Некоторые мысли об истории своего народа...

Анатолий Патман
  Некоторые мысли об истории своего народа, возникшие у простого обывателя.
 
  Блуждая по Интернету, необъятному и так интересному, у уважаемого Спесивцева А. Ф., одного из известных авторов в Самиздате, увидел ссылку о произведениях Михаила Израйлевича Зильбермана - http://samlib.ru/z/zilxberman_m_i/indexdate.shtml. И там оказалась, среди других, одна его интересная для меня статья - 'О прашумерах' - http://samlib.ru/z/zilxberman_m_i/oprashumerah-1.shtml, которую я и успел прочесть. И у меня возникли кое-какие мысли..
  Статья оказалась очень даже интересной для меня, и, на всякий случай, пришлось пройти по ней с обыкновенным чувашско-русским словарём (Скворцов М. И., Скворцова А. В., Чувашско-русский и русско-чувашский словарь. - Чебоксары. 1999 год.).
  И вот, насколько я могу судить, совсем не историк, а обычный простой человек, не очень-то и интересующийся историей своего народа, об историческом прошлом чувашей имеется очень много противоречивых материалов. Хотя, в основном говорится об их предках, уже исчезнувших народах, как булгары, далее гунны и хунну, и о некоторых других, менее заметных.
  Булгары - народ известный, оставивший довольно заметный след в истории. До и после пятого-шестого веков нашей эры некоторое время вдоль Чёрного моря и на Северном Кавказе существовали их государства, потом в седьмом веке они создали Волжскую Булгарию и жили там до тринадцатого века. Примерно тогда же, где-то в седьмом-восьмом веке, булгары основали и дали своё название нынешней славянской стране Болгария, И есть что-то булгарское у балкарского народа на Северном Кавказе. Но безжалостное монголо-татарское нашествие, потом походы прославившегося своей жестокостью Тамерлана и набеги ногайских орд, уничтожавших всё, да походы со стороны набиравшей силу Руси добили сильно ослабевших булгар, оставив на их землях так называемое Дикое поле. Потом уже туда с юга, с Крыма, в начале пятнадцатого века пришли кипчакские племена, успешно осевшие вокруг чудом сохранившейся Казани и частично ассимилировавшие остатки булгар, известные теперь как казанские татары, в достаточной степени, оказывается, родственные части крымских татар.
  Про гуннов и говорить нечего - прогремели в пятом-шестом веках нашей эры на весь мир. Они, ведомые Аттилой, дошли до Парижа и Рима, а потом, после его смерти, вдруг исчезли куда-то и растворились без следа.
  Про хунну уже знают, наверное, только историки и другие специалисты в разных областях. Народ, достаточно длительное время, ещё две тысячи и более лет назад, имевший вдоль северных границ древнего Китая свою империю и постоянно беспокоивший китайцев и, в конце концов, потерпевший от них сокрушительное поражение, сумел уйти от полного уничтожения на запад и через некоторое время воскреснуть в районе Волги и Урала в виде гуннов.
  Правда, есть некоторые точки зрения о происхождении чуваш от сувар, вроде как, одного из племён булгар. Есть и другие интересные варианты, например, имеется и вот такое, о происхождении чуваш от части выживших хазар (Кузьмин-Юманади Я. Ф., Кулешов П.: Этногенез чуваш по данным этнографии, археологии, антропологии и лингвистики. Часть II. - Казань, 2004. - 35 с. Источник: http://personalhistory.ru/book...). Эта точка зрения обосновывает свою версию тем, что в чувашском языке найдены несколько сот слов явно еврейского происхождения.
  Хотя, как пишут многие историки и лингвисты, там имеется так же много слов китайского, монгольского или древнеиранского (персидского) происхождения, и даже, например, армянского, грузинского и многих других языков. Все эти заимствования или слова, взаимно проникшие друг к другу в определённые периоды совместного существования этих языков, показывают, что имелись разнообразные связи между народами, носителями этих языков. Вот, к примеру, много чувашских слов или схожих в венгерском языке и языках других финно-угорских народов, и, конечно, достаточно слов явно чувашского или татарского происхождения имеется в русском. Наверное, не только в чувашском языке много слов разного происхождения, но и в других достаточно слов тюркского происхождения, в том числе и от предков чувашей. Как уже говорилось ранее, ведь они, хунну, выделились из состава пратюрков, вроде, около двух тысяч лет назад.
