Карахан

Павлова Наталья Ивановна
                Сказка 1

                КАРАХАН       

        Толеген очень не любил, когда к ним в класс приходил психолог с анкетами. Вечно в них половина вопросов, на которые не знаешь, как ответить Вот и сегодня в их 5-А пришел психолог. Но удивительно,первый же вопрос Толегегену очень понравился: "Что помогает тебе разобраться в сложных жизненных ситуациях?". Толеген, не задумываясь, ответил: " СКАЗКИ БАБУШКИ АЙШИ". Написал ответ и забыл об анкете, о психологе, мысленно унесся в аул Жарын, к бабушке Айше, где он проводил каждые каникулы.

        ... В тот день он прибежал к бабушке Айше расстроенный, даже злой. Бабушка прищурила добрые глаза:
           - Ты что, балам*, такой взъерошенный, как петушок, когда ему ветер в спину дует?
И Толеген с возмущением рассказал ей о том, что они играли с ребятами в асыки**, а этот верзила Сырым всех обыграл.
           - Но он же нечестно обыграл. В свой копай*** он залил свинец, и поэтому легко сбивал наши асыки.
Толегена распирало возмущение:
           - Он жадный, аже, и не честный! Бабушка Айша, продолжая крутить свое веретено, ласково сказала:
          - Не горюй, балам, жадность и нечестная хитрость в конце концов обязательно  будет наказана. И народ наш во все времена так считал и считает. Вот послушай сказку.

                1

        В бескрайней казахской степи, в небольшом ауле, жил веселый неунывающий мальчик Джиренче со своей старшей сестрой Биз. Их семья лишнего не имела, но и не голодала

        Но однажды, когда Джиренче и Биз ушли за дальние холмы собирать перья фазанов для саукеле**** девочки, на аул напали разбойники. Аул они разграбили, людей увели в плен, скот угнали. Так Джиренче и Биз остались одни. Кое-как дети залатали обгоревшую юрту, собрали по аулу какой-никакой скарб, остатки еды и стали думать, как им жить дальше. И всё бы ничего, да голод замучил. Наконец,даже весельчак Джиренче не выдержал и громко, во весь голос заплакал. А Биз насмешливо говорит:
           - Я думала, ишак ревет, а это Джиренче плачет.
           - Я и не так могу,- хнычет Джиренче. Я могу громче верблюда-а-а!
           - Нет уж, спасибо, не хочу быть сестрой верблюда, - подтрунивает Биз, ласково вытирая братику слезы, - ну чего ты, большой, а плачешь?
И, чтобы его развеселить, стала весело пританцовывать. Когда братик успокоился, Биз очень серьезно ему сказала:
            Нам с тобой плакать нельзя. Мы сами должны уметь за себя постоять и перед голодом и перед плохими людьми. Где наша тележка? У нас ведь есть замечательная тележка! А еще у нас есть дрова. Продадим дрова, муки купим, лепешку испечем.
           - Лепешку? - облизнулся Джиренче.
           - Ну да, большую, круглую, горячую, вкусную. Скоро я подрасту, работать пойду. Меня же не зря зовут Биз - шило. Я такая же шустрая и трудолюбивая. Да и ты постепенно поумнеешь. Братец на такие слова обиделся:
           - Вот это уж ты напрасно, тате*****, Я и без того очень-очень умный, умнее все!
А когда Биз собралась везти дрова на базар, малыш запротестовал:
            - Что ты, тате,не смеши меня! Разве девочка справится с таким делом? Тут нужен солидный мужчина... толковый... обстоятельный.

        Взял Джиренче тележку с дровами и повез их, весело напевая:
            Сухие дрова горят горячей,
            Умная голова у тебя, Джиренче.
            Одна голова у тебя на, Джиренче,
            На правом плече и на левом плече.
А надо сказать, что неподалеку жил богатый Карахан. Был он толстый, как бараний курдюк, и непомерно жадный. В этот день жена приготовила ему жирный шужук,отварила баранью голову и сварила в ореховом масле двух фазанов.
        В ожидании обеда Карахан сидел на атласном одеяле - корпе перед юртой с пиалой в руке. И тут он увидел маленького задорного Джиренче. В голове жадного толстяка сразу же зародился коварный план. Он окликнул мальчика:
           - Купец, а, купец!
           - Вы это... меня?
           - А кого же? Тут больше никого нет.
           - Вот спасибо, друг! Вот понимающий человек! Сразу разгадал меня! - растаял от лести простодушный  ребенок.

