Загадка Понтия Пилата

Виктор Притула
Об Александре Невском написано немало книг. Тем не менее, новая работа немецкого исследователя Фритьофа Беньямина Шенка «Александр Невский в русской культурной традиции» заслуживает особого внимания. Это историческое исследование вышло в серии «Historia Rossica», которую выпускает издательство «Новое литературное обозрение». Александр Невский –   одна из крупнейших величин в русской истории, предмет исследовательских дискуссий, сюжет непрекращающегося мифотворчества... О нем сложено немало легенд, сняты шедевры кино. Приписанный ему в знаменитом фильме Эйзенштейна афоризм «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет» и сегодня воспринимается многими как подлинный завет национального героя. В уникальной по охвату источников книге автор исследует семивековую толщу памяти об одной из самых легендарных фигур русской истории. Перед читателем разворачивается панорама образов Александра Невского, запечатленных в летописях, агиографии и иконах, идеологии и официальной пропаганде, исторических трудах и политической публицистике, живописи, скульптуре, кинематографе и даже коммерческой рекламе. Особо хотел бы остановиться на двух книгах подраздела этой серии «Окраины Российской империи». В сборнике статей «Сибирь в составе Российской империи» авторы стремились не только обобщить уже имеющиеся результаты изучения сибирской истории имперского периода, но и представить новые подходы к ее интерпретации.  Сфокусировав свое внимание на проблемах взаимоотношения центра и Сибири, специфике ее хозяйственного и социокультурного освоения, феномене сибирской ссылки, адаптации русских переселенцев к новым условиям и взаимодействии их с коренными народами, они проследили историю формирования особой русско-сибирской территориальной идентичности. Другой сборник статей «Северный Кавказ в составе Российской империи» подготовлен группой историков и этнологов из академических центров и университетов Махачкалы, Нальчика, Грозного и Москвы.  Северному Кавказу принадлежит особое место в русской истории и культуре XVIII — начала XX века. Завоеванный русскими в ходе кровопролитных войн XIX столетия, он был постепенно «усмирен», обратившись в слаборазвитую экзотическую «восточную окраину» страны, но и сам покорил своих победителей, воплощая в себе Россию как великую империю. Назрело время заново внимательно прочесть историю Северного Кавказа в составе России, освободив ее от старых колониальных стереотипов и новой лжи. Эта книга,  приглашает читателя к такому прочтению, дополняя привычные темы — Кавказской войны, исхода горцев с русского Кавказа в османскую Турцию, русской колонизации, реформ и революции на Кавказе — новыми, еще слабо изученными в отечественной кавказоведческой традиции сюжетами кавказского пограничья (фронтира), исламского дискурса, ориентализма и другими темами. Прекрасным иллюстративным и фактографическим дополнением к развитию кавказской темы может служить изданный «Европой» уникальный «Атлас этнополитической истории Кавказа (1774-2004)». На примере 50 карт автор этого научно исторического издания Артур Цуциев  предлагает рассмотреть, как формировались территориальные и статусные параметры этнополитических противоречий в регионе, а также определить содержание современных рисков, связанных с подобными конфликтами. Каждая из карт отражает определенный этап в развитии региона и сопровождается комментариями событий, происходивших в тот или иной период. Кроме собственно географических карт и схем с указанием административно-территориального деления, в «Атлас» вошли и этнолингвистические и конфессиональные карты. «Исторический Кавказ» определяется автором «сначала в качестве (меж-) имперского буферного пространства, а с начала ХIХ века - как особый регион России». Располагая карты в хронологическом порядке, автор стремится показать историческую подвижность этнических границ и относительность «исконных» территорий. Внимание уделяется внимание такому вопросу, как противоречивая связь административно-политических границ с границами этнических ареалов, так как административно-территориальная сетка региона, по словам Артура Цуциева, «никогда не совпадала и не могла совпадать со структурой этнического расселения». Например, Кизляр начинался во многом как армяно-грузинская колония, а Моздок - как центр крещеных кабардинцев и осетин. Русскую «этническую доминанту» колонизации Кавказа изначально дополняли армянские, греческие, молдаванские, болгарские, немецкие, эстонские, латышские, польские, еврейские и прочие переселенцы.  По мнению автора, определение внутрикавказских границ «не представляет собой произвольного никак не обоснованного административно-управленческого подхода, а напротив - опирается на определенную логику упорядочения и классификации этнических категорий». Исходя из этого, «историческая справедливость и устраивающие всех линии границ не могут рождаться из прошлого, из апелляций к нему как некоему резервуару, скрывающему былое национальное величие.
