Monkey me

Владимир Альтдорф
Чтобы разрушился мир, достаточно предательства одного человека, который являлся для тебя целым миром…

Ольга Саламандра



Как никогда не хотелось «препарировать» клип и раскладывать всё по косточкам… А просто прочувствовать и понять. Милен и режиссёрам это удалось. В незатейливом видеоряде скрываются много философских понятий и тайн!

Конечно, клип посвящён верному преданному другу Милен – её недавно умершей обезьянке ЕТ, прожившей много лет рядом с певицей. Что может быть дороже? Этого света, тепла? Когда обрываются все эмоции и приходит крах… Крах в смерти, крах в надеждах, понимание быстротечности и кратковременности… Как один миг… Всё пролетело, как двадцать лет… В то же время, Милен показывает в клипе крах не только в смерти.. Снова подняты чёрно белые грани и серые оттенки нашей действительности и потери. Переживания. Это жгучая боль, такая пронизывающая, перемежающая, вечная, возвышенная боль. Обезьянка обретёт в конце вознаграждение за всё…

Обезьянки - это мы. Образ Monkey Me – это все мы. Печально трагически настроенные и переживающие крушение, вопреки обузданyости и неравноправности свершившихся деяний, в упрёк невзгодам и потерям, навстречу трудностям мы побеждаем падение вниз, быть может потом, быть может не сейчас, но через борьбу подсознательного, а точнее перехода в сознательное… Мы научимся передавать из подсознания  на поверхность сознания других… Пройдя этот путь…… Крушение… Крушение… Крушение…
Амплуа «восхождения к возвышенности» снова и снова Милен преподносит нам. Клип достаточно страшный. Безнадёжный, отчаянный, и в то же время сильный и вдумчивый, заставляющий проникнуться очень глубоко и понять… Понять… Понять… Жестокость и радость. Кто победит? Жизнь  нам даст уроки – быть смелым и твёрдым, мудрым и логичным, спокойно относиться к краху, к провалу. Провал мечты, самый последний провал жизни, когда нет вдоха, нет кислорода и сил, но…. Что то движет…

Но фоне всей тягости изображения «жизни» и смерти обезьянки, Милен показывает путь нас всех. Да да, именно смерти, Вы не ослышались. В конце клипа мы видим смерть обезьянки, отчётливо и бесповоротно. Глаза, взгляд, «венки» из цветов вокруг головы – всё это символика печального финала пути в физической оболочке …
Милен опять рисует мрачными красками печаль в первозданном и конечном виде… Эта нетленность жизни и как миг быстротечность – «Рушусь, рушусь.. вдохновенно»… как когда то она спела. Здесь так же. Ниточка её творчества прослеживается и продолжается… Даже фильм «Джорджино» вспомнился – когда все надежды потеряны. Не просто потеряны, а приведены к перенасыщенному краху… Явно Лорановские оттенки…

Вглядитесь в эти сумрачные глаза главной героини  в клипе… Это ж надо было так создать! Бархатная грусть, просто смотрите, просто проникнитесь и Вы почувствуете. Как оно собиралось, по кусочкам, по кубикам, а потом так быстро рассыпалось… Секунды… Так что берегите, то, что строите! Потом поздно будет. Осознание придёт, но слишком поздно. Тогда и терять то нечего, когда, обернувшись назад, придёт понимание того, чего и у других то не было прежде, но не вернуть на остроконечном осколке перевёрнутой жизни, не разноцветной, а чёрно белой. Милен говорит о темнице, о заточении, о тюрьме, что она другая, что она не в своём…
В концепции клипа лежит не только тема умершей ЕТ, давайте углубимся в жесты обезьяны в клипе, конечно же многие увидели значения так называемых японских философских «Трёх обезьян». В клипе все три  жеста можно заметить.
 
Три обезьяны (яп.сандзару, самбики но сару — «три обезьяны») — изображение трёх обезьян, символизирующих будистскую идею недеяния зла, отрешённости от неистинного. «Если я не вижу зла, не слышу о зле и ничего не говорю о нём, то я защищён от него» — идеи «невидения» (ми-дзару), «неслышания» (кика-дзару) и «неговорения» (ива-дзару) о зле.

