Глава 75. Тарас Бульба

Виктор Еремин
Николай Васильевич Гоголь — самый мистический писатель русской литературы. Гениальный прозаик и драматург, глубочайший, мудрейший религиозный мыслитель, он с детства жил в преддверии Страшного Суда, творил, вскрывая зло и представляя красоту земного мира, будто взывал к небесам о справедливости и прощении, и умер со словами: «Лестницу, лестницу!..» — помятуя либо сон Иакова*, либо духовное поучение Иоанна Лествичника**.
___________________
* Ветхозаветный сновидец Иаков вынужден был скитаться по свету (его часто уподобляют Одиссею, а с XX в. — Стивену Дедалу Д. Джойса). Однажды в пути он лёг спать на голую землю, положив голову на камень, и увидел во сне, как от земли к небу идёт лестница, а по ней то спускаются, то поднимаются ангелы.
** Преподобный Иоанн Лествичник, будучи монахом, в возрасте тридцати шести лет стал отшельником и провёл сорок лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и в покаянных слезах. На склоне лет он написал «Лествицу» — «истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат...» Цель этого творения — научить, что достижение спасения требует от человека нелёгкого самоотвержения и усиленных подвигов. На православных иконах нередко можно увидеть лествицу Иоанна, по которой души поднимаются на небеса, откуда грешников сбрасывают в ад.

Парадокс, но Гоголь самый непознанный для России писатель. За рубежом, особенно в дальневосточном мире (Япония, Китай), его творчество и философию знают гораздо лучше. По крайней мере, те, кто хочет их знать. Россиянам с детства забили головы дурью (по другому и не скажешь) авторы школьных программ, по сей день строящие понимание творчества Гоголя на наивной глупости его друзей, которые возомнили себя абсолютными знатоками процессов любого творчества и русского народа, а великого писателя — помешанным. В результате Николай Васильевич оказался для России тем, кем более всего боялся оказаться — комедиантом, шутником или сатириком с примесью создателя ужастиков и сказочных фэнтези. Виновны в этом прежде всех С.Т. Аксаков и М.С. Щепкин, но остальные были не лучше.

Великие мыслители второй половины XIX—XX вв. не раз пытались переломить тенденцию делать из Гоголя комедианта, но школа гасит все эти попытки на корню. Другими словами, российская и советская школа по сей день выступают злейшими врагами Николая Васильевича. Если вы знаете его произведения сугубо по школьной программе, значит, вы либо вообще ничего не знаете о Гоголе, либо имеете весьма ложное представление о его творчестве. И это притом, что в данном случае я пишу о секрете Полишинеля. Основные проблемы его творчества и философии давно поставлены и всесторонне рассмотрены в отечественном литературоведении, обсуждаются, преподаются на филфаках. И при том, как ни странно, остаётся незыблемой аксиома — детям о религиозных воззрениях Гоголя говорить рано или вообще не нужно. Тем паче следует молчать о том, что Николай Васильевич является первым писателем-богоискателем в русской литературе. Дескать, дети вырастут — сами обо всём узнают. Опять же те, кому захочется. А писатель Гоголь должен представляться деткам как балагур-развлекатель, если не как клоун. Разве что социальной проблематики чуть-чуть подбрасывают для разнообразия.

Произведения Гоголя очень сложны для верного понимания и толкования не только в связи с их глубокой религиозной наполненностью, но и оттого, что читателю надо стать столь же широко образованным в области истории, каковым был великий писатель.

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Родители его были мелкопоместными дворянами. Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, состояла в родстве с видными петербургскими вельможами, в частности, с министром Д.П. Трощинским*. Именно мать с младенчества внушила мальчику страх перед Страшным Судом над грешниками, избавиться от которого Николай Васильевич не смог до последних дней жизни.
_________________
* Дмитрий Прокофьевич Трощинский (1754—1829) — статс-секретарь Екатерины II и Павла I, сенатор, президент Почтового департамента, министр уделов, после временной опалы был министром юстиции при Александре I. Именно он пристроил маленького Колю Гоголя в Нежинскую гимназию.

