако при жизни Янга Дезерет не получил статута штата. И вообще отношения мормонов с центральной властью складывались и развивались отнюдь не просто.
Правительство США игнорировало претензии мормонов на признание «штата Дезерет», а в 1850 году Дезерет просто перестал существовать, так как вся территория из бывших мексиканских владений в Большом Бассейне к северу от 37-й параллели стала называться Территория Юта. Правда, президент Филмор в тот момент счел целесообразным назначить Янга губернатором территории.
Но уже в 1851 г. между правительством США и мормонскими вождями возникли противоречия, вызванные, как отмечалось в официальных заявлениях, «сепаратистскими устремлениями жителей Юты». В большей степени, однако, виной здесь были неумеренные амбиции Янга, не желавшего поступиться духовной и светской властью, которой он пользовался в Юте без каких бы то ни было ограничений.
В Юту с группой федеральных чиновников был послан судья
Л. Брендебери. Он имел негласные инструкции президента США добиться смещения Янга с поста губернатора и установить в Юте немормонское правление.
Попытки сменить абсолютную власть Янга в Юте не прекращались и в последующие годы, и конфликты с наезжающими федеральными чиновниками постоянно грозили перерасти в серьезный кризис, который  наступил в начале сентября 1857 года, когда до мормонской столицы Солт-Лейк-Сити, основанной Янгом в 1847 году дошла весть о том, что вместо Янга губернатором назначен А. Камминг, который прибудет в Юту в сопровождении частей регулярной армии. Эта новость вызвала сильнейшее беспокойство среди руководства мормонской церкви и очень взволновала все население, еще хранившее воспоминания о гонениях, которым подвергались мормоны в Миссури и Иллинойсе.
Две с половиной тысячи солдат под командованием полковника
Л.Джонстона были сосредоточены в форту Ливенворт. Оттуда они небольшими подразделениями начали продвигаться на территорию Юты.
В связи с готовящейся оккупацией, а именно так в Солт-Лейк-Сити были расценены действия правительства, Янг издал 15 сентября закон о военном положении. Обращаясь к гражданам Юты, Янг заявил, что военная акция правительства США угрожает самому существованию мормонской общины. «Враждебная сила, вторгшаяся на нашу землю – писал он, – намерена напасть на нас и уничтожить». Янг призвал население к сопротивлению. В состояние боевой готовности была приведена мормонская милиция – «Легион Наву», вооруженная охрана сопровождала караваны иммигрантов, двигавшихся с востока.
Страх перед насилием и новыми преследованиями породил среди поселенцев Юты истерию. Результатом этого явилась трагедия в Маунтин-Мидоуз, которая легла черным пятном на репутацию мормонов. В конце сентября, когда, по поступившим сведениям, армия Джонстона уже начала движение к Юте, на большую группу переселенцев, направлявшихся в Калифорнию, напали вооруженные мормоны. Все переселенцы, за исключением нескольких детей, были убиты. «Резня в Мидоуз» подпортила авторитет Янга и сформировала крайне негативное мнение общественности о мормонах. Янг уже не сомневался, что в отношении мормонов Юты будут приняты репрессивные меры. Поэтому он планировал начать немедленную эвакуацию населения, как только возникнет реальная угроза захвата Солт-Лейк-Сити войсками.
Однако мормоны отнюдь не собирались сдаваться без боя.
Янг предложил партизанский метод борьбы с регулярными войсками. По его приказу мормоны, не вступая в открытые столкновения с воинскими частями, делали все, чтобы внести смятение и беспорядок в их ряды: они жгли фургоны с продовольствием и снаряжением, сеяли панику, провоцировали выступления индейцев. Все это затрудняло продвижение войск, а внезапно наступившая зима задержала их в горах в форте Бриджер, на самой границе Юты. Эта отсрочка была использована мормонами, чтобы предпринять переговоры с центральным правительством. Через полковника Т. Л. Кэйна («друга мормонов», как его называли) Янг сделал попытку связаться с федеральным правительством и склонить его к мирному разрешению конфликта.
Однако правительство президента Бьюкенена отнюдь не имело намерения идти на компромиссы в решении ютского вопроса. Военный министр Дж. Флойд настойчиво требовал увеличить контингент войск для отправки в Юту. Сам президент считал, что к мормонам должны быть применены суровые санкции, как против сепаратистов и мятежников
В марте 1858 г. по приказу Янга все население Солт-Лейк-Сити покинуло свои дома и ушло из города. Янг позаботился о том, чтобы американская общественность узнала об этом событии, а также о том, что в случае применения военных санкций мормоны начнут новый «исход», на сей раз в Мексику. В течение трех последующих месяцев большая часть населения города и поселков ушла на юг, 26 июня экспедиционная армия Джонстона вошла в безлюдный Солт-Лейк-Сити.