        Карахан ласково пригласил его подойти, напоил чаем, спросил, не продает ли он дрова, а если да, то какую цену за них просит. Джиренче, важный от такого обращения,запросил три тилли. Карахан так же важно возразил:
           - А я тебе другое скажу:возьми за воз, КАК ЕСТЬ, шесть тиллей.
Джиренче, несказанно обрадованный, схватил монеты, крепко зажал их в ладошке, весело спросил:
           - Скажите, куда свалить дрова? Ай, спасибо! Ай, добрый человек!Может, порубить надо?
 Но Карахан вмиг стал неприступным и грубо закричал, что сваливать никуда не надо, пусть на тележке лежат.
           - На МОЕЙ тележке, - ехидно добавил он, - я ведь заплатил за весь воз, КАК ЕСТЬ, а значит, и с тележкой. А ты ступай!
      
         Как ни спорил Джиренче, Карахан стоял на своем,и, наконец, пригрозил мальчику, что если он не уберется, то слуги Карахана схватят его и бросят в зиндан. Джиренче отбежал на безопасное расстояние и стал кричать на всю степь:
           - Разбой! Обижают Джиренче! Тележку отнимают! Караул! Жаловаться буду!
К судье пойду!

        А судья как раз в это время проходил мимо. Домой к себе шел: кумыс пить, баранину кушать. Карахан, словно забыв о Джиренче, вмиг превратился в хитрого лиса:
           - Кулдук вашей милости, господин судья! О, достопочтеннейший! Пусть шелком станет дорога, которой коснутся стопы ваши. Не соизволите ли разделить со мной мой скромный обед? Сегодня у меня вареная голова молодого барашка, шужук, фазаны, вареные в ореховом масле.
Судью долго упрашивать не пришлось. Когда Джиренче подбежал, он уже отправлял в рот куски нежного фазаньего мяса, макая в лепешку в ореховое масло. Джиренче упал к его ногам:
           - Кулдук вашей милости, наиспрведливейший судья! Рассудите нас!
Но судья слушал мальчика в пол уха, Он заранее знал, что скажет.
           - Ты продал воз, КАК ЕСТЬ? А значит, и с тележкой.
           - Но как же, господин судья?... - промямлил Джиренче.
           - Суд сказал!

        И поплелся удрученный сирота домой. Биз обрадовалась братику, и тому, как много денег он принес. Но Джиренче было не до того. Он был грустен, как барашек под дождем. Пришлось рассказать сестре, что по его глупости они остались без тележки. Но Биз, подумав, успокоила его:
           - Не плачь, бедный мой братик, тут твоей вины нет. А у нас есть еще одна вязанка дров. Возьму-ка я ее и сама отправлюсь к Карахану, когда у него дрова кончатся.
           - А я?
           - А ты поможешь мне, донесешь дрова.

                2

        Через неделю они отправились к юрте Карахана с дровами. Джиренче нес вязанку на плече и грустно напевал:
          Придется дрова носить на плече.
          Зачем голова тебе, Джиренче?
         
