Следы на песке

Яна Вороненко
(По мотивам сессии Песочной терапии)

- У меня возникла интересная идея! – позвонила мне как-то подруга-психолог. – Я хочу сделать сессию песочной терапии на берегу Ладожского озера. Хочешь поучаствовать?

- Хочу! – легко согласилась я.

А почему бы и да?

Если честно, я вообще не представляла себе, что такое песочная терапия. Так, слышала кое-что. Видела этот специальный песок, который лепится, как пластилин – дочке подарили. Но я люблю разные психологические игрища. Тем более, с выездом на природу. Если не понравится, значит, посчитаю эту поездку просто пикником на фоне Петрокрепости. Да и компания собиралась хорошая, и девушка-психолог была мне глубоко симпатична. Вот я и решила.

***
Нас собралась трое: Мария – психолог, ее приятельница Вика и я.

- Кто хочет начать? – Мария поставила перед нами ящик с песком и открыла коробку с… игрушками.

Я опешила: «ЧТО? Игрушки?!»

Они были разные: из киндер-сюрпризов, из наборов, из конструкторов; люди, животные, предметы; из пластика, резины, природных материалов -  огромная коробка.

Но я ожидала совсем не этого!

- Давайте я начну, - сказала Вика. – В прошлый раз мне, ой, как помогло!

Она стала выстраивать свою ситуацию. То есть просто расставляла на песке игрушечные фигурки!

А я смотрела и думала: «Зачем оно мне надо? Я вышла из того возраста, когда занимаются игрушками. Я даже с детьми редко играю, каюсь! Мультфильмы смотреть – люблю, книжки детские – читаю. А вот с игрушками… Ну, не моё! Да и КАК, позвольте спросить, ИГРУШКИ могут помочь в решении серьёзной психологической проблемы?»

Но поздно, я уже пришла.

«Это что, мне тоже надо будет «расставляться»? Ну, не знаю, не знаю… Нет, конечно, никто меня не заставляет, но может я лучше ограничусь пикником?»

Меж тем Вика передвигала фигурки, какие-то добавляла, какие-то убирала. А я смотрела на картину чужой жизни, слушала в пол уха объяснения и размышляла о своём, о девичьем. About love and life, как говорится.

А потом я почувствовала ЭТО.

Мне трудно описать, что произошло. Изменение пространства? Энергетический взрыв? Завихрения в воздухе? Но я ощутила всем своим существом, как ВСЁ изменилось.

- Сейчас тебе нравится то, что ты видишь? – спросила Мария.

- Да, очень! Спасибо, Маша, - радостно поблагодарила Вика.

Они стали собирать фигурки. А я ошеломлённо переводила взгляд с одной девушки на другую и пыталась осмыслить, что только что произошло на моих глазах. Ведь что-то же точно произошло! А я, задумавшись, все пропустила… Я тоже так хочу!

- Ты готова? – спросила у меня Мария.

- Да!

«Что же волнует меня больше всего? Работа? Семья? Самореализация? Всё понемногу. Но не это главное».

Я разравняла песок. Он был немного прохладен и приятен на ощупь. Пропустила песчинки между пальцев.

Как и любую женщину, не слишком счастливую в личной жизни, меня беспокоило именно это: любовь и отношения с «мужчиной мечты».

У меня всё было непросто, но банально до противности: любовный треугольник. Мне хватило ума влюбиться в чужого мужчину. На самом деле влюбиться! По-взрослому! И никакие утверждения в стиле «я не собиралась этого делать» не могли служить мне оправданием. Но всё случилось, как случилось. Я - ЛЮБИЛА. Были Я и ОН, огромной силы чувства, страсть, накал эмоций… А где-то там, на периферии, постоянно существовала ОНА, его жена, которая никуда не денется.

Я измучилась! Я не могла решить, что же мне делать дальше!

Разорвать эту связь? Потому что невозможно и дальше жить в пол силы, дышать через раз! Я просто устала…

Или оставаться в этих отношениях? Не каждому так везёт - встретить Любовь всей своей жизни, даже если она украдена у кого-то. Разве можно от неё отказаться?

Я замерла над коробкой со всевозможными игрушками, размышляя. Стала перебирать фигурки, откладывая те, от которых ёкало мое сердце: одна, другая, третья…

«Да, я хочу расставить то, что меня мучает. Но я не понимаю, что делать с игрушками! Я даже не знаю, кто из этих фигурок я… Хотя чего там размышлять – вот она, я!»

Фигурка рыжей Девочки появилась в центре моей композиции. Беленькое кружевное платьице, игрушка в руках – наивная девочка, одинокая и позитивная.

Рядом с Девочкой я поставила Кошечку. Это тоже я - домашняя, игривая, ласковая.
 