В 1821 г. Гоголь поступил в Нежинскую гимназию высших наук. Там и началась его литературная деятельность, там же он увлёкся театром.

По окончании гимназии Николай Васильевич с большим трудом устроился на службу в Петербурге — вначале в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов.

Но чиновничья служба его не прельщала. Гоголь упорно занимался творчеством и работал над своей первой книгой. В начале 1830 г. в старых «Отечественных Записках» П.П. Свиньина* был опубликован «Вечер накануне Ивана Купала»**; тогда же Гоголь начал или написал «Сорочинскую ярмарку» и «Майскую ночь», издавался со статьями в «Литературной Газете» и «Северных Цветах».
_____________________
* Павел Петрович Свиньин (1787—1839) — русский писатель, издатель, журналист и редактор, художник, историк, географ, коллекционер. В 1818—1830, 1838 гг. издавал журнал «Отечественные записки».
** Первое опубликованное произведение писателя — поэма «Ганс Кюхельгартен». Поскольку о раннем творчестве Гоголя я пишу очень кратко, рассказывать об этой поэме и её уничтожении автором считаю излишним.

В 1831 и 1832 гг. двумя частями вышла в свет первая книга Николая Васильевича — «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасечником Рудым Паньком». И к Гоголю пришла всероссийская слава.

Но писатель не почил на лаврах, а сразу же принялся энергично работать над двумя новыми сборниками — «Арабески» (в книгу помимо прочих произведений вошли «Портрет», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего»), потом «Миргород. Повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки», который состоял из двух книг: в первую книгу среди других произведений вошли «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», а во вторую — «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Обе книги увидели свет в 1835 г., навсегда закрепив за Николаем Васильевичем имя одного из величайших писателей России.

«Тарас Бульба» в «Миргороде» был опубликован в первом варианте, доработана повесть была в 1842 г. Надо отметить, что тогда же Гоголь написал окончательный вариант «Ревизора» и выпустил первый том «Мёртвых душ». Данный факт лишний раз подтверждает, что писатель относил «Тараса Бульбу» к лучшим и важнейшим своим произведениям.

В 1831 г. Николай Васильевич недолгое время подрабатывал младшим преподавателем истории в Патриотическом институте. Позднее он даже хотел посвятить себя научной и педагогической деятельности и в 1834 г. был назначен адъюнкт-профессором* по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Занимался Гоголь проблемами истории Малороссии и всемирной истории. Тогда-то у писателя и оформился замысел «Тараса Бульбы».
_________________
* Адъюнкт-профессор — заместитель профессора; должность в высших образовательных учреждениях России до 1863 г., затем была упразднена и заменена должностью штатного доцента.

Много копий сломали литературоведы в поисках прототипа могучего казака. Называли чуть ли не всех известных запорожских гетманов дальних веков — и Наливайко*, и Лободу**, и Тараса Трясило***, и Гуню****, и Остраницу*****, даже Богдана Хмельницкого******.

______________________
* Северин Наливайко (?—1597) — запорожский гетман, вождь казацкого войска в народном восстании 1594—1956 гг.; преданный казаками; казнён в Варшаве.
** Григорий Лобода (?—1596) — запорожский гетман с 1593 по 1596 г. (с перерывами); будучи заподозренным в измене, был казнён казаками.
*** Тарас Фёдорович (Трясило) (годы жизни неизв.) — запорожский гетман, возглавлял несколько восстаний против поляков в 1630-х гг.
**** Дмитро Тимошевич Гуня (годы жизни неизв.) — запорожский гетман, атаман украинских казаков, один из руководителей антипольского восстания 1637—1638 гг.
***** Степан Остраница (Остранин, Остряница) (?—1638) — запорожский гетман 1638 г.; колесован в Варшаве.
****** Богдан (Зиновий) Михайлович Хмельницкий (ок. 1595—1657) — гетман Украины, руководитель освободительной войны украинского народа против польско-шляхетского гнёта в 1648—1654 гг. 8 января 1654 г. на Переяславской Раде провозгласил воссоединение Украины с Россией.