         Они подошли к юрте Карахана сзади, незамеченными, и остановились послушать, о чем же это он так горько вздыхает и сетует. А жадный толстяк сокрушался, что судья повадился к нему на обед:
           - День ходит, два ходит, неделю ходит. Сам худой, а как сядет за стол,так пол барана и нету!
        Но на этот раз хитрый Карахан решил проучить нежеланного гостя. Он велел жене в котел с супом бросить вместо мяса подошвы старых сапог, а фазанов начинить мелкими камнями в надежде, что после такого угощения судья забудет к нему дорогу.
        Джиренче и Биз чуть не рассмеялись в голос, когда судья схватился за щеку и громко вскрикнул:
           - Жуб! Жуб шломал! Лучший жуб! Жуб мудрошти! Гордошть моего рта! Будь проклят твой фажан! Ты его что, шпечиально камнями кормил?
Карахан злорадно огрызнулся:
           - На всех обжор хороших фазанов не напасешься. И чего обижаться? это не я к тебе каждый день обедать хожу.
           - Я тебе это припомню, собака и сын  собаки! - пригрозил судья Карахану. Он хотел, было, уйти, но тут перед ними, как из-под земли выросла девочка с вязанкой дров. Карахан тут же, забыв о судье, спросил, не продает ли она дрова, а если да, то какую цену  за них просит. Биз скромно ответила:
           - Три тилли, дядя.
Жадный Карахан стал торговаться, и судья понял,что приспело время отомстить обидчику. А торг между тем разгорался.
           - Три тилли дорого, даю две.
           - Мало, дядя.
           - Даю тебе две тилли, и все! Больше тебе никто не даст.
           - Две тилли, КАК ЕСТЬ? - хитро спросила девочка.
           - Как есть, две тилли даю, - ничего не подозревая, ответил Карахан.
           - Согласна, дядя. Куда сложить дрова?
           - А вон на ту тележку. Хорошая у меня тележка?
           - Хорошая, - вздохнула Биз, укладывая  дрова.

        Карахан протянул ей две тилли. Но Биз вдруг резко вцепилась в его руку:
           - Нет, дядя, ты мне вместе с рукой давай, КАК ЕСТЬ!
Карахан, не на шутку испугавшись, кричал, обзывал Биз ведьмой, говорил, что ее каракурт укусил, и она взбесилась. Но Биз, крепко держа его за руку, вскрикнула:
           - Несите нож!
Карахан ревел на всю степь, заливаясь горючими слезами. 
   
        Но тут вмешался cудья. Он важно прошелся перед спорящими и громко провозгласил:
           - Тише, люди, здесь судья!
Карахан заискивающе пролепетал:
           -Кулдук вашей милости, господин судья!
А Биз попросила рассудить их. Судья обратился к Карахану:
           - Ты при мне обещал ей две тилли, КАК ЕСТЬ, не так ли?
           - Та-а-ак,  - жалобно заныл Карахан. Обеща-а-а-ал.
Судья помолчал и торжественно произнес:
           - Девочка Биз, кисть руки твоя!
           - Несите нож! - громко вскрикнула Биз.
Карахан в ужасе стал кричать, что он готов заплатить выкуп. Но когда судья важно заявил, что для того, чтобы сохранить руку, Карахан должен заплатить девочке Биз сто тиллей, он чуть не упал в обморок. О! Разве мог этот скряга оторвать от сердца такую сумму?! Но Биз тут же повторила свое требование принести нож. Судья поддержал ее, да еще и приказал  за неподчинение суду отдать девочке тележку.
           - Карахану ничего не оставалось, как отдать девочке Биз тележку и мешочек с деньгами. Отдавая, он сокрушался:
           - Ай-ай-ай! Дорого же мне обошлась вязанка дров.
А судья ехидно подтрунивал:
           - Добавь сюда еще суп из подошв и фазана с камнями.

        А девочка Биз уже забрала свою тележку и весело щебечет:
           - За такую цену, дядя, я каждый день готова таскать вам дрова.
Карахан взревел:
           - Уходи отсюда, негодная! Никто никогда не мог меня обмануть! А тут столько денег пришлось отдать какой-то нищей девчонке!

        Но вдруг он хитро прищурился и льстиво обратился к Биз:
           - Погоди, красавица! О, девочка, легкая, как ветерок, прекрасная, как луна! Предлагаю тебе маленькую игру. Вот мой кошелек, в нем еще сто тиллей. Я ставлю их. Ставь и ты свою сотню. Игра будет такая: кто из нас, о серебряная уздечка моего коня, лучше соврет, тот и получит все деньги. Это очень просто. Мы будем рассказывать друг другу разные истории. Нужно рассказывать такое, чего не бывает, чему никто не поверит. Кто первый скажет другому: "ты врешь", - тот и проиграл. Состязаться мы будем честно, при свидетелях. Ты согласна?