«Ютская война» обошлась без человеческих жертв. Под давлением общественности и довольно сильной «промормонской» группы в Конгрессе, президент Бьюкенен вынужден был отказаться от первоначальных намерений «наказать» мормонов. В послании Конгрессу он заявил, что считает себя удовлетворенным, так как, по сведениям самого Камминга, мормонское руководство согласилось с его назначением на пост губернатора. Таким образом, сказал президент, есть основания считать, что «авторитет конституции и законов восстановлен в Юте». Мормоны возвратились в свои дома, и жизнь в «мормонском царстве» вновь вошла в привычную колею, несмотря на то что «ютская война» окончательно похоронила иллюзию о возможности создания религиозного сообщества, изолированного от окружающего мира.
Основывая поселение в долине Большого Соленого озера, руководители церкви «святых», как уже говорилось, вовсе не думали ограничиться этим районом. Янг рассчитывал создать большой мормонский штат, поэтому он использовал любую возможность, чтобы расширить владения. Вначале мормонские поселения располагались вдоль северо-западных отрогов хребта Уосатч. Однако вскоре Янг распорядился, чтобы вновь прибывавшие иммигранты основывали поселения севернее, в долине озера Вебер. В 1849 г. мормонские скваттеры начали заселять долину пресного озера Юта, расположенного южнее Солт-Лейк-Сити. Для этого они согнали с земли индейцев племени ютов, издавна обитавших там. Янг оправдывал эти акции «жизненными интересами мормонов» и поощрял дальнейшую экспансию на юг, где зимы были, не так суровы, и где можно было выращивать не только зерно, но и сахарную свеклу, хлопок и другие культуры.
Большой интерес проявляли мормоны к бассейну реки Колорадо. Река и ее притоки представляли собой удобные средства сообщения, там преобладал мягкий климат, земли были вполне орошаемые, и к тому же наличие полезных ископаемых сулило многие экономические перспективы. В этой связи, начиная с 1849 года, мормоны стали активно осваивать этот регион.
В ходе миграций на Западе в период конца 40-х и 50-х годов ХIХ века мормоны открыли ряд стратегических маршрутов передвижение, так называемый «мормонский коридор», которые впоследствии превратились в основные тракты, соединившие между собой восточную, южную и западную части страны. Широкой известностью пользовалась упоминавшаяся выше «мормонская тропа», которая стала самым удобным путем сообщения между северо-восточными штатами и столицей Юты Солт-Лейк-Сити. Еще один тракт был открыт в результате марша «мормонского батальона» во время американо-мексиканской войны. Он считался наиболее коротким путем в Калифорнию через Новую Мексику и Аризону. После того как мормонские поселенцы обосновались в долине Большого Соленого озера, Янг распорядился искать еще один путь, который соединил бы Солт-Лейк-Сити с побережьем Тихого океана.
Стоит отметить, что экспансия мормонов на Дальнем Западе вряд ли  имела бы успех, если бы не их предприимчивость и трудолюбие, унаследованные от своих предков из Новой Англии. Бригам Янг как раз и является тем типичным представителем плимутских пионеров, который увидел в неосвоенных землях американского Запада огромное поле для ничем не ограниченной капиталистической инициативы. Помимо создания ирригационной системы, обеспечивавшей водой мелкие фермерские хозяйства в засушливых районах Юты, Янг вынашивал планы о промышленном развитии Большого Бассейна. Главной причиной тормозящей реализацию своих планов он считал нехватку капиталов. Некоторые из сподвижников Янга пытались убедить его заняться добычей золота в Калифорнии, но он понимал опасность данного процесса и утверждал, что охваченная «золотой лихорадкой» мормонская община очень скоро падет и разрушиться, если золото проникнет в сознание ее членов. К тому же он знал, что золото все равно так или иначе будет оседать в оседать в Юте без всяких потерь и жертв со стороны мормонов, поскольку караваны старателей будут мигрировать с запада на восток, именно через Юту.