  Для интереса хочу привести в самом начале несколько вот наиболее таких знакомых слов:
  - мухтав (чувашское) (слава, хвала) - мухтав (ивритское);
  - салам (привет) (чувашское, и оно же во многих тюркских языках) - шолом (ивритское);
  - ;утат (чувашское) (освети) - цитат (иврит);
  - ;утатма (чувашское) (освещать) - sutitama (эстонское);
  - хал;х (чувашское) (народ) - халк (персидское);
  - хисеп (чувашское) (почёт) - хесеб (персидское);
  - к;пе (рубашка) - каба (арабское и персидское);
  - ш;ши (чувашское) (мышь) - шу (китайское);
  - ;ын (чувашское) (человек) - жэнь (китайское);
  - ар;ын (чувашское) (мужчина) - айжэнь (китайское);
  - ;ынсем (чувашское) (люди) - жэньси (китайское);
  - шыв (чувашское) (вода) - шуй (китайское);
  - анне (чувашское) (мать) - аня (венгерское);
  - икерч; (чувашское) (блины) - акарча (монгольское);
  - икерч; (чувашское) (блины) - ичке пат (эрзя);
  - пуян (чувашское) (богатый) - баян (монгольское);
  - пуян (чувашское) (богатый) - поян (мари);
  - патт;р (чувашское) (богатырь) - баатар (монгольское);
  - патт;р (чувашское) (богатырь) - батор (венгерское);
  - сухал (чувашское) (борода) - сахал (монгольское);
  - сухал (чувашское) (борода) - сакал (венгерское);
  - в;к;р (чувашское) (бык) - укер (монгольское);
  - в;к;р (чувашское) (бык) - укор (венгерское);
  - п;р;а (чувашское) (горох) - боршо (венгерское);
  - к;мпа (чувашское) (гриб) - гомба (венгерское);
  - тыр; (чувашское) (зерно) - tera (эстонское);
  - чечек (чувашское) (цветок) - цэцэг (монгольское);
  - чечек (чувашское) (цветок) - цеця (эрзя);
  - хура (чувашское) (черный) - кара (монгольское);
  - алпаст; (чувашское) (злой дух) - алпасты (удмуртское);
  - п;т; (чувашское) (каша) - пыды (удмуртское);
  - ман;н (чувашское) (мой) - минун (финнское);
  - тин;с (чувашское) (море) - тенгер (венгерское);
  - тин;с (чувашское) (море) - тэнгис (монгольское);
  - к;тк; (чувашское) (муравей) - готка (финнское).
  Чувашский язык, как относящийся к алтайской и тюркской, к таким многогранным и обширным языковым группам, учёные считают родственным западнохуннским, потом булгарским языкам (хазары, получается, действительно родственны булгарам). И чувашский язык единственный уцелевший из этой булгарской ветки и продолжает существовать после булгарского языка (Дыбо А. В., Хронология тюркских языков и лингвистические контакты ранних тюрков). По данным учёных, выделение в отдельную группу этих языков произошло именно две тысячи лет назад после разгрома западных хунну китайцами и ухода их на запад.
  О связи тюрков с шумерами я как-то читал у некоторых чувашских авторов, но думал, что это уж слишком (Антей Илитвер (Иванов Лука Мефодиевич), Предыстория чувашского народа (Опыт выявления генеалогической линии эпоса), Чебоксары, 2003). Вообще, Антей Илитвер и некоторые другие авторы сообщали, что в чувашском языке сохранилась чуть ли не сотня шумерских слов. Несведущему в этих вопросах человеку в это было трудно поверить.
  Так что, в некоторым смысле, статья уважаемого Михаила Израйлевича Зильбермана 'О прашумерах' стала для меня приятным удивлением.
  И вот, после прочтения этой статьи, просто по-дилетантски хочу поделиться с некоторыми наблюдениями, полученными в ходе чтения, или просто отметить их для себя на будущее.
  И вот какие у меня получились наблюдения и некоторые сравнения, может, и некорректные, отдельных слов из статьи уважаемого Михаила Израйлевича Зильбермана 'О прашумерах', с просто некоторыми современными чувашскими словами, взятыми мною из обыкновенного чувашско-русского словаря:
  1). ...'Аратта' могло быть связано и с некой священной го-рой в Гиндукуше (перс. 'хинду кух' - 'индийская гора' ), которая, как утверждает Обри, первоначально называлась у арийских народов 'Ари-Арата' - 'Колесница по-клоняемых' (на санскрите 'арати' букв. означает 'по направлению к добродетели'...
  В современном чувашском языке имеются слова ыр; (добро, доброе дело, добрый, хороший, приятный, хорошо, приятно), или ту (гора). Их словосочетание Ыр; ту означает в дословном переводе добрая гора. Может, и наивно, но что-то похожее есть. Правда, это же слово ту, уже глагол, означает делать, заниматься.
