В день Яблочного Спаса

Татьяна Пороскова
Душа моя совсем окаменела после смерти мужа. И повезла меня дочь в Кириллово-Белозерский монастырь, недалеко от Вологды.
Это был день яблочного Спаса. Мелькали придорожные деревья. Синело вдали большое озеро.
Машина остановилась. И мы вошли в могучие стены монастыря, ступили на уложенные чьими-то руками древние камни. На камнях я заметила письмена на старославянском языке…

Я подумала о тех людях, кто укладывал здесь эти намоленные веками камни,
и о тех, кто складывал по кирпичику эти мощные высокие стены,
кто стоял у бойниц и вглядывался зорко в просторы земли русской.
Я подумала о тех, кто нёс боль свою сюда.
Сколько молитв было здесь прочитано,
сколько поклонов земных отдано…

И съёжившееся больным комком сердце моё дрогнуло.
Потекли слёзы.
И стало легко.

Мы зашли в полутёмную  молельню, чтобы поставить свечи и прочесть свои молитвы. Я  растерянно и беспомощно оглянулась назад. Некуда было поставить их. Огоньки других свечей трепетали, и не было свободного места для моей свечи. Заплаканные глаза мои встретились с понимающим взглядом монаха. Он не сказал ни слова, но я поняла, что и моя свеча будет зажжена.

Когда мы вышли во двор и присели на скамейку, я услышала французскую и немецкую речь, подняла глаза и увидела пожилых иностранцев.
- Они, наверное, пенсионеры, как и я. Могут поехать за границу. А могу ли я поехать в Германию или Францию? Нет. Да и не надо.

Это моя земля. И она даёт мне силы. Я ощущаю от этой земли и от стен монастыря ту силу, которую отдали когда-то люди, приходившие сюда, молившиеся здесь.
Это моя родина, - так думала я, сидя на скамейке в монастырском дворе.
Сильное чувство любви и гордости за свою величавую и непокорённую землю охватило меня. И слёзы очищения опять залили лицо.
В этот момент я поняла, что здесь, в этом месте и других исторических местах, человеку передаётся энергия предыдущих поколений. Даже камни под ногами могут дышать этой энергией.

Позже я узнаю, что монастырь  был построен на берегу Сиверского озера в 14 веке, основатель его Кирилл Белозерский. В смутные времена стены его выдержали осаду польских и литовских интервентов. В нём молились о зачатии наследника русские цари. Его посещали Иван Грозный и Пётр Первый…

Вот и мне, грешной, выпала радость побывать здесь в день Яблочного Спаса и очистить свою душу.