        Биз согласилась, заявив, что у нее есть свидетель - братик 
Джиренче. Увидев его, Карахан обрадовался, подумав, что если он обвел вокруг пальца мальчишку, то и девчонке не поздоровится. Он позвал свою жену Айжан. Но судья важно заявил:
           -Ваши свидетели - родственники, поэтому главное решение будет за мной.

                3

Девочка Биз вежливо уступила право первого рассказчика Карахану:
           - Вы, дядя, старше, вы богатый, вам и начинать.

        Карахан начал свой рассказ:
           - Ну так слушай. Посеял я однажды зернышко пшеницы. Не прошло и недели, как из него выросло поле. Колосья были выше самого высокого тополя.Заехал раз туда большой караван верблюдов да и заблудился. Три дня путники не могли выбраться на дорогу. Такое огромное поле было... Ты слышишь меня, Биз?
           - Слышу, слышу, - скромно отозвалась Биз.
           - А потом, - продолжил Карахан, - забрались в пшеницу козлы. Целых сорок козлов, да так и не вернулись обратно. Заметь, девочка Биз, козлы не вернулись.
           - Подумать только,- спокойно проговорила Биз, -  бедные козлики.
Карахан уже начал злиться, но рассказ свой продолжил:
           - Когда пшеница созрела, я нанял рабочих и они убирали ее целых сто дней. Наконец, всю убрали, сложили, а козлов так и не нашли.
           - Видимо, они с другой стороны поля ушли, - предположила Биз. Карахан продолжил свою историю уже с раздражением:
           - Вся эта пшеница уместилась в одном мешочке. Однажды жена испекла мне из нее лепешку. Прочитав молитву, я разломил лепешку и положил ее в рот. И вдруг во рту у меня заревел козел. Потом он выскочил изо рта, а за ним и остальные тридцать девять... Ох!... Они так зажирели, что каждый из них был... Ох!.. Больше этой юрты. Ох, не могу больше, повалился он в изнеможении на одеяло, - ну что скажешь, девочка Биз?
Биз невозмутимо ответила ему:
           - Это сущая правда, дядя, таких историй много на свете.
           - Вот негодница, взревел Карахан, - дочь осла и собаки!
        Но тут вмешался судья. Он оштрафовал Карахана за грубость еще на десять тиллей. Карахан от злобы и жадности даже заплакал, но язык прикусил.

        А Биз начала своё повествование:
           - Видите эту тележку? Как-то ночью я проснулась. В темноте около нашей юрты ходит кто-то чужой. Ну, думаю, вор. Хотела крикнуть да побоялась. Я же девочка. А вор тащит мою тележку. И так мне стало ее жаль, что я все-таки вскрикнула. Вор оглянулся. Тут я увидела его лицо: злое, жадное. Этот вор был.., - Биз помолчала и тут внезапно крикнула, - Ты, дядя!
          - Врешь! - так же резко от неожиданности вскрикнул Карахан. Он тут же зажал себе рот рукой, но было уже поздно.
           - Проиграли, дядя! - смеясь, сказала Биз. А судья важно изрек:
           - Двести тиллей  получает девочка Биз. А штраф десять тиллей - это мне за справедливый суд. Так был наказан за свою жадность и злую хитрость Карахан.

        Толеген задумался.
           - Аже******, а почему в сказках всегда бедняки умные, а богатые - глупые? Как же тогда они нажили свое богатство? А как управляют им? Для этого ведь обязательно нужно умным быть.
           - Хорошо, что ты задаешь такие вопросы, но об этом в следующей сказке.
------------------------------------------------
* - балам - ласковое обращение к мальчику.
** - асыки - кости для игры, бабки.
*** - копай - Большая кость, используется в качестве биты.
**** - саукеле - девичий  головной убор. Конусообразная шапочка, укрешенная перьями.
***** - тате - обращение к старшей сестре и к тете.
****** - аже - ласковое обращение к бабушке.