  Антей Илитвер приводит слово эрету (добрая гора) (как шумерское).
  А ещё чувашские ар - это мужчина, атте - отец, папа или как прилагательное - отцовский, папин. Антей Илитвер приводит слова эрэ (мужчина) (как шумерское) и атта (отец) (как аккадское). Атте-анне - это уже родители или папа-мама.
  2). ... Индоарийское слово (на персидском языке) 'вода (божество воды)' - 'Ап' , весьма близко к шумерскому '(а)пу' (корень слова [п]), означающему 'водоём, ко-лодец'...
  Вот в чувашском языке имеется слово пус; - колодец, или ещё его второе значение - поле, нива, участок. Антей Илитвер приводит, к примеру, слово ;;в;л (родник) (чувашское) - йавал (как ивритское).
  ...С шумерским именем бога Солнца Уту ('уту' , шум. - 'светлый, сияющий' ), которое с тюркского переводится как 'огонь' (по прототюркски 'ут, уд' - 'огонь'...
  В чувашском языке ;ут, как и ;ут; - свет, освещение, блеск, ;ут; - светлый, ясный, осветительный, и, наверное, сияющий, или вут - огонь, пламя или вут; - уже дрова. Похоже, сходство явное.
  3). ... а 'анна' , санскр. - 'мама'...
  ...к примеру, как хаанейский Йамму (богиней моря, солёных вод, долгое время считалась Великая богиня...
  В чувашском языке имеются слова анне (мать, мама (моя)) или ам;ш; (мать (его)), или ама (самка, матка) или ама (женское нагрудное украшение).
  Антей Илитвер приводит слово анна (мать) (как аккадское), или, к примеру, ;утат (освети) - цитат (как ивритское).
  4). ... Очевидно, что в таком наименовании божества, как 'Энки' , который в тоже время и 'Эа' (соответственно 'Владыка земли' и 'Дом - вода' )', воплощено пред-ставление шумеров-номадов о нераздельности земли и воды. Такого же мнения при-держивались как древние тюрки: они молились божеству с названием 'Ыдук-Йер-Суб' ('Великий земля-вода' )...
  В чувашском языке - пыс;к (большой, крупный, значительный, огромный или великий, выдающийся), ;;р (Земля (планета) или земля, мир, ещё земля, почва, грунт, и последнее - место). Вот шыв - вода или водный, водяной. Вместе ;;р-шыв или ;;ршыв - это уже страна, родина, отечество.
  Есть и немного иные слова - глагол ;;р (гнить, тлеть, разлагаться), существительное ;;р (ночь) или числительное ;;р (сто).
  5). ... И бог повелевает огородить некое ме;сто (видимо, невдалеке от Высокой Хары и 'моря' Воурукаша) с четырёх сторон (длина стороны - 'в лошадиный бег' ) чудесной оградой ('вар' ) из глины и настав-ляет: 'ты запечатаешь 'вар' золотой печатью и сделаешь дверь и окно, сияющее из;нутри' (аналогия с ковчегом)...
  В чувашском языке - вар (середина, центр, сердцевина, или срединный, сердцевинный) или вар (живот, желудок, внутреннести).
  6). ...Существует мнение, что у шумерских женщин существовал особый ('женский' ) язык, отличный от обиходного, - 'эмесаль' . Попытаемся оценить содержание этого термина ('эме-саль' ), в котором 'эме' , шум. значит и 'язык' (как орган), а 'саль' - 'корзина' . Поскольку у алтайцев (и телеутов) словом 'эме-гэндара' (где 'эме' , ви;димо, - 'мать, мама' ) обозначается 'бабушка' (Л.Э. Каруновский), то прашумерское словосочетание 'материнская корзина' (корзина с 'языком' ) должно означать (как и у ряда иных народов, см. выше) - 'матка' , т.е. 'матерь, мать' . И тогда этот 'жен;ский' язык вполне мог именоваться как язык 'материнский (эмесаль)' , а это может указывать на него, как на исконный язык прашумеров (без примеси слов из лекси;кона убейдцев), сохраняемый женщинами (обычно хранительницами традиций) как 'родной'...
  В чувашском языке - ама (самка, матка) или ама (женское нагрудное украшение), ч;лхе (язык (во рту) и соответственно языковый, язычный), ч;лхе (язык, речь, языковый, речевой). А если этот эмэ-саль - просто ама ч;лхи, то есть женский, материнский язык, даже в дословном переводе, что прямо как в статье. Есть и слово ч;л; (ломоть, кусок), но он немного о другом.