Среди индейцев мормоны также проводили миссионерскую деятельность. Их миссии в землях индейцев зачастую превращались в своего рода колонии, куда прибывали партии иммигрантов, которые постепенно захватывали и осваивали территории принадлежавшие индейцам. В 1851 году миссионеры мормонов освоились в Неваде, которую Янг в 1856 году попытался официально утвердить в качестве мормонской миссионерской колонии. Однако по причине противления католических и протестантских миссий, также действовавших в этом регионе, миссионерам мормонов пришлось покинуть Неваду в 1857 году. В 1855 году в центральной части Айдахо мормонам все же удалось основать несколько миссионерских колоний, но из-за враждебности и непокорности индейцев на следующий год колонии прекратили свое существование.
Янг убеждал своих единоверцев сохранять по отношению к индейцам лояльность и избегать малейших конфликтов, поскольку еще в период «исхода» на Запад мормоны часто получали необходимую помощь от индейцев. Характер контактов с индейцами значительно изменился после того, как мормоны пришли в долину Большого Соленого озера и начали постепенно расширять свои владения за счет индейских земель. К 1853 году отношения мормонов с индейцами значительно испортились, и Янг приказал поселенцам окраинных и горных районов «строить, прежде всего, форты, держать наготове оружие и боеприпасы и каждую ночь выставлять вооруженную охрану на случай внезапного нападения индейцев».
«Индейская политика» Янга, направленная на сглаживание противоречий и смягчение конфликтов, не смогла сдержать враждебность, которую испытывали к мормонам индейцы племен, живших на северной границе Юты. Эти племена занимались охотой на пушного зверя и были связаны торгово-обменными отношениями с меховыми компаниями, агенты которых пользовались огромным влиянием среди индейцев. Появление мормонов нарушило налаженные связи индейцев с торговцами пушниной. Опасаясь конкуренции со стороны новых поселенцев, агенты компаний настраивали индейцев против мормонов, провоцировали столкновения и разжигали конфликты. Таким образом, в 1849 году вытеснив индейцев племени юта из долины озера Юта, мормоны в скором времени обрели в лице этих индейцев непримиримых врагов, и в период 1853-1854 годах под предводительством вождя ютов Уалкара разгорелась мормоно-ютская война, в результате которой юты вынуждены были отступить в горы.
С этого момента позиция мормонов по отношению к индейцам кардинально изменилась. Индейцы стали для них «нежелательным элементом» на территории, однако открыто об этом ни один из руководителей Церкви не заявлял. Наоборот, Янг в «посланиях» неустанно твердил, что необходимо «предоставить возможность ламанитам (так мормоны  называли индейцев  из-за их смуглого цвета кожи, считая, что они потерянное тринадцатое колено Израилево переселившееся в Новый Свет еще в ветхозаветные времена – И.К.) вернуться в их жилища, где они родились и выросли». Но в письме главному агенту по делам индейцев территории Юты Г.Харту он просил определить границы резерваций, куда должны быть переселены племена индейцев, лишившихся земли в результате заселения Большого Бассейна мормонами. «Я полагаю, что под эти резервации должны быть отведены небольшие участки земли, пригодной для возделывания...» – писал Янг. Он считал, что для окончательного умиротворения индейцев их следует посадить на землю и заставить заниматься фермерским трудом. По указанию Янга мормонские миссионеры основали три фермы, на которых трудились индейцы. Однако они влачили жалкое существование из-за недостатка земледельческих орудий, семян и опыта в ведении сельского хозяйства.
Имеется достаточно фактов, указывающих на то, что мормоны не гнушались использовать индейцев в своем хозяйстве. Они покупали индейских детей захваченных во время набегов у соседних племен, которые подрастая, становились их работниками. Так, например, в доме самого Янга использовались дети шошонов, купленные им у ютов. По признанию Янга, о котором свидетельствуют несколько современников, во многих семья мормонов использовался труд чернокожих рабов, привезенных с востока США. Хотя доподлинно известна позиция Янга по этому вопросу – он всегда выступал против рабства: «Рабство доказало здесь (на Западе – И.К.) свою бесполезность и малоперспективность…».
В конце 50-х начале 60-х годов ХIХ века Бригам Янг продолжил свою созидательную деятельность в плане развития империи мормонов и укреплении Церкви. Он заключил контракт с железнодорожными компаниями «Юнион Пасифик» и «Централ Пасифик» для того чтобы мормоны имели возможность оказать помощь в завершении трансконтинентальной железной дороги, а позже он руководил сооружением железнодорожной ветки, проходящей через Юту и Айдахо. В 60-х годах ХІХ века мормоны, под руководством Янга, организовали кооперативы, призванные помочь в производстве сахара, хлопка, шерсти, стали и т.д. Для улучшения обмена продуктами мормоны также создали кооперативные магазины.
