Похождения железных дровосеков на о-ве Сахалин. 4

Станислав Сахончик
День четвертый, «Экологический»

Рано утром  мы уже были на следующей деляне, располагавшейся за распадком. Пока выгружали свой нехитрый скарб, смотреть по сторонам  было особенно некогда.
Однако, когда  Вадимов молча показал рукой на нашу прошлую просеку, мы застыли в изумлении-над сопкой с бывшим укрепрайоном стоял густой  белый туман, постепенно рваными клоками рассеивающийся под лучами утреннего солнца. Причем  больше нигде вокруг такого тумана не наблюдалось.
 Сразу вспомнились слова старого Хвана про призраки не упокоенных душ японцев и «нечистое место». Конечно у этого места  будет мрачная аура, особенно если ты знаешь, что под тобой  в  заросших траншеях лежат  сотни скелетов людей, погибших в расцвете лет. Пусть и врагов, но у них  были родители, дети, которые не дождались их  с войны и наверняка не знают, где они похоронены.

От  мрачных раздумий оторвал  голос Сереги:
-Ну, шо, братва,  работать-то будем? А то и на соль не заработаем …
С ходу, уже привычно врубились в  тайгу, тем более, что деляна была на загляденье – сорокалетние сосны ,одна к одной, стройными рядами стояли на равном участке. Пилить их было легко и просто, поэтому решили работать бензопилами по очереди, тем более что скоро от нас заберут инструкторов, и дальше надо будет рубить просеку  одним, без «нянек».

Доценты с кандидатами на удивление быстро стали усваивать нехитрую лесорубскую науку, правда Лихалев с Рокотовым ,попробовав  с полчаса потаскать  ревущую и дымящую пилу, от дальнейших экспериментов  благоразумно отказались, сославшись  на то, что  бензопила  мешает их романтическому восприятию природы.
А природа Сахалина, надо сказать, была весьма удивительной! Между соснами лежала  мягкая и пружинистая подушка из седого  мха, встречались целые поляны ягоды «клоповки». Вулканическая минерализованная почва Сахалина и влажный климат способствовали гигантизму растений, и даже обычный лопух доставал до плеча, а  его листьями можно было смело пользоваться как зонтиком. Обычный кустарник с полыми стеблями, который мы в Приморье называли «медвежья дудка», здесь был выше  человеческого роста и толщиной сантиметров пять и не поддавался топору. Приходилось  косить его пилами. И трава была почти по пояс, мало того, что затрудняла нам передвижение, но и в ней прятались тучи свирепых и тоже гигантских комаров.

Сие обстоятельство весьма мешало при отправлении естественных физиологических потребностей-проклятые кровососы  больно кусали за выступающие нежные части  организма ,что отнюдь не способствовало  комфортному  прохождению процесса, сопровождавшемуся громкими матами и звучными шлепками по укушенным местам.
Однако пытливый ум ученых мужей нашел оптимальное решение этой проблемы.
Участок, намечаемый для сего важного действа (размером примерно метр на метр), обильно орошался из баллончика  репеллентом «ДЭТА», после чего  комарам оставалось только  со злобным писком барражировать над  окутанным аэрозольными парами  сидящим дровосеком, ожидая его выхода из облака. Вадимов же прибегал к дополнительным мерам защиты - набивал трубку махоркой и окутывался облачком  пахучего белого дыма, от которого  даже комары шарахались.

