Лекции и семинары по написанию фантаст. романов

Николай Москвитин
Введение.

Семинар 1,

Задание 1. «Всякое возможное событие когда-нибудь да осуществится».

1) Почему так сказано?
Ответ: в меру Красоты Божьего Провидения. Бог хочет реализовать все комбинации разных вещей, свойств, явлений, качеств, мыслей, слов, действий как можно более полною, и это связано с Его стремлением прославить Свой Промысел.
2) Когда оно может осуществиться?
Ответ: оно осуществится тогда, когда это угодно Богу. Он вездесущ, он пребывает во всех мирах и контролирует одновременно, и когда нужно будет, чтоб данная система миров озарилась каким-нибудь событием, Он делает так.
3) В какой форме оно осуществляется?
Ответ: оно осуществляется в форме разумной деятельности героя или инопланетян, в их взаимодействиях, речевых или других коммуникативных действий; может осуществится в форме соответствия плана и предположений героя с чужеродной реальностью.
4) Что влияет на его осуществление?
Ответ: На его осуществление влияют прежде всего активная деятельность героя и реакция инопланетного мира на пришествие нового жильца.
5) Можно ли определить, что два события осуществятся одновременно?
Ответ: Если двумерное время, то да. А в остальных случаях—нет. Можно только утверждать это с той или иной долей вероятности, как и об одном событии.
6) Во всех ли мирах события других миров возможны?
Ответ: Нет, ибо чужой мир всегда имеет отличия в законах, а значит, и возможности события.
7) Как доказать существование таких событий в любом из миров?
Ответ: Выводимо ли оно из законов или произошло ли оно (и если не произошло, ничего нельзя сказать); кроме того, может быть мир с изменчивыми законами.

Шесть если чужих планет.

Молодость (сколько лет Вашему герою?); отсутствие талантов(насколько это относится к духовному миру?); неценение времени (всегда ли оно должно течь по-другому, чем на Земле?); неучёность (так ли неучён Максим Камеррер?); отсутствие серьёзных навыков (как прожить с такими данными?); романтизм (что, кроме встречи с девушкой, показывает эту черту в Максиме Камеррере?). Итак, если, если,если...то смысл в путешествии по незнакомой и опасной планете есть.

Задание 2. Насколько личность Максима Камеррера соотносится с этими «если»?

Лекция 1. Построение начала текста.

1) Предположение о свойствах планеты.
А) есть ли цивилизация? (есть; нет, но была; нет и не было) Б) Как могут выглядеть жители планеты? (сходные с земными существами; другие, чем земные существа) В)Где они живут? (в домах; на природе; в других конструкциях) Г)На какой стадии развития может быть цивилизация? (формация) Д) Каков состав воздуха, есть ли химические элементы, сходные с земными? (пригодны для жизни; опасны для жизни) Е) Есть ли поблизости что-нибудь съедобное? (есть; нет) Ж) Как долго здесь продолжается день? (столько же; больше; меньше).
Задание 3. Будет ли герой при анализе свойств планеты вспоминать о свойствах Земли?
Задание 4. Устанет ли герой, если день не будет совпадать по продолжительности с земным?
2) Неожиданное событие.
А) Подчеркнуть нестандартность ситуации (несхожесть с земной; трудная в решении); Б) описать реакцию героя (расставьте по иерархии: удивление; страх; заинтересованность; отвращение; примирение с ситуацией; анализ; сравнение с Землёй; В) Описать его отношение к событию (понравилось; всё равно; не понравилось).
Задание 5. Расставить по иерархии основные виды реакции героя на неожиданное событие.
3) Мысли о родных.
А) Может ли герой попасть обратно? Б) Каковы их мысли о тебе? В) пресечение мыслей о родных

Задание 6. Будет ли герой тосковать о родных, если он на Земле их не любил?
Задание 7. Может ли инопланетянин стать для героя дороже родных?
Задание 8. Как герой может дать знать родным о себе?

4) Описать сон героя либо его трапезу и начало дня.
А) Сон должен быть связан с дальнейшими обстоятельствами
Б) Во сне должна быть другая, чем на земле и на планете, реальность.

Задание 9. Почему сон фантастического героя не должен быть похож на сон героев в классических русских романах?

Лекция 2. Юмор в научной фантастике. Налаживание контакта с неведомым миром.