Никто не соответствует характеру героя, созданного гением Гоголя. Обычно говорят, что Тарас Бульба — собирательный образ, построенный на основании отдельных эпизодов из жизни и характерных черт гетманов Запорожья. Но так ли это? Весьма спорно.

Однако если мы обратимся к трудам классика древнеримской исторической литературы Тита Ливия и его великому труду «История Рима от основания города», то найдём либо в созданных, либо в описанных Ливием древних героях-символах почти все основополагающие черты запорожского полковника! Достаточно назвать троих римлян, чтобы понять глубинный замысел писателя — Марк Курций, Муций Сцевола, Гораций*. Другими словами, перед нами предстаёт национально переосмысленный античный герой — носитель данных нам свыше всечеловеческих ценностей (качественно, а порой и диаметрально отличающихся от нынешних, сочинённых земными словоблудами так называемых общечеловеческих ценностей). Именно благодаря им возвысился Древний Рим до мировой державы, благодаря им создал он свою великую культуру, и с их потерей прекратил своё государственное существование**.
_______________________
* Марк Курций — древнеримский герой, во имя Родины и народа бросившийся в разверзшуюся посреди Форума бездну, которая, приняв жертву, тут же затворилась. Муций Сцевола — в Древнем Риме легендарный герой времени борьбы римлян против этрусков (конец VI — начало V вв. до н. э.). Согласно преданию, юноша Г. Муций должен был, пробравшись в лагерь этрусков, убить царя Порсену. Однако он был схвачен. Порсена угрожал ему жестокими пытками и требовал выдать сообщников. Желая показать, как мало он боится боли и смерти, Муций сам опустил правую руку в огонь и не издал ни единого звука, пока тлела рука. Гораций — в начале своего бытия Рим воевал за господство с соседним городом Альба-Лонга. Исход борьбы за первенство решила битва между тремя братьями Горациями из Рима и тремя братьями Куриациями из Альба-Лонги. Во время боя погибли два брата Горация и все Куриации. Когда оставшийся в живых израненный Гораций вернулся в Рим, он застал там свою рыдающую сестру Камиллу, которая оплакивала гибель её жениха — одного из Куриациев. Потрясённый духовной изменой Камиллы, в порыве патриотического гнева Гораций пронзил сестру мечом со словами: «Иди за своим женихом, ты, забывшая о павших братьях и отечестве. Так погибнет всякая римлянка, которая станет оплакивать врага!» Отец признал правоту Горация, и герой был помилован за убийство презренной Камиллы. Обо всём этом и многом другом читайте в: Тит Ливий. История Рима от основания города. Т.1. М., 1989.
** Здесь необходимо уточнение: все светские духовно-патриотические ценности современного человечества были сформулированы гениальным историком Титом Ливием (59 г. до н.э. — 17 г. н.э.). Из его книги мы черпаем их по сей день. Ценности эти никогда не были ориентиром и путеводителем в античном мире, но стали для духовно возвышенных людей ориентирами и нравственным путеводителем в последующей истории человечества. Начиная с Вольтера и французских просветителей «благодетели» человечества (либералы) ведут ожесточённую борьбу против идей Тита Ливия о самопожертвовании во имя народа и Родины, они прославляют индивидуальность и приоритет частной личности над общим. Однако всякий раз видимые победы либералов заканчиваются их катастрофой: либеральные идеи неизбежно доводят общество до грани самоистребления, и тогда люди вынужденно возвращаются к идеям Тита Ливия.