На перекуре, наслаждаясь тишиной и ласковым солнышком, спросили у инструкторов, куда будут девать сваленный нами лес. Из аккуратных сосен  получилось бы немало хороших досок и бруса, тем более, что в поселке было две пилорамы, а лесовозы  постоянно подвозили деловые хлысты.
-Да нет, мужики, наш срубленный лес  числится за Минэнерго, а тот, что в поселок возят, это уж за Минлеспромом будет. В дело пустить-то можно, да оприходовать не получится, посадят еще - с досадой сказал Серега.
-Так что, вообще ничего нельзя для дела вывезти?
-Ничего! Просто бульдозерами закопают в просеку…
Нас просто покорежило от такой бесхозяйственности. Это ж надо - сортовую  отборную древесину  просто так взять и  тупо закопать в землю! Чтобы хоть какую-то пользу от деревьев принести, мы решили каждый день прихватывать с собой в машину напиленные чурки и складывать их в поленницу возле общежития-все какой-то положительный результат .
Идея принадлежала Вадимову,  уже успевшему к тому времени крепко подружиться организмами с  пухлой одинокой комендантшей, не устоявшей перед  его обаянием и манерами светского льва .

Народ вполне освоился с  работой бензопилами, еще денек-другой и получатся нормальные вальщики. Даже Серега отпустил весьма сомнительный комплимент, туманно намекнув, что, мол, на зоне таким кадрам цены не будет.
Мне даже удалось красиво свалить с десяток деревьев «по принципу домино», легли они точно туда, куда и планировал. Володя-инструктор только одобряюще хмыкнул.
Ободренный моим успехом,  Леша Курнев, ученый муж из ТИНРО, попытался повторить .Однако спиленные деревья, недовольно крякнув, просто зависли друг на друге  и отнюдь не жаждали падать. Пришлось всей бригадой,  с матюками, эту кучу растаскивать. Однако ,немного потренировавшись, стало получаться и «домино».
Все это существенно придало бригаде бодрости  и здорового трудового энтузиазма. В хорошем темпе мы вырубили с километр сосняка, лишь изредка отвлекаясь на перекуры - видимо уже втянулись в рабочий ритм. Впереди, метрах в 50   виднелся большой просвет, выйдя туда мы вдруг обнаружили, что находимся на обрывистом высоком берегу  речушки, разметка трассы просеки шла с километр параллельно с берегом. В лучах заходящего солнца виднелась бескрайняя тайга с синеющим горным хребтом. Красота!
 
Извилистая речушка с песчаными отмелями  и галечной косой, блестела и переливалась на солнце. По  воде шла рябь, но какая-то странная - ветра почти не было.
-Горбуша на нерест пошла - сказал Серега-сейчас пару  «горбылей» на ужин прихватим.
Идея всем понравилась - тушенка уже всем успела приесться, а  вот разнообразить  диету свежей красной рыбкой  нам явно бы не помешало.
Однако не одни мы так думали. С другого берега появились две лохматые ушастые фигуры и, по хозяйски усевшись в мелкую воду, мишки начали энергично выхватывать лапами трепещущих рыбин и кидать их за спину на берег. Медведи были небольшие, забавные и мы невольно залюбовались, глядя на маленьких хозяев тайги.
-Конкуренты, мля - сощурился Серега-сейчас пуганем однако. Они себе еще наловить успеют, а нам домой  еще ехать. Давай ,мужики, все пилы сразу врубаем, да и поорем маленько, медведи этого не шибко любят.

От слитного рева четырех бензопил и наших дружных воплей, медведи шустро сиганули в кусты и исчезли из виду. Мы вдвоем с Серегой  спустились по обрыву к речке и ,оглушив на перекате пару здоровенных рыбин, потащили их наверх. Горбуши Серега выбрал правильно, с икрой.
Потом мы закидали в подошедший «Урал» с десяток приличных сосновых чурбаков, замаскировали между ними рыбу, загрузили свой нехитрый скарб и , довольные, отправились домой уже другой дорогой. На прежней нас  запросто мог прихватить  рыбинспектор, за каждую рыбину можно было отхватить приличный штраф.
 Дорога , проложенная еще японцами, шла частично по заросшей просеке, бывшей когда-то границей СССР .Там мы и увидели несколько обелисков над братскими могилами наших солдат, погибших при прорыве укрепрайона.
День закончился роскошной ухой … (продолжение следует)(фото из Интернета)