  7). ... тюрко-монгольским словом 'тэнгри' - 'небо'...
  В чувашском языке есть слова - т;н (религия, вера), т;нче (мир, Вселенная или мир, свет, земля или среда, например среда обитания), тур; (Бог, божество), к;р (осень) или к;р (глаголы входить, заходить, въезжать, ступать). Антей Илитвер приводит слово тин (вселенная) (как арабское).
  А небо имеет значения т;пе (зенит, небо). А ещё т;пе - вершина, крыша, или т;пе - доля, пай. Кажется, раз Тэнгри - Бог, божество, то и слова т;н или т;нче как-то может быть связаны с ним. А ещё по чувашскому ;;лти тур; - это верхний или Верховный бог.
  Антей Илитвер приводит слово тепе (вершина) (как персидское) или тора (бог, божество) (как ивритское) или, просто для сравнения, пир;шти (ангел) (чувашское) звучит как бришти (персидское), ;;лл; (высоко, высокий, возвышенный) (чувашское) - салла (как арабское).
  Другое значение тур; или тур - прилагательное гнедой, но он вряд ли может иметь отношение к Тэнгри.
  8). ... Второе слово рассматриваемого выражения - 'гир' , здесь также означает всяческий 'мрак' и 'темноту, черноту'...
  В чувашском языке есть слова ;;р, ;;рле, означающие ночь, или, например, то же слово ;;р (было выше) - Земля (планета) или земля, мир, ещё в другом варианте земля, почва, грунт, и последнее - место). Может быть, 'гир' связан с ;;р как чёрная, тёмная земля или та же темнота.
  Правда, есть ещё слова ка;, что тоже ночь, и т;тт;м - уже мрак, темнота или тёмный, тусклый сумрачный.
  ... 'к(г)ир' - 'грязь' ; 'к(г)ор' - 'измученный' ; 'кара' - 'чер;ный' ; 'к(г);р' - 'могила' ...
  В чувашском языке хура - однозначно чёрный, ;;р (было выше) - Земля (планета) или земля, мир, ещё земля, почва, грунт, и последнее - место). Можно предположить, что хура ;;р (почти дословно чёрная или тёмная земля) это и есть к(г)ир (грязь). Правда, могила - уже вил т;при (почти дословный перевод - земля смерти) или масар ш;т;к; (яма на кладбище). К примеру, Антей Илитвер приводит слово апра (как ивритское), означающее почву.
  9). ... ими почитался бог 'Йер-Суб' - божество земли и воды...
  В чувашском языке - ;;р (Земля (планета) или земля, мир, ещё земля, почва, грунт, и последнее - место). Вот шыв - вода или водный, водяной. Вместе ;;р-шыв или ;;ршыв - это уже страна, родина, отечество.
  10). ...Супругой Тенгри слыла 'Умай-эне' - 'мать Умай' (одно из имён супруги Шивы - Ум(м)а), в имени которой ('Умай-эне' ) слово 'У(м)май' (шум. 'умма' - 'мать' ;) означает 'мать' , как и слово 'эн(н)е' (возможно, фонетическая разновидность тер;мина 'эм(м)е' ) - 'мама, мать' ('эн(н)е' адекватно санскритскому 'ан(н)а' - 'мама' ).
  В чувашском языке - ама (самка, матка) или ама (женское нагрудное украшение), анне - мать, мама (моя) или ам;ш; - мать (его). Толковать можно по-разному, но сходство вроде есть, например - ама-анне.
  11). ...(за Ниназу были сохранены и черты воителя (49.)), но у патриархальных древних шумеров это важное божество обрело мужской статус...
  В чувашском языке - а;а (самец), и ещё а;а (гром, молния).
  12). ...В 1915 г. ассириолог Ф. Хоммель обнаружил ок. 200 шумерских слов, совпадающих с тюрко-монголь;скими (Fr. Hommel 'Zweihundert sumeroturkische Wortgleichenden' . 1915). В 1975 году О. Сулейменов выявил ещё 60 тюркских слов, совпадающих с шумерскими. Шумерский язык в какой-то степени напоминает и урало-алтайские языки.
  К примеру, упоминавшийся выше Антей Илитвер в своей работе пишет, что в чувашском языке более ста слов, сходные с шумерскими.
  Не знаю, что верно, но, на мой взгляд, такие интересные совпадения неспроста.
  Может, когда-то пратюрки положили начало шумерскому народу? А, может, часть шумеров в ходе различных исторических процессов приняла участие в судьбе пратюрков, и конкретнее, некоторых тюркских народов?