«Такой я могла бы быть, если бы не…»

Кошечку заслонила рычащая Гиена. Это моя боль рвущаяся наружу. В последнее время я именно такая – злая и агрессивная, кидающаяся на людей, несдержанная в чувствах.

С другой стороны от Девочки я положила морскую Ракушку, умирающую на песке без воды, и бросила серых и коричневых Ящериц. Это мои страхи и сомнения в своей женской привлекательности.

«Всё это – тоже я… И сейчас я - такая…»

Я продолжала расставлять фигурки.

Дом в правом верхнем углу, холодный и безликий.

Лошадь без всадника.

Лапти.

«Уж последние-то зачем?! Не знаю…»

Верхний левый угол. Здесь…

«Вот он, ТЫ, каким я тебя вижу».

Лось с ветвистыми рогами – рабочая скотина, глава семейства. Рога говорят сами за себя. Никто не держал свечку, но ты знаешь, и я знаю твою историю…

Лев, ободранный с одного бока. Гордый, благородный, сильный, вот только побитый и пережёванный жизненными неурядицами.

Смешной человечек в очках – смурфик из мультфильма. Кажется, его звали Умник.

Я провела черту на песке - нарисовала между «нами» тоненький ручеек чувств… И вдруг заплакала! Некрасиво, не на публику. Слёзы текли по щекам, капали с носа и подбородка. Мне было БОЛЬНО и ПЛОХО.

- Извини…

- Все нормально, - тихо сказала Мария. – Это даже хорошо, что твои чувства вырвались наружу.

Какое-то время я всхлипывала и размазывала слёзы. Потом достаточно успокоилась, чтобы говорить и слушать. И воспринимать информацию.

- Расскажешь, что это за ситуация? – спросила Мария.

- Да. Это я. Это мой любимый человек, - я объяснила значения фигурок, как видела их именно я.

- Хорошо… Тебе они нравятся?

- Не знаю… Не совсем.

- Что не так?

- Я не нравлюсь себе!

- Измени это.

- Но КАК?!

- Просто переставь фигурки, как тебе внутренне хочется. Прислушайся к себе. Если   кажется, что какую-то надо убрать или добавить, сделай это.

Я вгляделась в композицию на песке. «Вошла в неё». Шум ветра и волн Ладожского озера как будто остался где-то за пределами моей слышимости… И вдруг ЧТО-ТО изменилось внутри меня. Поднялась Волна, и под её влиянием я стала переставлять фигурки. Это был поток! Я не понимала, что делала и почему. Пыталась говорить с Марией, объясняя свои действия; мне так было легче.

- Я не хочу быть злой.

- Ты МОЖЕШЬ не быть злой.

- Могу, - сказала я, и убрала рычащую Гиену.

- А ящерицы?

- Это мои сомнения и страхи.

- Я заметила: ты не расставила их, а бросила кучей.

- Да, именно так. Они свились внутри меня в клубок.

- Ты уверена, что они тебе вообще нужны? Хотя ящерица иногда отвечает за интуицию и  может означать опасения…

- Нет, не нужны! – тёмные ящерицы тоже исчезли, осталась только одна, ярко-голубая. – Это моя интуиция и осторожность, - сказала я.

Но от всей картины по-прежнему вяло тоской, холодом, одиночеством и депрессией.

- Продолжай.

- Наши с НИМ отношения зашли в тупик.

- Ты УЖЕ поместила этого человека в левый верхний угол. Там Мечты и Прошлое. Ты ведь сама всё понимаешь, да?..

- Да. Эти отношения для меня почти закончить. Мне нужно уходить.

- Ты знаешь, куда?

Вместо ответа я повернула фигурки. Теперь Девочка с Кампанией смотрели в сторону Дома, направо. Оказывается, в той стороне – Будущее и Мечты. Я и не знала…

Я коснулась фигурок, символизирующих моего любимого. Смурфик и Лось «отвернулись и ушли» к самому краю композиции. Только ободранный Лев остался на прежнем месте.

- Может, ты хочешь убрать их совсем?

- Нет.

Я снова всхлипнула. Мне было больно и грустно.

- А что означают лапти? – спросила Мария.

- Я не знаю. Но мне захотелось, чтобы они были.

- Думаю, лапти обозначают дорогу. Но их носки обращены в Прошлое. Ты уверена, что фигурки расставлены правильно?

- Знаешь, сначала мне захотелось повесить их на лошадь… Ой, подожди!

Я поставила лапти перед Девочкой, как будто она идет в сторону Дома и Будущего. И неожиданно почувствовала внутренний подъем.

«ДА!»