Тема 1.
1) Лейбниц сказал: земля—самый совершенный мир.
2) Предполвгаемые несовершенства нового мира+совершенства земли как основа для юмора.
3) Привлечение внимание жителей к тебе может быть в юморном ключе.
4) Юмор инопланетян схож с земным.
5) Особенности языка инопланетян также могут стать основой для юмора.
6) Чуждость мира может родить чёрный юмор.
Тема 2.
1) Определение, насколько похожи инопланетяне на человека. а) Это зависит от вида; б) вида еды, какую они едят.
2) Стараться дать понять инопланетянам, кто ты: а)языком; б)жестом.
3) Не вступать в конфликт с инопланетянами и ухлдить от конфликта. А)Они могут быть злее людей; б) Причины конфликта могут быть несхожими с земными.
4) Быть смелым, ничего не бояться: смепрть так смерть: Ты сейчас жив, значит здесь можешь жить.
5) Присмотреться к обычаям инопланетян, в т.ч. освоить язык: а) К их поведению; к их языку.

Семинар 2. Юмор в научной фантастике.

1): почему так сказано? Почему же столько несовершенств?
2):Поясните, почему уродство познаётся только черезз красоту; как относиться к злым силам с мужеством и весельем на своей и на чужой планете?
3): Какие типы смешных имён могут быть у местных жителей?
Какими словами можно акцентировать внимание жителей на себе?
4):  Почему? В чём же отличие?
5): какие элементы контакта в общении могут быть смешными?
Какие  типы забавно звучащих слов Вы бы могли назвать?
6): Как на чужой планете быть смелым по отношению к смерти?
В какой форме можно на чужой планете иронизировать по поводу страшных вещей?

Семинар 3. Налаживание контакта с инопланетным миром.

1) Лень—мать пороков. Матерью чего она ещё может быть в иных мирах?
2) Что делать, если отравился?
3) Как побудить инопланетянина простить тебя, если по несчастной случайности ты не знал тех или иных правил и законов его мира?
4) Есть ли в мирах культурные универсалии, общие для всех миров?
5) Обязательно ли источники страха—те же. Что на землем или наоборот...--?
6) Должен ли язык инопланетян содержать не поддающееся запоминанию количество слов—ведь мир-то всё равно выдуман?


Лекция 3. Искушения в неземнsх мирах. Сострадание инопланетян. Методика анализа особенностей инопланетного мира.

Тема 1.

1) В чужих мирах существуют и добро, и зло, по аналогии с земным миром
2) Не надо провоцировать на реакцию инопланетянина. Когда от страшно от его непонятных слов. Стругацкие, С.32
3) Необычные средства борьбы с иксшениями: могут быть вещи, которыка помогают инопланетянам бороться с искушениями по-другому, чем на земле. С.33 Стругацкие.
4) Инопланетные существа могут искушать своим видом.
5) Существует то, что искушает инопланетян, но не искугшает землян и наоборот—как у Стругацких о курении инопланетян.

Тема 2.

1) У инопланетян должно быть сострадание.
2) Но оно или меньше, чем у землян, или больше.
3) Среди инопланетян могут быть и больные существа, и врачи, и лекарства.

     Тема 3.

1) В этом мире свои законы, их надо сначала придумать, затем стросить содержание их, не упоминая непосредственно.
2) Обязательны и сходства с миром людей, и различия.
3) Следует выбрать определ1нный промежуток времени, за который ты хочешь описать законы
4) Какие наиболее часто встречающиеся явления, а какие—наиболее редко?
5) Затем нужно показать разнообразие характеров и оценить их схожесть и несхожесть с земными характерами.

Семинар 4. Искушения в неземных мирах.

Может ли у инопланетян существовать другая иерархия классификаций действий, чем в работе «Применение математики в духовной жизни», глава 1. Предложите свою иерархию.

Семинар 5. Сострадание инопланетян.

1) Может ли сострадание инополанетян выражаться в существенно иных формах, чем на земле?
2) Как Вы думаете, должны ли быть свои христиане и язычники у инопланетян?
3) Все ли из них в таком случае соответствуют своему названию?
4) Какие иные формы учреждений для больных Вы бы придумали в каком-нибудь мире?

Семинар 6. Методика анализа особенностей инопланетного мира.

1) Будет ли математика другого мира иной, чем земного?
2) А физика и химия?
3) Могут ли законы инопланетного государства совпадать с законами того мира?