В синтоизме существует обычай содержать на территории храма лошадей, поскольку считается, что это посредники между людьми и богами. А уберечь этих животных от болезней способны обезьяны. Именно поэтому Священная конюшня известна резным барельефом с изображением «Три обезьяны». Благодаря этим фигуркам, статуэтки «Не вижу, не слышу, не говорю» стали популярны во всем мире, хотя часто многие не задумываются о том, какой смысл в них хранится.
В синтоизме есть верование косин, согласно которому все заключено в циклы из 60 лет, складывающиеся из 12 лет, соответствующих определенным животным по Восточному календарю, и пяти фаз (Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода). Каждые 60 дней проводятся ритуалы с молитвами и медитациями, цель которых - воспрепятствовать выходу из человеческих тел «доносчиков». Считается, что в людях живут три сущности, провоцирующие и подстрекающие совершить грех, а затем докладывающие «наверх». Поэтому человек должен стараться вести праведный образ жизни и отстраняться от зла, не глядя на него, не слыша его и не говоря плохих вещей, что и символизирует статуэтка трех обезьян, одна из которых закрывает глаза, другая - уши, а третья - рот.
Надо признать, что это, на первый взгляд, простая, но очень мудрая и правильная мысль. Не стоит воспринимать ее как призыв к бездействию или действию по принципу страуса: не видно – значит не страшно. Наверное, речь идет о том, что, не делая гадостей, не принимая близко к сердцу плохие поступки, слова других, не следуя скверным советам, можно освободиться от ненависти, злости и жить в гармонии с самими собой.
Но почему фраза «не вижу, не слышу, не говорю» наглядно демонстрируется с помощью фигурки «Три обезьяны»? Дело в том, что это игра японских слов. «Мидзару, кикадзару, ивадзару», - так звучит высказывание в оригинале, а «-дзару» созвучно слову «обезьяна» на японском языке. Порой в композиции присутствует и четвертая обезьяна, призывающая «не делать зла».

Неужели Милен и тут призадумалась об игре слов и о великом смысле, философии?
Кто то как всегда, впрочем, многие, будут спорить со мной, что клип не эстетичен, не поэтичен, нет в нём самой Милен, что, мол, графика не та, нет смысла… А я как всегда спорю. А что, не без участия самой Милен  создавался клип? Конечно, с участием. Нет истории? Есть! Есть история! Пусть не так ярко выражена как в кинематографических клипах 80-х годов Лорана Бутона, но есть история, который каждый «прочитает» по своему, субъективно.
История жизни, история боли и борьбы, история безнадёжности, и какие бы порывы не предстояли на барьерном пути, исход только один…
Говорят, что в клипе просматривается  даже иллюстрация трагедии башен 11 сентября в Нью Йорке. Возможно. Каждый увидит по своему.
Обезьянка как бы затаённо наблюдает все эти глобальные разрушения зданий сквозь свои тихие переживания, словно параллельно её жизни идут эти крушения и она спокойна и невозмутима, не перепрыгивания с кочки на кочку, а важные потрясения в жизни её преследуют, но она смотрит на всё это с высоты прожитых лет, свыклась и просто следит, сойдя «со сцены» жизни, и наблюдает за спектаклем уже со стороны. Она думает, думает, думает, так спокойно. Спокойствие, граничащее с недоверием, а точнее с увековечением своей судьбы, странной монументальностью боли и смирения, опытом и свержением ошибок, страхами и потерями, былыми победами и… снова разочарованиями. Вот что у неё во взгляде. В её глазах тихий отголосок томной мрачной мелодии, напетой самой жизнью, переплетённой утончёнными неповерхностными нотками тоски и минорными переливами, тускло ещё отражающимися во взгляде, но.. скоро конец. Возмущение не поможет… А дальше?

Калейдоскоп взглядов. Взглядов как из вне, так и изнутри, смешение позиций, многосклонность, перемалывание ярых осуждений общественности, но она опять спокойна, как затаённое животное, уже не вымученное, а гордое, мудрое и мрачное, покорившее боль и возвышенное над всеми рушащимися городами и зданиями, она превыше…
И вот она уже на троне победы. Над чем? Над болью конечно же, словно говорит – «Хватит» . Закалено - нежная и возвышенно укреплённая, сидя на троне победы над…
И в какой то момент ей становится мерзко, тошно… И снова вопросы, вопросы, вопросы… А зачем? А смысл? Но она молчит.. И не хочет слышать вонь мира, гул переломов вселенной, она закрывает уши руками, защищая прежде всего своё «внутреннее ухо».
И даже трон и дом в котором она жила, над котором она возвысила свои эфемерные молчаливые посылы к пониманию – рушатся…
И тут последняя истерика, последний вопль… Но и они бессмысленны…
Потому что даже церковь рушиться на осколки, что видно чётко в видеоклипе. И чёрные оборванные ветви падают в могилу – крест. Это конечно финал. Кто то ещё поспорит, что клип без смысла?
Мне кажется, что Милен как никто другой понимает эту героиню – обезьянку. Равно как и обратно. Поймём ли мы? Пересмотрите клип! Этот потрясающий клип Милен Фармер, Всмотритесь в глаза Monkey Me. Проникнитесь словами, голосом Милен и смотрите в глаза обезьянки – и Вам станет легче. Энергетика клипа на самом деле очень мощная. Спасибо Милен, спасибо  Eric Delmotte и Luc Froehlicher за чудесное видео, которое не такое уж и простое на первый взгляд.

В конце клипа мы видим переплетения веток и цветов, обволакивание тела обезьяны, как символ похоронных венков и смерти, ну и конечно эти глаза в конце – страшные, и покорные, смиренные и вымученные.