Урус,

Сергей Одзелашвили
                Урус



Меня  раздражал  этот  бонвиван,  вечно  улыбающийся  и  не  унывающий.  Раздражало  его  прозвище  Урус,  которым  он  если  не  кичился,  то  считал  за  некую  привилегию  отличающую  его  от  остальных.  А  в  моём  кругу  для  нас,  его  прозвище,  что  наколки  на  пальцах,  было  признаком  того  другого  мира,  к  которому  мы  не  имели  никакого  отношения. 

Появился  он  в  нашем  обществе  неожиданно,  преуспевающий  крупный  бизнесмен  имел  несколько  ресторанов  и  крупную  строительную  фирму. 
Среднего  роста,  сорока  лет.  Довольно  симпатичный.  Не  смотря  на  моё  негативное  отношение  к  нему  вынуждена  признать  он  красивый  мужчина.  В  нём  чувствовалась  сила,  и  она  в  корне  отличалась  от  силы  тех  бизнесменов,  с  которыми  была  я  знакома. 

В  нём  была  та  мужская  сила,  которая  заключалась  не  только  в  физическом  превосходстве  или  надменности  преуспевающего  дельца,  который  свой  финансовый  успех  олицетворяет  с  некоей  силой.  Нет,  в  нём  было  что-то  первобытное,  которое  можно  было  определить  одним  словом  - надёжность. 
И  в  тоже  время  он  всех  держал  на  вытянутой  руке  никого,  не  подпуская  и  никому  не  открываясь. 

Вынуждена  признать  его  порядочность  и  высокий  интеллект.  Когда  я  пыталась  о  нём  разузнать  побольше  у  друзей,  то  наталкивалась  на   удивление,  прозрение,  оказывается  и  им  не  ведомо,  откуда  он  взялся. 
               
                1

Я  познакомилась  с  ним  случайно,  была  очень  хорошая  городская  фотовыставка,  где  выставлялся  Алексей  Дмитриевич,  которого  я  единственная  называла  по  имени  отчеству,  а  не  по  его  прозвищу.  Его  фото-сессия  произвела  неизгладимое  впечатление  как  на  посетителей,  так  и  на  профессиональных  фотографов.  Нетривиальный  подход  к  натуре  и  то  глубинное  понимание  человеческих  страстей  выделило  особняком  из  того  новомодного,  но  не  такого  значимого,  как  его  работы. 

Я  так  была  восхищена,  попросила  своих  друзей  познакомить  меня  с  ним.  Удивляло  то,  что  он  был  абсолютно  один.  Ни  жены,  ни  детей,  ни  родных.  Завидный   жених  во  всех  отношениях,  сказать,  что  он  был  обделён  вниманием  со  стороны  женщин,  о  нет,  я  видела,  сколько  ухищрений  и  сил  было  потрачено  на  него. 

Увы,  всё  безрезультатно.  Надо  признать  он  мне  был  не  безразличен,  может,  поэтому  я  и  злилась  на  него.  Он  был  очень  доброжелателен  и  предупредителен.  Мы  не  раз  вместе  выставлялись  в  других  городах  и  даже  странах,  и  я  всегда  слышала  его  лестные  оценки  о  своём  творчестве.  И  с  его  стороны,  это  было  не  только  данью  уважения,  но  по  настоящему  искреннее  восхищение.

И  каково  моё  было  удивление,  когда  меня  пригласили  в  Венецию  на  мою  персональную  выставку,  и  я  в  один  из  дней  уйдя  от  проторенных  туристами  троп,  зашла  в  кафе.  Я  любила  такие  места,  где  Италия  была  подлинной  с  её  говором,  едой,  обслуживанием.  Войдя  в  зал,  в  приятном  полумраке  с  удивлением  увидела  Алексея  Дмитриевича,  то  бишь  Уруса,  одиноко  сидящего  у  окна  кафе. 

                2

Сколько  одиночества  и  печали  было  в  выражении  его  лица.  Не  знай,  я  его  раньше,  подумала  бы,  это  совершенно  другой  человек.  К  нему  подошёл  официант,  и  он  бегло  заговорил  на  итальянском  языке,  делая  себе  заказ,  приведя  меня  в  восхищение.  Усмехнувшись  про  себя,  подумала.  Не  так  уж  у  него  всё  и  хорошо.  Не  всё  ладно  в  Датском  королевстве. 

Приехав,  домой,  решила  сделать  необычную  фото-сессию  в  домах  для  умалишённых.  Мне  показалось,  это  будет  необычно,  нетривиально.  Хотелось  глубже  понять  всю  глубину  человеческих  страстей.
Получила  соответствующее  разрешение  не  без  помощи  своих  влиятельных   друзей. 

Приехав  в  одно  из  таких  заведений  под  Петербургом  расположенное  в  бывшей  чьей-то  усадьбе,  окружённое  высоченным  забором  с  неплохим  небольшим  парком.  Уже  подходя  к  центральному  входу  с  большой  колоннадой,  с  террасой  на  втором  этаже  увидела  Алексея  Дмитриевича  сидящего  на  скамейке  с  левого  бока  от  входа. 