Книга Юрия Рубцова  «Штрафники  Великой Отечественной. В Жизни и на экране» («Вече» . 2007 год) ставит своей задачей   показ исторической и жизненной правды о штрафниках Великой Отечественной и аргументированный отпор «новопрочтенцам» в лице создателей телесериала «Штрафбат». Обстановка вокруг празднования 60-летнего юбилея Победы показала, что сражение за историческое здравомыслие граждан России развернулось уже на последнем рубеже. Сегодня нам внушают, что все в нашей истории было либо «неправильным», либо вовсе «преступным», пытаясь разрушить в сознании россиян последнее, что сохраняет святость, что объединяет всех нас - память о Великой Победе. Мемуары Павла Васильевича Золотова «Записки миномётчика» представляют собой жесткую и правдивую книгу о войне. Здесь нет пропагандистских штампов и шаблонных историй о героизме, перед нами предстает картина реальной войны глазами человека, знающего о ней не понаслышке. Автор прошёл три фронта, сражался с финнами на Карельском перешейке, освобождал Венгрию, Чехословакию, Австрию. Суровая правда войны в мемуарной серии «На линии фронта». В издательстве «Центрполиграф», где вышла эта книга, много внимания уделяют мемуарам, которые помогают нам понять и осознать многие белые пятна отечественной истории. «Моя жизнь - борьба. Мемуары русской социалистки 1897-1938» Анжелики Балабановой, охватывают драматический период в истории Европы конца XIX века и до 30-х годов XX века. Являясь весьма влиятельной фигурой международного рабочего движения, Балабанова была связана со многими известными историческими деятелями, среди которых  были Муссолини и Клара Цеткин, Ленин и Роза Люксембург. История в мемуарах Балабановой выглядит несколько другой, чем та, которую нам так долго навязывали. Эта книга вышла в серии «Свидетели эпохи». 

«Шестой прокуратор Иудеи» Владимира Паутова - исторический роман-предположение, сюжет которого родился на основе канонических текстов Нового Завета. I век нашей эры. В Сирийскую провинцию Римской империи для управления Иудеей прибывает прокуратор Понтий Пилат и сразу же оказывается в центре заговора иудейских священников, стремящихся любой ценой сместить его с должности. В силу обстоятельств он вынужден принять весьма щекотливое и нелегкое решение, жертвой которого становится один нищий плотник из захолустного городка Назарет, случайно оказавшийся между двумя силами - римским государством и иудейским духовенством. Не столько не каноническое прочтение Нового Завета, сколько попытка продолжить булгаковские размышления о несовместимости власти и истины. Одна из очень удачных находок издательства «Октопус».
«Эпохой викингов» в Скандинавских странах (Швеции, Норвегии, Дании) называют период, охватывающий IX, X и первую половину XI столетия — время воинственных и дерзких дружин отважных морских воинов-викингов, первых скандинавских королей-конунгов, древнейших из дошедших до нас средневековых эпических песен и сказаний. Книга Натальи Будур «Повседневная жизнь викингов. IX—XI века» из «молодогвардейской» серии «Живая история», — попытка приоткрыть дверь в суровый и величественный мир норманнов, представить себе жизнь, которую вели люди на Севере больше десяти веков назад. Особое место в книге занимают сюжеты, связанные с рунической письменностью и рунической магией.