Картинка заиграла! Мне – нравилось! Я поняла, КУДА хочу пойти! Туда, где будет МОЙ ДОМ! А любимый человек…

Я провела ладонью над песком, и ручеек чувств стал тоньше.

«Пусть ОН останется в прошлом…»

- Мне хочется поставить здесь забор. То, что поможет мне забыть ЕГО.

- Поставь.

Я поискала, чем бы таким отгородиться и вдруг поняла, как всё просто: мне поможет только время!

И я поставила песочные часы.

Тут зазвонил мой мобильник, и я вздрогнула: «Кто это может быть?»

На экране телефона высветилось имя. Я растеряно подняла глаза на Марию, прошептала одними губами: «Это ОН…»

- Поле работает, - загадочно сказала она.

Я могла бы не брать трубку… Но я ответила, стараясь оставаться спокойной:

- Привет.

- Привет! Как дела?

- Все хорошо. Извини, мне неудобно говорить: я на занятиях по психологии.

- Прости. Если бы ты сказала, я бы не стал звонить.

- Я говорила. Ты, наверное, забыл.

- Ладно, не буду тебе мешать. Я завтра в командировке, не волнуйся, что не звоню и не пишу, хорошо?

- Да.

- Может, увидимся во вторник?

- Давай попробуем. Пока?

- Пока. Целую тебя.

Я нажала отбой, кинула телефон в сумочку.

Набрала полную горсть песка. Слёзы опять навернулись на глаза.

Я стиснула зубы и стала тщательно зарывать в песок Лося и Смурфа. Горсть за горстью. У меня тряслись руки. Но песок вбирал мою боль и горечь. И чем больше фигурки скрывались под слоем песка, тем легче мне становилось дышать. Сверху я поместила большой камень:

- Вот так!

Я «похоронила» эти воспоминания! В углу «Мечтаний и Прошлого» остался только Лев, отделённый от «меня» песочными часами.

«Я хочу помнить тебя таким - Львом…»

- Всё, - я почувствовала реальное облегчение.

- Твоя картина закончена?

- Нет! – и я снова с энтузиазмом стала рыться в игрушках. Я искала! Я уже жила внутри этой картины-композиции.

На картинке появилась Зелень (социум) и Озеро (чувства). Собака и Кошка оживили Дом. Лодка на озере – это приключения и путешествия. Пачка денежных купюр – понятно, что.

Сама я тоже изменилась. Мне захотелось, чтобы обязательно была Книга (я же пишу!), Собака (верность, надежность) и Курица с цыплятами.

- А я всё думала, поставишь ты курицу или нет, - позволила себе комментарий Мария. - Что это означает, по-твоему?

- Я – мама. Куда же я без моих детей? – улыбнулась я.

- Ещё ракушка, символ твоей женственности, - напомнила Мария. – Она - морская. Не хочется ли тебе поместить её в воду?

- Пожалуй, да.

- Всё? – спросила Мария.

Я ещё раз оглядела картину. Она мне нравилась! Вот только…

- Здесь нет самого главного - того, к КОМУ я хочу прийти. Рыцарская лошадь не может быть без всадника, а Девочке нужен Мальчик.

- Так найди его. Кто мешает?

Фигурка за фигуркой стали появляться на картине, но отправлялись обратно в коробку: всё было не то!

- Ну, ГДЕ же ты? КТО же ты?

«Ой!»

Я вытащила его из коробки ради смеха. Поставила. Посадила на лошадь. Вернула на песок. И рассмеялась.

«Да! А ведь это то, что надо! Именно ЭТА фигурка здесь на месте!»

Кто бы мог подумать, но это – именно он, ТОТ САМЫЙ… Не юный смазливый мальчик, но весёлый и добродушный, щедрый и немного смешной чудак, искрящийся какой-то внутренний радостью. Он – это динозаврик Дино из рекламы «Растишки»! Он распахнул руки навстречу потерявшейся Девочке-мне, словно говоря: «Иди ко мне, я так тебе рад! Я жду тебя».

Я почувствовала, как расцвело и заискрилось пространство композиции! Я ощутила энергетический вихрь! И меня переполнили радость и предвкушение Чуда. Мне наконец-то стало хорошо!

- Спасибо! – искренне проговорила я.

***
Как быстро происходят изменения на физическом уровне? Сколько времени  должно пройти, чтобы моя жизнь изменилась: несколько недель, месяцев или лет?

Я не знаю. 

Сейчас мне хорошо и спокойно, но ЧТО случится дальше? Встретит ли Девочка добродушного Динозавра? Останется ли у НЕЁ в воспоминаниях человек-Лев?

Этого я тоже не знаю.  Да и никто не знает, если честно.

Но я уверена в одном: изменения к лучшему будут точно! И я обязательно расскажу о них. Обещаю!