Наследники Прометея

Николай Палубнев
Рецензия на роман Олега Радзинского
«Агафонкин и Время»


Писатель Олег Радзинский не отмечен вниманием критиков. Читательского уважения и высоких продаж всегда недостаточно, для полноты писательского счастья важна обратная связь с экспертами написанного.  Переломить ситуацию с четвертой попытки – выпущенной книги, он вознамерился полифоническим романом «Агафонкин и Время». «Агафон» в переводе с греческого «добрый». Герой новый для литературы, но с потенциалом придать ей неведомые высоты.
Необычный курьер Алексей Агафонкин выполняет заказы неведомой ему силы, осуществляя Доставки-Выемки неких артефактов, при этом перемещается в пространстве-времени. Алексей «прыгает» вдоль мировой Линии Событий, связывающей всё когда-либо произошедшее, используя биографии людей. Стоит ему прикоснуться к кому-нибудь – и любая точка жизненного пути этого человека становится доступной курьеру. События развиваются на фоне различных времен, стран и народов. Это происходит до тех пор, пока Агафонкин не влюбляется в девушку советской эпохи 1950-х годов. Чувствуя ответственность за ее жизнь, он готов пожертвовать всем, даже нарушая ход мировой истории и законы мироздания. 
 С уверенностью можно отнести эту книгу к истории, детективу, love-story и даже эзотерике.  Имея все признаки большой прозаической формы, произведение тем не менее динамическое, легко воспринимается и остается в памяти, не  обременяет читателя  требуемыми для понимания специальными знаниями. Опыт автора – жизненный, книжный, мистический вылился в многомерное полотно. Там, где автор опирается на лично пережитое - советское прошлое, артистическая среда, репрессивная система -  это  особенно должно впечатлить взыскательного книголюба. К тому же сюжет вполне условен. Ведь понятие времени как периодичности событий учеными до сих пор корректно не определено, что подразумевает различные трактовки. И переплетение нескольких предлагаемых реальностей, путь из настоящего в разные эпохи, встречи с настоящими ангелами и демонами, место России в остальном мире – все это только средство полнее выразить чаяния современного человека. Присутствует также острая политическая подоплека как линия ответственности власти.  Но самым важным с литературной точки зрения для О. Радзинского сегодня стало встраивание в современный процесс. Оппонируя произведениям Михаила Булгакова, Виктора Пелевина, Владимира Сорокина, автор проводит философские параллели, попутно решая собственные художественные задачи. С началом их понимания проступает и нравственная вязь идей романа. Символично признание автора в конце, где герой «знал, что должен разорвать кольцо бесконечного радужного мерцания любой ценой. Потому что только тогда люди начнут жить свои жизни». Это кольцо - круги повторяющихся судеб. Таким образом, право на свободу и борьбу за любовь, помогающую раскрыться, стать непохожим на других – непреложная истина, прокладывающая путь от сердца к сердцу. Вложить в умы эти знания для Олега Радзинского, подобно поступку Прометея. Из романа вытекает стройная философская, вернее, религиозная система. Она не отрицает Бога, но возвышает Человека до Нового Ренессанса. Впору сказать, что народился, точнее, развился новый, но не Гоголь, а Будда. Примут ли люди это слово, зависит от них самих. Но относиться к литературному роману уже будут точно не так, как раньше. С повышенной долей осмысленности, нравственно конструируя свое будущее. Новое видение жизни подарит еще один шанс переродиться ради высшей ценности – любви к человеку. И это будет для человечества  после стольких перенесенных страданий появление  Творца новой судьбы для каждого.