К вышесказанному необходимо добавить, что Тит Ливий фактически создал первое в истории идеологическое произведение, которое легло и остаётся в основании практически всех национальных идеологий последующих веков. Начало идеологии русского мира дал Иван IV Грозный*. Однако расцвет её пришёлся только на XIX в., и вершиной этой идеологии стал Николай Васильевич Гоголь, создавший первое фундаментальное идеологическое художественное произведение русского народа — «Тараса Бульбу». Почему Гоголь, а не Пушкин? Потому что Гоголь впервые в нашей истории сотворил идеологического национального героя с основополагающими для народа в эпохи выживания чертами характера (а с ними не рождаются, они формируются в результате воспитательного процесса, проводимого идеологами-патриотами**). Никого равного гоголевскому Тарасу Пушкин не создал, и это факт.
_______________
* По причине того, что Иван Грозный является основоположником идеологии русского мира, по чьему решению и сложились фундаментальные воззрения русского народа на собственную историю (в частности, именно Грозный повелел возвысить деяния и образы Александра Невского, Дмитрия Донского и др.), холуи западноевропейского мира столь рьяно поливают ложью память о великом царе. Поскольку эта подлость длится уже третье столетие, для мнящей себя образованной отечественной публики она приобрела видимость правды и очевидности. Особенно постарался мало смысливший в исторической науке гениальный художник Илья Репин, написавший великое, но насквозь лживое полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
** Именно по этой причине во времена ельцинского национального предательства во имя власти и наживы (1990-е гг.) идеология как таковая в России была запрещена Конституцией. Преступление это, хотя и разоблачено многократно, но по сей день не получило оценки на уровне государства, а преступники, навязавшие обществу такую Конституцию, не выявлены и не отданы под суд. Дурачки же, лишённые элементарного чувства самосохранения, по сей день радуются, что в России нет идеологии.

Античный мир в начальной своей истории известен нам простотой нравов и искренностью их проявлений. Таков и мир Тараса Бульбы. Уж если радость — то открытая, уж если борьба — то жестокая, признающая справедливой только победу. Нельзя рассматривать поступки Бульбы с позиций человека сегодняшнего дня. Гоголь писал историческое произведения по законам Вальтера Скотта, добиваясь исторической достоверности. То, что кажется возмутительным и противоестественным для человека XXI в., было вполне приемлемо и единственно верно в веке XVII. Причём это характерно для всех народов и стран.

Гораздо важнее иное. Николай Васильевич представил Тараса Бульбу великим, могучим борцом и мучеником за православную веру. Обратите внимание на казнь Тараса. Если бы он был простым разбойником или бунтовщиком, по законам тех времен поляки посадили бы его на кол, или четвертовали бы, или повесили. Но Бульба был сожжён живьём — так в католическом мире поступали только с закоренелыми еретиками!

Отсюда вытекает и иное понимание казацких походов. Вспомним историю. С тех далёких времён, когда, преследуя корыстные политические интересы, литовский князь Ягайло изменил православной вере, принял католичество и женился в 1386 г. на польской королеве Ядвиге, в западных землях (испокон века принадлежавших дотатарской православной Руси) началась насильственная католизация населения. Знать большей частью добровольно принимала чужую веру, а вот беднота, которой, как обычно, нечего было терять, кроме жизни и веры, отказывалась окатоличиваться. Польско-литовские католики огнём, мечом и подкупом принуждали людей принимать чужую веру. Процесс этот продолжается по сей день, только принял иные формы. Что уж говорить о временах Тараса Бульбы, когда едва прошло двадцать лет после польско-шведского нашествия на Россию. Именно поэтому каждый казацкий поход в землях польско-литовской короны был не разбойничьим нападением, а возмездием за бесконечное насилие и поругание православия и русского народа.