Поражённая  смотрела,  он  держал  в  ладони  руку  изумительно  красивой  женщины,  что-то  ей  говоря,  а  та,  замерев,  смотрела  в  пространство  с  безумием  в  глазах.  Нелепый  байковый  халат  грязно  голубовато-серого  цвета,  так  дисгармонировал  с  её  яркой  красотой. 
Алексей  Дмитриевич  ласкал  её  ладонь,  любяще  смотря  на  неё.  Спрятавшись  за  колонной,  смотрела  на  эту  пару,  ничего  не  понимая.  Неожиданно  на  моё  плечо  легла  ладонь,  и  это  было  так  неожиданно,  от  страха  чуть  не  подпрыгнула. 
-Валерия  Леонидовна? 

                3

-Да,  это  я.   
-Мне  о  вас  звонили,  пройдёмте  ко  мне  в  кабинет. 
Зарешечённые  окна,  грязно-салатного  цвета  краска  на  стенах  коридора,  местами  облупленная.  Из-за  поворота  к  нам  на  встречу  шли  два  санитара,  с  дебилоподобными  лицами,  держа  под  руки  на  весу  сухонькую  старушку  в  таком  же  нелепом  халате,  как  у  той  красивой  женщины.  Перебирая  своими  тоненькими,  усохшими  ножками  в  старых  стоптанных  шлёпанцах,  она  яростно  басила. 

-Гниды,  всех  урою,  всех  сволочи  прибью.  Аллилуйя!
Сидя  в  кабинете,  главврач,  внимательно  меня  рассматривал. 
-Чем  такую  симпатичную  женщину  привлекла  столь  странная  тема  для  фото-сессии. 
Отвесив  неуклюжий  комплимент. 

-Я  даю  вам  ровно  час,  с  вами  будут  два  санитара  для  вашей  же  безопасности. 
Обратилась  к  главврачу. 
-Вы  не  скажете,  кто  та  невероятно  красивая  женщина  с  мужчиной,  который  так  бережно  держал  её  ладонь. 

-Мы  не  даём  сведения  посторонним. 
-А  я  не  спрашиваю  её  имя. 
Главврач,  проницательно  на  меня  посмотрев,  произнёс. 
Я  так  понимаю,  вам  знаком  этот  мужчина. 
-Да. 
-Это  его  жена. 
Потрясённая,  осмысливая  услышанное,  всё  разом  встало  на  свои  места. 

                4               

Его  заносчивость,  его  внешняя  показушность  и  одновременно  с  этим  одиночество,  объяснялось  этим  фактом,  который  нечаянно  мне  стал  известен. 
-Такая  красивая  женщина,  Бог  мой,  как  же  так. 
-Алексей  Дмитриевич,  её  привёз  четыре  года  тому  назад  с  диагнозом  прогрессирующая  шизофрения.  Удивительный  мужчина,  раз  в  месяц  в  любую  погоду,  приезжает  к  ней.  И  он  ей  рассказывает  и  рассказывает  и  она,  замерев,  его  слушает. 

-Вы  видели  моих  санитаров,  так  вот  они  вдвоём  еле  с  ней справляются,  а  с  ним  она  тихая.  Жалко  обоих. 
Я,  молча,  сделала  свою  фото-сессию,  всё  время,  осмысливая  об  услышанном  и  увиденном. 

Ехала  домой,  вспоминая,  как  удивил  меня  вид  Алексея  Дмитриевича  в  Венеции,  а  теперь  я  его  так  понимала.  Он  открылся  для  меня  совершенно  с  другой  стороны.  Его  преданность,  жертвенность,  говорило  о  нём,  как  о  личности. 

Законодательство  нашей  страны  освобождает  от  брака,  если  один  из  партнёров  душевнобольной.  А  такая  больная,  как  его  жена,  несущая  угрозу  окружающим,  да  и  себе  лично,  тем  более.  Но  он  её  не  забыл,  не  бросил.   

Конечно  же,  я  никому  об  этом  не  рассказала,  и  мне   было  почему-то  так  горько  за  Алексея  Дмитриевича. 
Мне  предложили  сделать  персональную  выставку,  которая  прошла  с  невероятным  успехом,  особенно  серия  сделанная  в  домах  для  умалишённых.  Мои  друзья   решили  отметить  это  событие. 

                5

Алексей  Дмитриевич  предложил  один  из  своих  ресторанов,  взяв  на  себя  всю  организацию  этого  мероприятия,  и  я  была  за  это  ему  очень  благодарна.  Он  присутствовал  на  моей  выставке,  дав  высокую  оценку  моему  творчеству.  Немного  замявшись,  спросил.

-Валерия  Леонидовна,  как  я  понял,  вы  объездили  несколько  подобных   заведений,  а  были  ли  вы  у  нас  под  Пушкино. 
Я  его  волнение  поняла.  Взяв  себя  в  руки,  спокойно  ответила,  что  была,  ничем  не  выдавая  своё  знание.