Всю свою жизнь Янг проявлял интерес к науке и образованию. Под его руководством Церковь мормонов основала школы всех уровней, включая три колледжа. В 1850 году университет Дезерет, позже Университет штата Юта, стал школой совместного обучения для мужчин и женщин. В 1875 году была основана Академия Бригама Янга, позже Университет Бригама Янга. В 1877 году в Логане, штат Юта, был построен Колледж Бригама Янга в 1926 году,  вошедший в состав Университета штата Юта.
60-е и 70-е годы века ХIХ века не смотря на продолжавшуюся колонизацию Запада для мормонов выдались мирными. К середине 70-х годов в империи Янга поселилось 115 тыс. мормонов. 
Бригам Янг и его братья построили несколько домов в Юте, включая знаменитый Львиный дом. Он также владел домами в Логане и Сент-Джордже.
В апреле 1877 года здоровье Бригама Янга ухудшилось, поскольку он незадолго переболел холерой. В течение лета этого года из-за периодических приступов перитонита он никуда не выезжал, и руководил Церковью из своего офиса в Львином доме. 29 августа 1877 года на 76 году жизни Бригам Янг скончался и был погребен на территории своего имения в Солт-Лейк-Сити. Предполагали, что он умер от разрыва аппендикса и в предсмертные минуты в агонии повторял: «Джозеф!  Джозеф! Джозеф!» – взывая к имени основателя Церкви мормонов Джозефу Смиту.
Бригам Янг – одна из самых значительных личностей в американской  и мормонской истории, тридцать лет возглавлявший эту конфессию, и два срока состоявший на посту губернатора Юты. Под его руководством количество членов мормонской Церкви выросло с 26000 до 115000. Около 100000 из них проживали в штатах Юта, Айдахо, Аризона, Невада и Вайоминг. За время его руководства было основано около 400 поселений на Дальнем Западе.
Он принимал активное участие в завершении строительства трансконтинентального телеграфа, а также строительства железной дороги. По его проекту была создана система железнодорожных путей в штатах Юте, Айдахо и Вайоминг. При продвижении мормонов на Запад он лично  привел туда 7000 переселенцев. Вплоть до своей смерти он руководил масштабными оросительными проектами, принесшими немало пользы в развитии фермерства в Айдахо, Аризоне и Юте. Он  являлся создателем  производственных кооперативов, которые производили все от хлопка до стали и руководил созданием первого корпоративного магазина в мире.
Он по праву считается гениальным организатором и харизматическим религиозным лидером Америки  в эпоху Дикого Запада.

Библиография

Arrington, Leonard J. Brigham Young: American Moses – University of Illinois Press, 1986.
Billington, R. A. Westward Expansion. A History of the American Frontier., New York, 1967, – p. 539.
Campbell, Eugene E. Establishing Zion: The Mormon Church in the American West, 1847–1869 – Salt Lake City: Signature Books, 1988.
Day, R. В. They Made Mormon History. – Salt Lake City, 1968, – p. 149.
Dean, C. Jessee. Letters of Brigham Young to His Sons. – Deseret Book Company, 1974.
Furniss, N. F. The Mormon Conflict, 1850 – 1859. – New Haven, 1960, – p. 23.
Gibbons, Francis M. Brigham Young: Modern Moses, Prophet of God Salt Lake City – Utah: Deseret Book, 1981.
Merk, F. History of the Westward Movement. – New York, 1978, – p. 335.
Quinn, D. Michael. The Mormon Hierarchy: Extensions of Power, Salt Lake City: Signature Books, 1997.
Richard Van Wagoner. Young, Brigham. – Deseret Book Company, 2009.
Steorts, Jason Lee. The Mormon Moses. – National Review, October 29, 2012.
Turner, John G. Brigham Young: Pioneer Prophet.  – Cambridge, MA: Belknap, 2012.
Болховитинов, Н.Н. США: проблемы истории и современная историография. Москва, Наука, 1980, – с. 329
Кислова, А.А. Мормоны на американском Западе (к истории массовых миграций 30– 50-х годов XIX в.)., Москва, Наука – Американский ежегодник, 1984. – С.165–185 Интернет ресурс: http://america-xix.org.ru/library/kislova-mormons/#1anc