Вот мы вплотную и подошли к национальному вопросу. Для Гоголя такого вопроса не существовало: он писал о едином великом русском народе, который был представлен в его повести могучим античным героем Тарасом Бульбой. Никогда Бульба не был ни украинцем, ни белорусом, ни великороссом. Он был русским казаком, и этим сказано всё. Никогда Гоголь не был украинским, белорусским или великоросским писателем. Он был русским писателем и иным быть не мог!!! И сколько бы постсоветская националистическая буржуазия ни пыталась разодрать русский народ на «братские» ошметки, в мире стояли, стоят и будут стоять на защите единого Отечества такие духовные глыбища, как Гоголь и его Тарас. И не только они, но и многие-многие творцы единого русского народа, которые не подвластны временным политическим инсинуациям и всегда дадут отпор невежам оттуда, свыше, где суд вершится не людьми.

Тарас Бульба — неодолимый герой русского православного единения, герой-защитник, герой-мститель. Вряд ли Николай Васильевич, создавая свою бессмертную повесть, думал о том, что пишет величайшее патриотическое и идеологическое произведение нашего народа. Но так оно вышло, и не может сегодня не биться тревожно сердце каждого нормального русского человека, когда он читает вещие слова погибающего за веру и товарищество Тараса:

— Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак? Постойте же, придёт время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..

...Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!*
_________________________
* Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». М., 2003

Известно более десяти попыток оперного воплощения сюжета повести. Все неудачные. То же можно сказать о нескольких балетных версиях и о рапсодии чешского композитора Леоша Яначека.

Зато иллюстраторы повести буквально соревновались, создавая гениальные зрительные образы героев повести. В.М. Васнецов, А.П. Бубнов, Е.А. Кибрик, А.М. Герасимов — каждый мастер создал свой неповторимый мир гоголевского шедевра.

Первая экранизация «Тараса Бульбы» была осуществлена в 1909 г. режиссёром А.О. Дранковым* в его личном «Ателье А. Дранкова». В роли Бульбы выступил актёр А.З. Суслов**.
_________________
* Александр Осипович (до крещения в 1913 г. Абрам Иосифович) Дранков (1886—1949) — один из основоположников отечественного кинематографа. Был личным фотографом двора Николая II. Владелец более 50-ти фотостудий в Петербурге и др. городах. Киностудию «Ателье А. Дранкова» он учредил в 1907 г. Работал в жёсткой конкуренции с Торговым домом Э. Ош и А. Ханжонкова, который в 1907 г. снял первые российские художественные кинофильмы. Благодаря связям с царским двором, Дранков преобладал в хроникальных фильмах. Большинство хроникальных сюжетов с участием царской семьи, которые ныне нам показывают, сняты операторами «Ателье А. Дранкова». Дранкову же принадлежат хроникальные сюжеты из жизни Льва Толстого. Дранков считается основоположником отечественных детективных сериалов и революционного кинематографа. После Октябрьской революции Дранков попытался наладить на белогвардейских территориях съёмки порнографических фильмов, но в 1920 г. эмигрировал в Константинополь, где промышлял организацией тараканьих бегов (вспомним героя В.В. Басова в экранизации булгаковского «Бега»). С 1922 г. жил в США, где основал собственную фотостудию.
** Анисим Зиновьевич Суслов (наст. фамилия Резников) (1857—1929) — отечественный актёр театра и кино, драматург. Снялся в девяти фильмах.

Далее было ещё восемь экранизаций, в том числе за рубежом — в Германии, во Франции, в Великобритании, в США, в Италии, в Чехословакии. Правда, снимали фильмы преимущественно русские эмигранты.

Последняя экранизация «Тараса Бульбы» была осуществлена в 2007 г. в России режиссёром В.В. Бортко*. В роли Тараса выступил актёр Б.С. Ступка**. Оценка фильма очень неоднозначная, как и всё творчество режиссёра.
__________________
* Владимир Владимирович Бортко (р. 1946 г.) — советский и российский кинорежиссёр, мастер экранизации. Самое известное его произведение фильм «Собачье сердце».
** Богдан Сильвестрович Ступка (1941—2012) — советский и украинский актёр, Народный артист СССР. В течение творческой жизни снялся в 114 фильмах.