А теперь обратимся к книге, которая соединяет в себе мудрость «Опытов» Монтеня и пикантность историй из «Декамерона». Знаменитая книга Брантома «Галантные дамы» воскрешает эпоху Маргариты Валуа, Марии Медичи, Карла IX и их двора. Исторические персонажи романов Дюма и Мериме предстают здесь во всей прелести своих галантных приключений.
Этот небольшой томик Брантома читатель найдёт в коллекции книг «Азбука-классика». Издательство «РИПОЛ-классик» в сотрудничестве с «Иностранкой» продолжает грандиозный проект «Clio. История в романе».
Читателей успевших проглотить роман «Роза и лилия», являющийся первой частью трилогии Жеральда Мессадье «Жанна де л,Эстуаль», который я уже представлял в одном из своих обозрений, спешу обрадовать сообщением: вышла вторая книга трилогии - «Суд волков». Героиня романа Жанна становится баронессой при дворе КарлаVII. Того самого, который был коронован в Реймсе великой тёзкой нашей героини Жанной д,Арк. Но дальше повествование ведёт нас к началу правления «короля-паука» Людовика XI, здесь он ещё молод и не постиг всех тонкостей политических интриг, мастером которых стал впоследствии. Между тем, Жанну де л,Эстуаль обвиняют в колдовстве, по Франции рыщут голодные волки, в том числе и в человеческом обличье… Будем ждать третью часть этого эпического полотна из французской истории.
Роман «Кью», созданный группой итальянских интеллектуалов, поборников Умберто Эко и идеологических ценностей Евросоюза, и укрывшихся под псевдонимом Лютер Блиссет, посвящён европейским событиям времен Реформации и крестьянских войн. Именно Мартин Лютер открыл тот самый ящик Пандоры, из которого на просторы Европы выплеснулись толпы беженцев, реки крови, ландскнехты с их невероятной жестокостью, алчные церковники, крестьяне, поверившие в Царство Божие на Земле…
В центре многопланового романа с сотнями персонажей - фигура таинственного агента всесильного кардинала  Джанпьетро Караффы, таинственного «Q» - идеального шпиона, раскрыть которого не удается никому. Этот исторический бестселлер достоин пера Умберто Эко.
Два великолепных исторических детектива открывают новую серию издательства «Флюид» - «Codex Medievalis». В романе Филиппы Морган «Чосер и чертог славы» автор знаменитых «Кентерберийских рассказов»  предстает перед нами в неожиданном амплуа дипломата и политика, вынужденного расследовать запутанное преступление… Роман Пола Доуэрти «Сатана в церкви»  воскрешает события времён короля Эдуарда I. Англия. XIII век. Хотя заклятый враг короля Симон де Монфор убит, а его последователи казнены, в Лондоне неспокойно. Ужасное убийство, наводящее на мысль о сатанинских обрядах, заставляет чиновника Королевской канцелярии Хью Коберта вступить на страшный путь, возвращения с которого нет.
Роман турецкого писателя Реха Чамуроглу «Последний янычар» рассказывает об удивительной судьбе славянского паренька Петра, попавшего в плен во время одной из русско-турецких войн времен Екатерины Великой. Приняв ислам, он становится янычаром по имени Рыжий Абдулла. Этот исторический роман рассказывает об истории янычарского корпуса, о его суфийских наставниках. О победах и поражениях. Это взгляд на историю русско-турецких войн с той стороны. Взгляд русских глаз из под янычарской чалмы. Роман «Последний янычар» вышел в «Языковом центре им. Ф.М. Достоевского» в прекрасном переводе Анны Дмитриевой и при активном содействии турецкого издательского центра «ТРОЙ Медиа». Вот уж воистину, если гора не идёт к Магомету… Мы редко издаем турецких писателей, за исключением нобелиата Орхана Памука. Поэтому турки решили пойти навстречу русскому читателю, предложив издать целую серию романов. Так, что «Последний янычар» скорее «первая ласточка».