Народа  собралось  много,  и  я  была  так  счастлива  высокой  оценкой  моей  выставки.  Заметила  мне  неизвестного  мужчину,  который,  обнимая  Алексея  Дмитриевича,  произнёс. 
-Урус -  брат  мой,  как  я  рад  тебя  видеть. 

Задела  та  преданность  и  любовь,  которую  невозможно  было  скрыть.  Они  крепко  обнялись,  молча,  смотря  друг  другу  в  глаза  затем,  не  чокаясь,  выпили  почти  по  стакану  двадцатилетнего  виски.  Вечер  уже  подходил  к  концу,  когда  ко  мне  подсел  тот  мужчина,  назвав  Алексея  Дмитриевича  своим  братом. 

-Здравствуйте  Валерия  Леонидовна,  меня  восхитила  ваша  выставка,  не  зря  меня  пригласил  Урус  на  неё.  Он  очень  тепло  отзывался  о  вашем  творчестве.  Вы  очень  красивая  женщина  и  тем  не  менее,  сделали  удивительно  серьёзную  работу  на  такую  непопулярную  тему. 
Он  уже  собирался  встать  и  уйти. 
Извините  меня,  вы  не  скажете,  почему  Алексея  Дмитриевича,  зовут - Урус. 

                6

Преображение  было  разительным. 
-Что  вам  всем  неймётся,  что  вы  всё  вынюхиваете.  Только  попробуйте  сделать  Урусу  плохо. 
Я  даже  опешила. 

-Да,  что  это  с  вами.  Я  ничего  не  вынюхивала.  И  потом  разве  я  похоже  на  ветреную  девицу.  С  Алексеем  Дмитриевичем  не  раз  выставлялись  вместе,  и  я  немного  знаю  о  его  жене.  Мне  этот  человек  дорог  и  я  его  очень  уважаю. 
Друг  Алексея  Дмитриевича,  посерьёзнел,  задумался.  И  повёл  тихим  голосом  неторопливый  разговор. 

С  Урусом,  я  служил  на  границе  Туркмении  и  Афганистана.  После  вывода  войск  и  распада  СССР,  со  всеми  этими  реформами,  про  нас  забыли  на  этой  границе. 
-Мы  давали  присягу  Родине  и  служили  ей. 
После  ухода  наших  войск  это  место  заняли,  талибы,  потом  американцы.  Последние  поощряли  местное  население  на  выращивание  мака  сырца.  И  через  границу  Туркмении  потёк  поток  наркотиков  в  нашу  страну.  Американцы  выбрали  хорошую  тактику  угробить  генофонд  нашей  страны. 

Урус,  прекрасный  офицер,  наносил  огромные  потери  этому  наркотрафику.  По  обеим  сторонам  границы  ему  объявили  войну.  Беда  пришла  по  восточному  изощрённо,  ударив  по  самому  больному  месту. 
Среди  бела  дня  вырезали  отца,  и  мать  Уруса - они  жили  здесь  давно,  помогая  сыну,  а  маленьких  детей  порубили  на  куски. 


                7

-Когда  жена  Уруса  -  Рита,  прибежало  домой  со  школы,  где  она  учила  туркменских  детей  русскому  языку,  открывая  калитку,  она  наткнулась  на  отрубленную  голову  своего  маленького  сына.  Её  вой  до  сих  пор  стоит  в  моих  ушах.  Она  выла  целый  день. 

-Урус,  собрал  нас  семь  офицеров,  сказав.  Что  он  будет  мстить  за  свою  семью,  и  просит  нас  не  мешать  ему,  а  помочь  собрать  информацию  о  тех,  кто  причастен  к  этому  делу. 
-Уруса,  уволили  из  рядов  Армии,  без  права  на  пенсию. 

-Мы  были  рады  за  него,  что  он  отделался  лёгким  испугом.  Хотя  вряд  ли  его  можно  было  чем-либо  уже  испугать. 
-В  течение  года  уничтожил  один,  понимаете  один,  десятки  бандитов  замешанных  в  этом  деле  по  обе  стороны  границы.  И  те  с  ужасом  его  называли - Урус. 

-Урус,  возил  свою  Риту,  по  лучшим  врачам  психиатрам,  увы,  болезнь  Риты,  прогрессировала  настолько,  что  её  пришлось  поместить  в  психиатрическую  клинику.  Денег  катастрофически  не  хватало  и  мы  помогали  нашему  Урусу  всем  тем,  что  у  нас  было. 

Урус  оказался  хватким,  умным  бизнесменом.  Он  не  забыл  и  нас  всех  семерых  офицеров,  оказавшихся  ненужными  своему  государству.  Он  дал  нам  кров  и  работу.  Вот  такой  он  мой  брат  Урус. 
-Очень  прошу  вас,  Валерия  Леонидовна,  это  должно  остаться  между  нами. 
-Знаете,  я  и  сама  никому  не  позволю  обидеть  нашего  Уруса.  И  почувствовала  гордость,  произнеся  впервые  его  по  прозвищу  -  Урус.

11   декабря  2009